Библиографическое описание:

Гаврилова Е. Э. Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 117-120.

На протяжении многих столетий философы, педагоги, социологи, психологи изучали вопросы, связанные с развитием человека. Эти вопросы и сегодня продолжают быть актуальными, так как глобальные процессы, происходящие в обществе, требуют от человека способности быстро адаптироваться к непрерывно изменяющимся социальным условиям жизни. Анализируя различные подходы ученых, особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять вопросам среды и творческой деятельности. Эти два компонента не просто влияют на развитие человека, а формируют его на детско-юношеской стадии развития как творческую личность, способную вырабатывать новые идеи и подходы в организации собственной деятельности, заниматься саморазвитием и преобразовании окружающей жизни. При этом среда и творчество являются естественными условием и началом для развития человека и его деятельности.

В 20-30 годы прошлого столетия Л.С. Выготским была разработана культурно-историческая концепция развития психики, согласно которой развитие человека происходит от социального к индивидуальному, условиями развития являются морфологические особенности мозга и общение, а в качестве источника развития выступает среда. При этом подчеркивалось, что отношение человека к среде меняется с возрастом, и, следовательно, меняется и роль среды в его развитии. А.Н. Леонтьев рассматривал развитие человека как процесс взаимовлияния творческой деятельности и результата этой деятельности, преображающий окружающий мир, обуславливающий существование человека и культуры в целом [1].

Из вышесказанного можно предположить, что развитие человека, деятельность и творчество - суть взаимосвязанные процессы. «…Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет это созданное его творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущем и обнаруживающимся только в самом человеке», -пишет Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» [2, С.3]. Данное определение наталкивает на мысль о том, что каждый человек обладает способностью к творческой деятельности.

Начиная с первых лет своей жизни человек, является активным исследователем и творцом. Каждый его день связан с познанием, открытием, восприятием, неустанным мыслительным процессом, оценкой, переработкой информации, получением субъективного опыта, на основе которого составляется свое собственное представление об окружающем мире. И если пытливый ум подрастающего человека находит должную поддержку в той среде, где он растет, то стремление к творческой деятельности в дальнейшем может перерасти в естественную потребность. Здесь уместно вспомнить мысли С. Л. Рубинштейна о том, что для создания большой личности необходима большая творческая работа, и личность будет тем значительнее, чем больше сфера ее творческой деятельности и мир, в котором она живет [3].

По представленным в психологической литературе данным, развитие творческих способностей и активная творческая деятельность человека приходится на наиболее сенситивные периоды его развития – возраст от трех до пяти и от двенадцати до двадцати лет. Происходящие на каждом возрастном этапе новообразования являются благоприятной предпосылкой для дальнейшего творческого развития человека. Так, например, дошкольный возраст связан с ведущей деятельностью - игрой, которая содержит в себе мотивационный, когнитивный, рефлексивный и поведенческий компоненты. Поступление в школу знаменует начало учебной деятельности. В этот период особое место занимает овладение специальными знаниями и навыками, познание и творчество плотно переплетаются между собой, что создает необходимые условия для развития творческой деятельности ученика. Начиная с подросткового периода, происходит очередной ряд новообразований, любознательность младшего школьника приводит его к целенаправленной познавательной деятельности, что является естественной ступенью для развития творчества [4].

Рассмотрим составляющие творческой деятельности: среда и условия, личность творца, процесс деятельности, продукт творческой деятельности.

Из перечисленных составляющих личность ребенка мы принимаем как данность с теми задатками, уровнем воспитания и образования, с которыми он к нам приходит. В то же время, среду и условия, которые влияют на «творца», процесс и продукт его творческой деятельности мы организуем и формируем сами. Л.И. Божович определяла среду как особое сочетание внутренних процессов развития человека и внешних условий, обусловливающих динамику его развития, и способствующих возникновению новых качественных образований. По Выготскому воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, в которой, роль воспитателя сводится к организации и регулированию этой среды. С.Л. Рубинштейн в статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)», разрабатывая педагогические и психологические аспекты пишет: «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. По тому, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [5, C.224].

Другими словами, среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворяет ее потребности. И от того, как организованы среда и условия, будет зависеть сохранение творческого потенциала школьника, дальнейший процесс развития его творческой деятельности, а также формирование новых творческих навыков в соответствии с потребностями и приоритетами подрастающей личности.

Таким образом, мы предполагаем, что учебно-воспитательная среда включает в себя два компонента: предметно-пространственный и духовный. Предметно-пространственная среда играет важную роль в создании эстетического и эмоционально-психологического комфорта. Воздействуя на человека, она формирует вкус, представление о красоте, ценностные ориентации и становится средством передачи социального опыта. Духовный компонент включает в себя атмосферу всего школьного учреждения в целом, с его традициями, преемственностью, творческим потенциалом всего коллектива и отдельно взятого учителя, являющегося проводником и транслятором духовных ценностей школы через предметную и воспитательную деятельность. Школьная среда должна обеспечивать полноценное и своевременное развитие учащегося; побуждать его к деятельности, обеспечивать развитие субъектной позиции; быть содержательной, востребованной, разнообразной по формам, методам и содержанию; направленной на формирование познавательной самостоятельности, на формирование и развитие способностей, на вырабатывание активной жизненной позиции.

В педагогике существует различные педагогические системы, суть которых заключается в развитии творческого мышления через учебную и воспитательную деятельность. Например, система обучения М. Монтессори, Вальдорфская школа, система развивающего обучения (Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова), педагогика сотрудничества (Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н.), гуманистическая педагогика (Сухомлинского В.А.), гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили), личностно-ориентированная педагогика (И.С. Якиманская) и другие. Сегодня существует ряд школ, в которых реализуются педагогические принципы названных педагогических систем, атмосфера творчества является доминантой, а в учебно-воспитательный процесс включены не только педагогический коллектив и ученики, но также родители и разные социальные институты.

Среда в таких школьных учреждениях соответствует необходимым критериям развития творческой деятельности и включает в себя информативную наполненность, вариативность методов и средств, поисковый и исследовательский характер, аналитический подход, эстетическую направленность деятельности школьника и его творчества, готовность к инновационной деятельности.

К школам подобного типа можно отнести школу №825 ЮВАО г. Москвы, директором которой является В.А. Караковский, одним из авторов концепции сотрудничества. Воспитательная система данной школы представляет собой уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых, а главной методикой является коллективно-творческая деятельность.

Школа ЮЗАО г. Москвы №109 Е.А.Ямбурга превратилась из экспериментальной площадки в многопрофильный центр образования, главной задачей которого является адаптация к социальной жизни и культивирование духовного начала учащихся. Развивающее профильное обучение позволяет ученикам достигать высоких результатов в науке и творчестве. Центр имеет собственный театр, флотилию, конюшню, классы художественных ремесел, что в еще большей степени способствует реализации их творческого потенциала и самоопределения.

Индивидуальные образовательные планы, творческие, научные и проектные работы, эксперименты, проблемные группы и педагогические пленумы, новые школьные сборники со статьями учителей и работами учеников, семинары, ролевые игры, праздники, зимние и летние лагеря, создание Совета Школы и школьной Конституции - вот далеко не полный список деятельности ЦО «Школа самоопределения» №734 ВАО г. Москвы. Директором школы А.Н. Тубельским и коллективом учителей создана творческая комфортная среда для всестороннего развития учащихся.

Помимо рассмотренных московских школ, директора которых на протяжении многих лет являются новаторами педагогической деятельности в России, приведу в пример обычные школы, учебно-воспитательная среда которых также направлена на развитие творческой деятельности школьников.

Благодаря директору Языковой Н.Н и коллективу учителей единомышленников в школе №353 им. А.С. Пушкина ЦАО г. Москвы была сформирована педагогическая системы «Воспитание традицией». Главные ее принципы – простор для творчества, богатейший опыт разных творческих форм, пробуждение скрытых творческих способностей учителей, учеников, родителей, привлечение единомышленников и всех, кому близко «Пушкинское слово». В школе царит атмосфера творческой дружбы и преемственности поколений, взаимоуважения между учителями и учениками. Каждый год выпускники разных лет, нынешние ученики и их родители, бабушки и дедушки приходят на новогодние балы, театральные фестивали, традиции проведения которых берут начало с 1936 года, момента создания школы. Спустя десятилетия, яркая и насыщенная жизнь школы сформировалась в четкую и ясную воспитательную модель «Пушкинский календарь»: «Болдинская осень» - «Бал» - «Дни памяти» - «Пушкинская весна». Эти ключевые точки календаря помогают сконцентрироваться на главном, дают возможность на более качественном уровне подготовиться учителям и учащимся, и проследить собственную траекторию творческого развития и личностного роста [6].

Рассмотрим более подробно влияние среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьников на примере школы № 507 ЮАО г. Москвы [7]. На базе этой школы создан проект «Единое школьное творческое пространство», главной целью которого является создание единой творческой среды, способствующей развитию и поддержанию творческой активности, мышления и деятельности учащихся, учителей и родителей на всем учебно-воспитательном пространстве школы. В процессе реализации проекта педагогическим коллективом школы решаются следующие задачи:

- создание условий для развития творческого мышления через проведение нетрадиционных уроков и внеурочных деятельности творческой направленности;

- формирование навыков творческой деятельности и активности учащихся и педагогов (инициатива, самостоятельность, ответственность, самореализация) в учебной и внеучебной деятельности;

- формирование субъектной позиции ученика (целеполагание, мотивация, самоопределения, рефлексия);

- интеграция творческих способностей учащихся и учителей через совместные, коллективные и индивидуальные виды деятельности;

- формирование системы морально-нравственных ценностей и активной социальной позиции личности;

- формирование эстетическо-ценностной ориентации личности через воспроизведение собственного творчества и восприятия творчества других;

- формирование культуры чувств, поведения, общения учащихся.

Проект реализуется учителями предметниками, педагогами дополнительного образования, библиотекарями, методистами, психологами, социальными педагогами через ряд взаимосвязанных программ: «Предметные недели», «Воспитание традицией КТД», «Лидер», «Школьное научное общество», «Интеграция основного и дополнительного образования».

Классификация форм деятельности единого школьного творческого пространства насыщена и разнообразна. Ее можно разделить по следующим направлениям:

- интеллектуально-познавательного: морской бой, конкурс кроссвордистов, видео-викторина, игра «Что? Где? Когда?», брейн-ринг, Кругосветка знаний, рыцарские турниры; шахматные турниры «Я и компьютер», Умники и умницы, Своя игра и т.д.;

- художественно-эстетического направления: театральный фестиваль, фестиваль военной песни, школьный альманах, КВН, конкурс «Имя школы РОСТА №507»; конкурсы вокалистов, музыкальных исполнителей, чтецов, танцоров и т.д.;

- прикладного направления: фотовыставки, конкурс рисунков, выпуски стенных газет, конкурс видеофильмов, видеопрезентаций и т.д.;

- спортивного направления: школьные олимпийские игры, кроссы, интеллектуально-спортивные игры, эстафеты, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д;

- научного направления: конференции, диспуты, круглые столы, дебаты, проектные работы, стендовые сессии;

- социального направления: открытый микрофон, социальная реклама, социальные проекты, интерактивные программы для детского дома, акции «Солнечное сердце» и т.д.

В школе есть музей прикладного творчества, музей истории школы, своя костюмерная. В качестве фотографов и кинооператоров, хореографов и режиссеров работают преподаватели, ученики, и выпускники школы. Развита сеть взаимодействия социальных институтов как площадка для реализации и обогащения творческой деятельности учащихся и учителей.

Единое творческое пространство школы №507 формирует потребность в творческой деятельности учащихся и учителей. Позволяет построить субъект-субъектные отношения учителей и учащихся. Обогащает социальный опыт и формирует систему нравственных ценностей, закладывает основы для личностного роста учащихся и учителей, а также основы для достижения ими реальных творческих результатов.

На наш взгляд в последнем примере достаточно полно раскрыта суть проекта, который показывает, что подобная учебно-воспитательная среда не только позволяет сохранить, но и развить творческую деятельность учащихся, которая в будущем может стать для них «естественной потребностью, мотивирующей на саморазвитие и самообразование и, тем самым, обеспечивающая социальное развитие» школьников [8].


Литература:

1. Божович Л. И. Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1981.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

3. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории //Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.

5. Основы общей психологии// составители, авторы комментариев и послесловия
А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, - СПб., 2000.
6. Гаврилова Е.Э. статья «Воспитание традицией» //Современное гуманитарное образование в социокультурном пространстве столичного мегаполиса, вып. 3,- М., 2010.

7. Гаврилова Е.Э.статья «Единое творческое пространство как условие создания культурной среды» стр. 209// Социально педагогическая поддержка ребенка, - М., 2009.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle