Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)

Статья просмотрена: 1993 раза

Библиографическое описание:

Серова, О. В. Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов / О. В. Серова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/414/ (дата обращения: 25.04.2024).

Современное общество с развитием рыночных отношений выдвигает новые требования к образованию и профессиональному самоопределению студентов. В связи с этим, обществу стали необходимы люди, способные к саморазвитию, к принятию нестандартных решений, к умению ориентироваться в быстро растущем информационном потоке.

Целью современного образования уже не является законченная сумма знаний, умений и навыков. В XXI веке на первый план выходит умение ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, социальная ответственность, одним словом – умения XXI века.

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности.

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 2203 – «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» техник должен: 

  • быть способным к системному и практическому действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению

компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации [1].

Для решения этих задач предлагается использование проектного метода, как в различных дисциплинах, так и на занятиях по производственному обучению, на учебной практике, а также в воспитательной работе.

Навыки проектной деятельности необходимы сегодня студентам всех специальностей, но особенно они важны для студентов – будущих специалистов в области IT- технологий. Конец XX – начало XXI века отмечены бурным развитием информационных и коммуникационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Это означает необходимость для человека непрерывно совершенствовать свои навыки и компетенции с целью успешного поиска себя на рынке труда. И здесь проектный метод наиболее эффективен.

Активное использование метода проектов при обучении студентов факультета среднего профессионального образования Волжского государственного инженерно-педагогического университета будет способствовать повышению уровня мотивации студентов к обучению, формированию коммуникативных навыков, повышению уровня самостоятельности, общему интеллектуальному развитию.

Реализация задач формирования этих умений и качеств, предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:

  • вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем;

  • свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме;

  • постоянного испытания своих интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Создать вышеперечисленные условия в образовательном процеесе позволяет использование метода проектов. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 1920-30 годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий, распределение ролей. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. [2].

Проблеме использования метода проектов посвящены исследования С.Т. Шацкого, В. М. Шепель, Н.А. Масюкова, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионова, В.В. Серикова, В.Д. Симоненко, и др.

В соответствии с учебным планом по специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» уже в первый год обучения студенты проходят практику для получения первичных профессиональных навыков. Практика призвана углубить знания по специальным предметам, изучаемым на первом курсе.

Практика студентов имеет целью закрепление теоретических и практических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (информатика, математика, основы алгоритмизации и программирования, операционные системы и среды, архитектура ЭВМ и вычислительные системы), а также получение первоначального опыта профессиональной деятельности по изучаемой спе­циальности.

В ходе учебной практики студенты выполняют учебное исследование в рамках учебного проекта по одной из тем практики. Работа выполняется в группах из 4-5 человек. Работая в группах, студенты должны проявить качества, необходимые будущему специалисту. Это ответственность и коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое и системное мышление; умения работать с информацией и медиасредствами; умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность.

При работе в группах студенты ищут ответ на проблемный вопрос; формулируют цели учебного исследования; выбирают методы исследования; подбирают необходимые ресурсы; выполняют исследование; проводят самооценку и взаимооценку выполненного исследования; формулируют выводы; оформляют результаты с использованием современных информационных технологий; защищают результаты на итоговой конференции по практике.

При выполнении учебных исследований студенты используют различные информационные технологии, освоенные в рамках учебной практики: технологии обработки текста, технологии обработки табличных данных, мультимедийные технологии, сетевые технологии. Результаты работы в проекте они представляют с помощью технологии Вики, с помощью блогов, документов совместного редактирования, с помощью карт знаний, Google-сайта.

Портфолио проекта размещается на Вики-портале ВГИПУ по адресу http://wiki.vgipu.ru.


Литература:
  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессиональ­ного образования по специальности 2203 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем (базовый уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. – 36 с.

  2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, профессиональная деятельность, профессиональное образование, умение, учебная практика, вычислительная техника, Программное обеспечение, проектный метод, рынок труда, социальная ответственность.

Похожие статьи

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Профессиональное образование приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную деятельность согласно запросам работодателей, на обеспечение конкурентоспособности специалистов...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога. Авторы: Омарова Малика Омаркадыевна

Кроме того в педагогической практике широкое распространение получают образовательные технологии, требующие от педагога умений проектировать...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, - формирование мотивации на проектную деятельность у...

Социальное проектирование как средство профессионального...

Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации

проектная технология, социальное проектирование, профессиональное самоопределение.

Особенности профессионального развития педагогов в процессе...

Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность технологий и метода проектов позволит педагогам повысить уровень профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности...

Педагогические условия формирования проектных умений...

Планируя и организуя учебно-проектную деятельность, необходимо определить, какие способности или неспособности студента влияют на

К тому же, среднее профессиональное образование характеризуется как образование, направленное на подготовку к...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

Особое значение в реализации проектного метода имеет мастерство учителя.

В процессе подготовки проекта студенты приобретают следующие умения и навыки

Возможности проектных технологий по формированию...

умение, проектировочное умение обучающихся, проект, метод проектов, коммерческая деятельность, профессиональное обучение, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность...

Развитие проектного метода в системе образования

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей.

Похожие статьи

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Профессиональное образование приобретает деятельностную направленность и нацелено на конкретную профессиональную деятельность согласно запросам работодателей, на обеспечение конкурентоспособности специалистов...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего...

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога. Авторы: Омарова Малика Омаркадыевна

Кроме того в педагогической практике широкое распространение получают образовательные технологии, требующие от педагога умений проектировать...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, - формирование мотивации на проектную деятельность у...

Социальное проектирование как средство профессионального...

Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации

проектная технология, социальное проектирование, профессиональное самоопределение.

Особенности профессионального развития педагогов в процессе...

Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность технологий и метода проектов позволит педагогам повысить уровень профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности...

Педагогические условия формирования проектных умений...

Планируя и организуя учебно-проектную деятельность, необходимо определить, какие способности или неспособности студента влияют на

К тому же, среднее профессиональное образование характеризуется как образование, направленное на подготовку к...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

Особое значение в реализации проектного метода имеет мастерство учителя.

В процессе подготовки проекта студенты приобретают следующие умения и навыки

Возможности проектных технологий по формированию...

умение, проектировочное умение обучающихся, проект, метод проектов, коммерческая деятельность, профессиональное обучение, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность...

Развитие проектного метода в системе образования

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей.