Библиографическое описание:

Алиомаров Л. М., Сайдумов М. С. Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 7-8.

Содержание технико-технологических знаний в обучении технологии составляют систему основы современного производства и принципы управления им. Изучение естественнонаучных дисциплин и физических законов учащимися, не только знакомят их с теорией, но и формируют у них умения применять эти законы в практической деятельности.

Технико-технологические знания – это система не только научных понятий, но и практические действия, характеризующие основы применения средств и способов преобразования окружающей действительности.

Данные знания состоят из изученных дисциплин не только в средних общеобразовательных школах, но и средне профессиональных заведениях, служащих для выявления и применения полученных технологических знаний в повседневной деятельности каждого человека.

Рассматривая классификации наук, созданные в нашей стране в последний период, следует отметить, что наиболее известной в настоящее время является классификация Б.М. Кедрова [1] которая была опубликована в книге “Классификация наук II. От Ленина до наших дней ” в 1965 году.

В процессе изложения собственной классификации Б.М. Кедров рассматривает в качестве общей структуры основные отрасли научного знания так называемый представляющий так называемый «треугольник знаний».

Нас в большей степени в классификации Б.М. Кедрова интересует компонент технические науки, ввиду возможности характеристики в нем технико-технологических знаний.

По мнению Б.М. Кедрова, технические науки изучают искусственно созданные человеком системы (технику), являющиеся орудиями и продуктами труда человека и вместе с тем обладающие рядом специфических особенностей.

Следовательно, технико-технологические знания, приобретаемые при изучении учебных дисциплин в общеобразовательных школах, особо не отличаются от последующей направленности подготовки будущего учителя технологии, а наоборот дополняют уровень знаний и формируют применение полученных знаний в профессиональной деятельности. Таким образом, технико-технологические знания лежат в основе совокупности орудий труда и технологических процессов, которые происходят в производственной деятельности каждого индивидуально; технико-технологические знания формируются на базе технологии обучения и усвоения не только общественных наук, лежащих в основе устройства и функционирования современной техники, но применения их на практике; носят динамический характер, изменяя развитие науки и производства и производственных отношений в современных условиях; отражают действительные закономерности, обусловленные в системе гуманитарных и естественных наук, которые составляют основу технико-технологического образования.

Существенной стороной формирования технико-технологических знаний выступает усвоение школьниками общности, широты использования в производстве изучаемых дисциплин и их принципов, необходимых для применения учащимися в практической направленности. Например, учитель разбирает объекты производства и обобщает принципиальную схему использования полученных знаний в производстве.

Сущность технологических знаний составляет взаимосвязь законов и понятий наук, раскрывающих общие научно-технические стороны современного производства. В содержание этих понятий входят законы, лежащие в основе указанных сторон. Научные знания, изучаемые в школе, выполняют не только познавательную, мировоззренческую, но и технологическую функцию.

Технико-технологическое образование есть процесс и результат систематизированных знаний и умений в технологическом образовании, которое следует понимать как ту часть профессионального образования, где учащиеся усваивают технологические знания и умения и включаются в производственные отношения. Технологическое образование дает четкое представление и содержание общественной деятельности. Важным элементом технологического содержания является ознакомление учащихся с методом внедрения и использования научных открытий в производстве. Технологическое значение приобретают современные и перспективные идеи, научные теории, которые находят отражение не только в учебных предметах, но и в практической деятельности. Технологичность этих идей и теорий возрастает в связи с тем, что активное участие школьников в труде, в сфере материального производства они найдут широкое практическое применение. Содержательная сторона технологических знаний должна способствовать развитию у учащихся технологического мышления, которое согласно исследованиям психологов, педагогов отмечается некоторыми особенностями. Например, технологические знание предусматривают знакомство учащихся с перспективными идеями, теориями и методами их применения. Эти идеи обусловливают дальнейшее совершенствование технико-технологических знаний в повседневной жизни каждого человека.

Реализация технико-технологических знаний и формирование технологических умений во многом зависит от способов взаимодействия учителя и ученика.

Особую роль в формировании технико-технологических знаний имеют методы, применяемые во взаимодействии учителя и ученика, в реализации педагогического процесса, которое включает содержание знания в образовательной области «Технология», а также в модернизации методов обучения в общеобразовательных школах [2].


Литература:

1. Кедров Б.М. Классификация наук II. От Ленина до наших дней. – М., ''Мысль''. 1965. С.485 - 486.

2. Технология. Концепция технологической подготовки школьников Дагестана. – Махачкала, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle