Через игру к совершенству | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пакулова, О. А. Через игру к совершенству / О. А. Пакулова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/420/ (дата обращения: 24.04.2024).

Ах, Зайцев, вновь он пробудил моё былое вдохновенье,

Освободил он мысль мою, и вот, с восторгом, упоеньем

Хвалу ему я воздаю:

За то, что педагогов призывает - не погубить талант детей и дарований,

Тогда в ребёнке быстро прорастает учения плоды и воспитания.

За то, что кубики его милы, добры, не только в чтении успех для детворы,

Они свободу детям сохраняют, и ум пытливый детский развивают,

По методике Зайцева, играя, счастливы дети, солнце жизни моей,

Меньше тоски и потери на свете,

Больше радостных дней.

Умственное развитие - есть основа образования - как процесс познания истины и как результат обучения. У современных дошкольников ярко выражена потребность в познании окружающего мира, в новых впечатлениях. Развитие способностей детей, обогащение дошкольника способами освоения культуры - процесс многогранный, ибо захватывает такие явления, как накопление чувственного опыта, интуиции, абстрагирования, мышления, решение познавательных задач, практическая деятельность, озарения, открытия.

Я назвала основные дидактические ценности, где звучит главная альтернатива: либо мы всё бросим на то, чтобы протащить весь учебный процесс, всю личность через "угольное ушко" мышления; либо будем опираться на ценность личности, на её способность душой и сердцем принимать решение во время психической или интеллектуальной деятельности.

Я выбрала второй путь, так как считаю, что детскость является в какой - то степени синонимом творчества, а его незамутнённое восприятие, способность быстро и чётко схватывать главное и передавать оригинальными конструкциями сродни художественной гениальности, так как строится на интуитивной основе и, выбрав созидательную деятельность, я создала поле для развития у детей интуиции в условиях детского сада.

Психологи утверждают, что 90% знаний ребёнок получает до 5 лет.

Работая по программе "Радуга", где предполагается знакомить детей с буквами и навыками чтения. А эту трудную задачу помогает решать методика Н.А.Зайцева. Я её изучила и скажу вам, что нашла её более близкой к психологии дошкольника, так как она базируется на игре. Н.А. Зайцев понял - сердцем даже больше, чем разумом - что дети намного умнее, чем мы о них думаем, загоняя в ситуации, где они чувствуют себя несмышлеными. Желательно, чтобы такая работа стала для ребёнка праздником. А праздник для ребёнка - это когда игра сменяется игрой, когда никто не думает, что есть такое слово "Надо", а просто тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и незаметно для себя, ещё и пользу. Праздник - это рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, мечтать, чувствовать прикосновение слова к игре.

Методика "Кубиков Зайцева" - прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии И.М.Сеченова. Сенсорный поток чётко дробится на своеобразие "кванты информации", операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно - эмоциональными. Плюс полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые маленькому ребёнку, плюс постоянно изменяющиеся игровая ситуация, плюс элементы соревнования, плюс радость от явных и быстрых достижений. Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции - прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребёнка, это первый путь ребёнка к здоровью.

Наконец, важные достоинства учебных приёмов Н.А. Зайцева - это формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взора и ещё немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребёнка, - в противовес ещё одной беде нашего традиционного образования, строго ориентированного на некоего безликого среднестатистического ученика. Открытие Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Зайцев как никто другой, понял, что абстрактно - логическая неразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Для реализации этой методики необходимо было создать предметную среду, куда входят 52 кубика, таблицы. Кубики распознаются: по цвету: "золотой" - жёлтый, "железный" - серый, "деревянный" - светло коричневый, белый; по сочетанию цветов: "железно-золотой", "деревянно-золотой", "железно-деревянный"; по объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные, маленькие двойные; по звучанию наполнителя, раздающиеся при встряхивании кубиков.

Работа проходила по следящему перспективному плану:

  1. Я и кто вокруг меня.

  2. Что можно есть, а что нельзя.(с помощью кубиков прописывали, кто что любит, что кладут в салат и т.д.

  3. Сюжетно - ролевые игры с привлечением кубиков("Магазин", "Зоопарк" и т.д.).Словесные игры в утреннее и вечернее время.

  4. Игры с соревновательными элементами

  5. Словотворчество (игры "Волшебник", "Какое слово я задумала?" и подобные)

  6. Классификация кубиков Цель: закрепить признаки отличия, умение видеть и слышать мягкие и твёрдые звуки.

  7. Использование складовых картинок

  8. Загадки бывают разные

  9. Проговаривание чистоговорок, скороговорок.

  10. Чтение коротких потешек, стихотворений.

Дети с большим желанием писали с помощью кубиков свои имена, родителей, близких и знакомых. Вскоре кубиков стало не хватать, и мы переключили внимание детей на таблицу, где те же склады, что и на кубиках. Это оказалось быстрее, можно поучаствовать всем детям, кубик долго искать не надо. Психолог с мировым именем Пенелопа Линч рекомендует уже младенцу показывать книжки - картинки, называть окружающие предметы и даже сообщать ему во время кормления рецепт приготовления пищи. Опираясь на это высказывание при создании "зоны" ближайшего и дальнего развития детей с помощью игровых путешествий, КВН, кроссвордов и т.д., владея методом дидактики, мне удалось при обратной связи получить результат в знаниях детей, так при входе на "теплоход" надо было озвучить карточку (дети читали текст за минуту). Дети с опережающим развитием читали до 20 слов в минуту. В игре они передают опыт сверстникам по принципу "учитель - дети". Дети, играя с кубиками, начинали избавляться от неправильного произношения трудных звуков. Игра "Вчера+., Сегодня+., Завтра+" помогла быстро запомнить очерёдность дней недели, месяцев, времени года. Командные игры помогают малоактивным детям стать самостоятельными, решительными. Предлагаемые слова дети составляют из кубиков или по таблице. Это расширяет запас активного словаря, расширяет кругозор детей, развивает зрительное внимание, развивается память. Мои воспитанники очень быстро запоминают стихи, разгадывают загадки. Тем самым развивается логическое мышление, речь. При классификации кубиков так же приходили на помощь стихи.

- Деревянный звук, какой? - У металла гулкий звук,

Он стучащий и сухой, Не похож совсем на стук,

Тёплый и трескучий, Он бывает и трубящий,

Тихий и гремучий. И призывной и бренчащий.

Знакомство с написанием предложений при помощи кубиков работали только конец апреля и май. Для детей с опережающим развитием предлагались ребусы, кроссворды. Остальные дети к ним, конечно, подключались, спорили, доказывали, добившись успеха, вместе радовались.

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Если дошкольное учреждение и семья "закрыты" друг для друга, ребёнок оказывается между двух систем. У меня в группе двери для родителей всегда открыты. Перед тем как начать работу по этой методике, я провела родительское собрание, где стояли задачи - познакомить родителей с "Методикой Н.А.Зайцева", убедить в необходимости помогать нам поддерживать интерес к знаниям дома. Проводила консультации: "Как поддерживать интерес детей к книгам", "Почему не нужна азбука с картинками" и другие. Родители шли ко мне с новыми книгами, новыми стихотворениями, которые заинтересовали их детей, а значит и сверстников в группе. Приглашала родителей на занятия, игры. Это очень помогло мне сблизиться с родителями в требованиях к детям. Родителей настраивала, что надо радоваться даже самым маленьким успехам детей. И это дало свои плоды. Дети читали, стремились к новым знаниям, а родители восторженно об этом говорили мне и своим знакомым.

И вот мы подошли к 1 классу. У всех детей высокий уровень мотивации идти учится в школу. Также высокий уровень развития внимания, памяти, воображения. В школе дети безошибочно, аккуратно писали в тетрадях, не сливали слова в предложении, в конце предложения ставили точку, т.е. для них этот материал был не нов. Учились они с желанием, каждый день хотелось всё больше и больше знать нового. Учебный год пролетел быстро, потому что было интересно. Они были уверенные в своих знаниях, раскрепощённые.

Концентрированное развитие мышления у воспитанников позволило мне создать модель непрерывного образования, основой которой является знания психологии - разнообразная, насыщенная, изменяющаяся деятельность, что помогает полноценному психическому развитию ребёнка и способствует развитию его способностей, ставит перед ним "сверхзадачу", в данном случае интуитивному обучению чтению, чтобы в кратчайший срок дать детям как можно больше. А иначе - взрослый не преодолевает, а создаёт и закрепляет недоразвитие. Снисходительность к ребёнку неизбежно снижает уровень требовательности к себе. Сотрудничая с детьми, я ощущаю себя не просто партнёром, наставником или контролёром - а тем человеком, кто постепенно шаг за шагом, повышая уровень трудности задач и творческой самостоятельности в их решении, организует процесс совместной практической деятельности детей, развивает их способности, помогает ребёнку постичь, узнать, то к чему тянется его душа. Для этого существует много новых методик, в частности методика А. Зайцева, помогающая ребёнку найти себя. Она для ребёнка - игра, а для взрослого - большая, творческая работа и удовлетворение от её результата.

А результат уже был налицо. По оценкам учителей нашей школы, у моих воспитанников очень хорошо развита устная речь, высокая грамотность, техника чтения намного опережает средний уровень, что помогает ребёнку быстрее усваивать другие предметы. А главное ребёнок раскрепощён и постоянно готов к познанию нового материала, на основе накопленного. Дети активны в жизни школы, самостоятельно могут организовать внеклассную работу, подготовится ко всем видам соревнований. Методика Н.А. Зайцева помогает мне уже много лет через природу самого ребёнка, помочь ему всесторонне активизировать познавательную мощь своего мозга. В этом году мои воспитанники выпускаются из школы. Из 24 детей 6 человек претендуют на золотую медаль.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, кубик, методика, помощь кубиков, родитель, классификация кубиков, опережающее развитие, познавательная мощь, учебный процесс.

Похожие статьи

Логические блоки Дьеныша как ступень к успешному овладению...

Эти блоки являются и конструктором, и кубиками, и мозаикой, и логическими паззлами, и развивающей игрой — а какой именно — здесь все зависит от фантазии педагога и умения его так обыграть учебный процесс, чтобы дети и не подозревали...

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Своевременная диагностика и развитие несформированности познавательных процессов позволит избежать трудностей детей в

Пространственные функции данной категории детей мы диагностировали с помощью методики Тейлора, методики Рея-Остерица и кубиков Кооса.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение

Развивать логическое мышление, упражнять в классификации блоков по цвету и форме

Ответы детей. Дидактическая игра как средство развития логического...

Развитие познавательной активности дошкольников средствами...

игра, познавательная активность, задача, логическое мышление, ребенок, способность, развитие, детский сад, индивидуальный подход, Участие родителей.

Игра как средство развития пространственного воображения...

Развивающие игры Б. П. Никитина [6] имеют некоторые особенности: Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Математическое моделирование в детском саду

С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребёнка

В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, уточнения, закрепления учебного материала.

Дети: из кубиков.

Дидактическая игра с использованием больших кубиков «Построй домик».

Логико-математическое развитие дошкольников средствами...

С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребёнка

В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Молодой ученый. В учебно-тренировочном процессе я использую упражнения для совершенствования и развития.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, упражнение, игра, чувство ритма, развитие чувства ритма...

Похожие статьи

Логические блоки Дьеныша как ступень к успешному овладению...

Эти блоки являются и конструктором, и кубиками, и мозаикой, и логическими паззлами, и развивающей игрой — а какой именно — здесь все зависит от фантазии педагога и умения его так обыграть учебный процесс, чтобы дети и не подозревали...

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Своевременная диагностика и развитие несформированности познавательных процессов позволит избежать трудностей детей в

Пространственные функции данной категории детей мы диагностировали с помощью методики Тейлора, методики Рея-Остерица и кубиков Кооса.

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение

Развивать логическое мышление, упражнять в классификации блоков по цвету и форме

Ответы детей. Дидактическая игра как средство развития логического...

Развитие познавательной активности дошкольников средствами...

игра, познавательная активность, задача, логическое мышление, ребенок, способность, развитие, детский сад, индивидуальный подход, Участие родителей.

Игра как средство развития пространственного воображения...

Развивающие игры Б. П. Никитина [6] имеют некоторые особенности: Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Математическое моделирование в детском саду

С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребёнка

В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, уточнения, закрепления учебного материала.

Дети: из кубиков.

Дидактическая игра с использованием больших кубиков «Построй домик».

Логико-математическое развитие дошкольников средствами...

С этих позиций процесс математического моделирования позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребёнка

В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Молодой ученый. В учебно-тренировочном процессе я использую упражнения для совершенствования и развития.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, упражнение, игра, чувство ритма, развитие чувства ритма...