Библиографическое описание:

Лукашеня З. В. Повышение качества реализуемых образовательных процессов средствами консалтингового центра университета [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 100-103.

Как следствие интенсивного инновационного развития организаций и учреждений управленческое консультирование призвано помочь руководителям и коллективам в решении совокупности проблем, связанных с организацией управления сложными системами в различных сферах деятельности. Консалтинг нами рассматривается как вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Потребность в управленческом консалтинге возникает в случае намечаемых изменений в деятельности организации или учреждения, ухудшения общих результатов этой деятельности (включая кризисные ситуации) либо неясности перспектив дальнейшей работы. В такой ситуации консультирование носит многофункциональный и междисциплинарный характер. Работа консультанта включает в себя взаимодействие различных видов деловой активности, затрагивает технологические, экономические, финансовые, юридические, психолого-социологические, политические и другие аспекты деятельности организации. На основе этого анализа консультант формулирует рекомендации, касающиеся основных целей, деловой политики и стратегии общего планирования, структуры и контроля над работой организации.

Консультант – это специалист в конкретной сфере деятельности, чьей основной функцией в данной организации является помощь другим людям (клиентам) в достижении определённых целей, в рамках общей стратегии деятельности данного учреждения. Консультанты помогают клиентам выполнять работу, но не выполняют работу сами. Задача консультанта – помочь клиенту (учреждению) эффективно работать. В этом смысле, консультант не предоставляет клиенту непосредственных (конкретных) услуг, а содействует выявлению сфер его недостаточной компетенции и коррекции и их в нужном направлении (от квалифицированных консультаций до содействия в решении проблем).

В качестве специалистов в области управленческого консультирования могут выступать представители высшей школы, прошедшие специальную подготовку и объединенные в методическую структуру внутреннего сервиса образовательного учреждения «консалтинговый центр». Смыслом деятельности консалтингового центра университета является достижение существенных изменений в различных сторонах жизнедеятельности образовательного учреждения как организации.

Наиболее остро проблема возникновения недостаточности профессиональной компетенции или актуальной неготовности управленцев к принятию «эффективного решения» из-за внешних или внутренних условий фиксируется в ситуациях перестроек и реформ. Приоритет заказов на аналитическое обеспечение управленческой деятельности предопределен тем, что реальная профессиональная компетентность самого управления не должна быть негативным фактором в судьбе всей целостности.

В рамках нашего исследования под категорией «управленец» мы понимаем не столько административные структуры университета, сколько каждого педагога, который осуществляет управление процессами «преподавание» и «учение», процедурой их взаимодействия. В рамках системного подхода развитие учреждения образования может быть представлено в виде триады, включающей в себя развитие персонала, развитие учебного процесса и развитие организации, между которыми существуют системные взаимосвязи. При этом имеет место не линейная причинно-следственная связь, а взаимодействие внутри системы, когда две системы дополняют друг друга и оказывают благотворное взаимное воздействие. Именно из совокупности эффективных управленческих решений рядовых педагогов образовательного учреждения складывается оптимальный вариант функционирования и развития организации.

Эффективное развитие образовательного учреждения часто носит вероятностный характер: многие его элементы связаны с категорией случайности, не каждый этап развития может быть спрогнозирован с большой долей точности. Профессиональный специалист в области управленческого консультирования может помочь руководству и всему коллективу университета увидеть и умело использовать сложившуюся ситуацию для достижения позитивных результатов.

Сложноорганизованным системам (какой является университет) нельзя навязать пути развития, которые не определяются их потребностью. Задачей консалтингового центра является помощь педагогическому коллективу в осмыслении и актуализации этих потребностей, в выявлении оптимального комплекса управленческих решений, обеспечивающих качественную реализацию процессов продуктивного управления, функционирования и развития.

Стабилизация управленческой деятельности обеспечивается возможностью технологической интеграции аналитической деятельности с педагогической. Чем более многообразна и многослойна организационная структура данной деятельностной кооперации, тем более сложное строение приобретает консалтинговый центр как управленческая подструктура.

Функционируя как внутренний сервис консалтинговый центр устраняет проблему длительного изучения объектов консультирования, значительные затраты времени на сбор и предварительную обработку информацию о характере проблем, возникающих у клиентов. Внутренние консультанты всегда доступны для клиента. Они могут в большей степени рассчитывать на доверие персонала клиентной организации, ибо конфиденциальная информация, получаемая в процессе консультирования, не выходит за ее пределы. Консультанты центра как сотрудники образовательного учреждения чувствуют большую степень ответственности за результаты своей деятельности. Услуги внешних консультантов требуют от образовательных учреждений значительных финансовых затрат.

Внутреннее консультирование имеет ряд существенных недостатков. Следует отметить определенную зависимость внутренних консультантов как от администрации образовательного учреждения, так и от различных неформальных микрогрупп внутри педагогического коллектива. Статус консультантов, их позиции в иерархии управления ограничивают масштабность и глубину их профессиональной деятельности. В этих организационных условиях может иметь место нарушение границ, обеспечивающих самостоятельное, «внутреннее» бытие аналитической деятельности, деформирование ее под случайные пожелания и замыслы управленческого звена управленческой подструктуры. Оказание консультационной помощи предполагает последующую целенаправленную управленческую деятельность по реализации рекомендаций консультантов.

В философски организованной аналитике предполагается полное владение культурой мышления, использования средств мышления, следование логическим формам мышления, владение языковой стороной мышления (парадигматика, синтагматика, семантика). Консультант-аналитик должен уметь нейтрализовать внутреннюю замкнутость каждого научного предмета заказа к заимствуемому содержанию. Консалтинговый консультант в позиции аналитика реализует заказы из деятельности образовательного учреждения. Разрабатываемое аналитиком консультационное предложение, знание обеспечивает снятие затруднений в практике функционирования управленческих (в т.ч. образовательных) процессов. Познавательный заказ на консалтинг касается не знания «сущности вообще», а знания конкретных явлений, единичных факторов. Научное познание, деятельность управленца-ученого (педагога, администратора) расходятся по своим целям и способам осуществления с деятельностью аналитика.

Консультанту-аналитику чтобы стать полезным для практика, реализовывать его заказы необходимо уметь использовать все результаты науки, суммы наук для раскрытия особенностей вполне определенного случая, объекта и т.п. Познавательное бытие аналитика совмещает научную компетентность, локализованность использования средств и методов научного познания с устремленностью на создание научно значимого «портрета» единичного случая. В связи с этим самое обычное осуществление научных исследований, их фрагментирование подчинены главному – мыслительной «реконструкции» случая, объекта и т.п.

В ходе реализации консультационной функции неизбежно вырабатывается рефлексивное отношение к «образцу» – конкретной практике, опыту деятельности. Тем самым совмещается реализация типовых рефлексивных функций – исследования (познания) опыта, критики (и проблематизации) опыта и нормирования (перепроектирования) будущего образца деятельности.

Наряду с ведущим акцентом в анализе деятельности и возникших в деятельности ситуаций – реконструкцией деятельности (вплоть до затруднения) для коррекции способа деятельности (содержания проекта деятельности), возникает необходимость акцентировки на фрагменты реального бытия, условия, в которых осуществляется деятельность. Поэтому рефлексивный подход к решению аналитических задач дополняется ситуационно-познавательным подходом (прототипом «естественно-научного» подхода). Однако фрагменты познавательного процесса сами по себе не обеспечивают принятие точных, адекватных решений в той деятельности, в которой возник заказ на аналитику. Они не меняют основного – рефлексивности аналитической работы.

Обычная консультационная деятельность носит стихийный, неосознанный характер, сводится к случайным фрагментам рефлексивности и включает массу рефлексивно некорректных процедур, совмещение фрагментов реализации различных рефлексивных функций. При консалтинговом обеспечении деятельности возникает необходимость рефлексивно-критериального обеспечения консультирования и, следовательно, аналитической деятельности. Этот тип обеспечения не просто создает позицию рефлексивной «надстройки», а особое инструментально-технологическое сервирование базового (рефлексивного) процесса любого типа. Сама управленческая деятельность базовым процессом имеет рефлектирующее мышление, завершающееся разработанным управленческим решением, опираясь на которое происходит снабжение ресурсами, контроль и коррекция в ходе реализации решения. Преобладающий объем всех процедур управления является рефлексивным. Поэтому введение функционального места «критериального обеспечения рефлексии» создает предпосылки для резкого усовершенствования, качественного роста самой управленческой деятельности.

Педагог-управленец, в ходе реализации своей деятельностной функции, не обладает достаточным временем для тщательного анализа, зависимого от культуры, технологичности, точности и т.п., а не от ситуации, многообразия потребителей его непосредственных воздействий. Консультант не ограничен по времени анализа и зависим лишь от аналитической цели, форм, способов, средств, критериев и т.п. Введение критериального слоя в консультационную мыследеятельность создает предпосылки для качественного роста самого консалтинга. Одновременно введение критериального слоя создает быстрое увеличение сложности аналитической работы консультанта. Предполагается оперирование единицами языка различного уровня абстрактности, различными семантическими системами, различными стереотипами применения языковых средств. Наиболее продуктивным в данном случае является создаваемый в методологии «язык теории деятельности».

В этом языке выделяется онтология деятельности, парадигма средств деятельностного анализа и сумма типовых форм мышления, характерных для применения парадигмы в рефлексивных функциях. Наряду с прежними фундаментальными функциями (познание, критика, нормирование), возникают функции «концептуализации» и критериев отношения к деятельности («ценностных и идеальных оснований»). Переопределяются траектории и содержание рефлексивных процессов. Критика оформляется как «проблематизация» на основе концепций образца деятельности и фиксированных ценностей и идеалов. Нормирование оформляется как «перевод проблемы в задачу». Концептуализация через использование парадигмы теории деятельности на материале ситуационных описаний (первичное познание). На основе концепции, ценностей и идеалов строится «стратегия» как специфический тип абстрактной нормы, а стратегия требует конкретизации в виде «тактик» и серий задач, составляющих проекты деятельности [1].

Через внесение результатов методологической деятельности (язык теории деятельности) меняются все основные процессы в рефлексии. Они не только резко усложняются, но и приобретают отчетливую методологическую, методическую и технологическую формы. Неизмеримо более высоким становится уровень доказательности и опровержения тех или иных рефлексивных версий консалтинговой поддержки профессиональной деятельности сотрудников образовательного учреждения.

Продукт консультирования в форме рекомендаций клиенту предполагает учет затруднений клиента и разработку последующей программы действий, нацеленных на их качественное разрешение.

L.Bramer, E.Shostrom подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не может ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники [2].

Согласно R.George и T.Cristiani, «каждая теория выполняет четыре основные функции:

  1. обобщает накопленную информацию;

  2. делает более понятными сложные явления;

  3. предсказывает последствия разных обстоятельств;

  4. способствует поиску новых факторов» [3, с. 267].

Для продуктивной реализации данных задач оправдано эпизодическое привлечение «внешнего сервиса» для повышения квалификации специалистов консалтингового центра. Профессиональный опыт «внутренних» консультантов во многом ограничен рамками клиентной организации, что обрекает их на определенный консерватизм, сужает спектр инновационных идей, которые могут быть использованы в консультационной работе.

Эффективность консультационных услуг во многом обусловлена выбором типа консультирования. Этот выбор предопределен учетом ряда факторов, отражающих характер и содержание решаемых проблем, особенности образовательного учреждения, профессиональные возможности и личностные качества консультанта. В теории и практике консультирования представлено несколько типов консультационной деятельности. В зависимости от функций, выполняемых участниками консультационного взаимодействия, различают экспертное, проектное и процессное консультирование.

В качестве консультанта консалтингового центра университета выступает специалист, располагающий информацией и обладающий знаниями, которые позволяют предложить способ решения задачи, самостоятельно сформулированной его коллегой-клиентом. Функции клиента состоят в том, чтобы создать необходимые условия для проведения консультантом диагностических исследований и обеспечить реализацию внесенных им предложений. В рамках команды «клиент – консультант» формулируется задача и разрабатывается схема ее решения. Предполагается непосредственное участие консультанта в осуществлении принятых решений.

Работая в команде, клиент приобретает навыки самостоятельной оценки ситуации, точного диагностирования проблемы и выработки оптимального способа ее разрешения. Успех консультационного процесса определяется взаимодействием двух сторон – клиента и консультанта. При любом усложнении рефлексивной работы консультанта, одни и те же средства языка теории деятельности позволяют налаживать кооперативно-рефлексивную коммуникацию в конструктивной форме и результативной эффективности. Педагог-клиент превращается в подлинного управленца, способного к адекватному самоопределению, пониманию стратегий и задач, корректному соблюдению нормативных рамок мыследеятельности. Создание команды внутренних консультантов, способных на профессиональном уровне оказывать консультационные услуги, направленные на улучшение качества работы образовательного учреждения и его персонала, способствует формированию культуры качества образования в условиях развития современного общества.


Литература:

  1. Анисимов О.С. Основы метааналитики.В 2-х томах.Т.2.Метааналитика. – М., 2007.

  2. Bramer L.M., Schostorm E.L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4-th Ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1982.

  3. George R.L., Cristiani T.S. Counseling: Theory and Practice, 3-rd Ed., Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle