Автор: Черепанова Людмила Геннадьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)

Библиографическое описание:

Черепанова Л. Г. Личностное становление в юношеском возрасте через участие в волонтерской деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 25-28.

Личность ­ это общественный индивид, поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека. В своих работах И. С. Кон подчеркивал ведущее значение понятия «личность» среди других определений человека «понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)... Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание — продукт общественного развития».

Сегодня уже не у кого не вызывает сомнение что личность бесспорно является субъектом исторического процесса. Субъект, по определению В.А. Петровского, сам является — «причина себя». «Субъектность позволяет представить человека как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития — даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целе­устремленность преобразования». Особенно если это молодой человек и ли девушка находящийся в возрастном периоде юность. Остановимся более подробно на данном возрастном периоде.

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. В среднем большинство авторов нижней границей юношеского периода считают 16—17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24—25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Понятно, что готовность к выполнению данных функций будет зависеть от конкретных общественно-исторических условий, следовательно, возрастные границы будут колебаться. Кроме того, следует учитывать, что физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому можно говорить лишь об условном установлении хронологических границ юности.

Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов того или иного подхода. Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития, и рассматривают юность, прежде всего как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.

Психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован. В противоположность психоанализу, Э. Шпрангер считал, что в юности происходит врастание индивида в культуру, «в объективный и нормативный дух данной эпохи».

В психосоциальной теории Э. Эриксона в период подростничества и юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения и т.п.).

Социологические теории юности рассматривают ее, прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.

Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления. [9,с.263]

Данный возрастной период чрезвычайно интересен. Самыми важным новообразованием молодости можно считать достижение социальной зрелости. «Юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости, отмечает в своей книге «Психология юности» И.С Кон.

Поскольку в период юности человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения со­циальных обязанностей, с другой — принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения. В современной психологической литературе наиболее последовательно подход к личностному самоопределению предложен М.Р. Гинзбургом. Самоопределение по Гинзбургу, предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выбранной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла собственного существования.

Социальная ситуация развития заключается в том что в юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — «аффективный центр» жизни юноши.

Ведущей деятельностью в юности в психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева признается учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте основные виды деятельности определяются как труд и учение. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.

Известный американский психолог Эрик Эриксон отмечал, что юношеский возраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и самоопределений. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни» [11, с 298].

Развитию самосознания и личности отводил в юности центральную роль Л.С. Выготский. По утверждению Б.Г. Ананьева юношеский возраст является сенситивным для развития основных социогенных потенций человека.

Надо отметить, что начиная с юношеского возраста, Д.Б. Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классификацию от других. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, тот факт социальной статистики, что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.

Как отмечает Д.И. Фельдштейн, что в данном возрастном периоде начинается рефлексия собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения «я и общество». Наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

У Л.И. Божович в описании юношеского возраста главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности.

Исследователь в области возрастной психологии Шеповаленко И.В. отмечала, что в юности вырабатываются ценностные ориентации (научнотеоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

Как отмечает Белкин А.С., что основным в этом возрасте становится поиск смысла жизни, по существу ответ на вопрос: «Для чего я живу?».

Психолог Л.Д. Столяренко определяет юношеский возраст как этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности, дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Важный и ответственный период жизни человека период, когда вчерашний зависимый ребенок становится взрослым самостоятельным человеком, социально зрелым, строящим и самостоятельно осуществляющим свои жизненные планы.

В этот период времени, обучаясь в том или ином профессиональном учебном заведении юноша, здесь мы опираемся больше на принадлежность к возрастному периоду, может включиться в волонтерскую деятельность. Далее, мы постараемся рассмотреть, насколько волонтерская деятельность в данном возрасте будет способствовать личностному развитию юноши.

Включение личности в обширное поле добровольческой деятельности приводит к позитивным изменениям мировоззренческих позиций, изменению коммуникативного сознания, что приводит к таким личностным новообразованиям как социальная и интеллектуальная активность, социальная компетентность и умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях отмечают многие авторы.

Парадокс добровольческой деятельности состоит в том, что, внося изменения в социальное окружение, человек изменяется сам. Предметом изменений в добровольческой деятельности является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в добровольческой деятельности – это поворот на самого себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.

Добровольческая деятельность и подготовка к ней создает оптимальные условия для развития и совершенствования личности добровольца. «Всеобщая декларация добровольцев» определяет добровольчество как активное участие гражданина в жизни общества, способствующее самосовершенствованию и реализации основных человеческих потребностей. Она формирует лидерские навыки, позволяет занять активную жизненную позицию, которая необычайна, полезна для молодых людей: она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений.

В своих работах А.Ф. Лазурский отмечал, что «альтруизм в том или ином виде предоставляется формой и средством, и показателем наилучшей гармони между личностью и средой». Деятельность волонтеров в значительной степени регламентируется высшими ценностными установками и принципами. Это не просто оказание помощи одними гражданами другим, а уже изменения ценностных ориентаций, в частности, переход от принципа «иметь больше вещей» к принципу «активной жизненной позиции в обществе» [6].

Важность общественной деятельности подчеркивал в свое время В.М.Бехтерев. В своей статье «Личность и условия ее развития и здоровья» он писал: «Важным фактором, приводящим к недостаточному развитию личности, является отсутствие общественной деятельности. Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на известной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушною к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни…» [3, с.54].

Участвуя в добровольческой деятельности, индивид осваивает различные способы ее реализации. По мере овладения способами различной сложности доброволец как субъект своей деятельности постоянно расширяет «операторное» поле своих возможностей. Более отчетливо эта мысль выражена у Н.Н. Нечаева: «Безусловно, и психологически неизбежно происходит «просеивание» способов деятельности через зону актуальных потребностей и задач деятельности» [4,с.68]. В результате чего субъект не только приобретает новые способы деятельности, но и учится выбирать из них наиболее рациональные, эффективные, плодотворные, удобные для достижения поставленных целей.

Подготовка и осуществление добровольческой деятельности приводит к формированию у добровольцев способности быть толерантным. Эта способность проявляется как доброжелательность, как умение в своем поведении не выходить за определенные рамки и пределы, как лояльность и интерес к различиям, как способность судить непредвзято и, более того, видеть и переживать свое сходство с другими людьми, без которых никакой индивид существовать не может. Формируясь в процессе добровольческой деятельности и становясь чертой личности, толерантность, безусловно, выступает как условие успешной профессиональной деятельности в дальнейшем, установления эффективных межличностных отношений.

В результате освоения добровольческой деятельности складываются позиционные нормы взаимодействия с социальными структурами и сообществами. Для молодых людей добровольческая деятельность предоставляет возможность выхода в «настоящую взрослую» деятельность в качестве ученика, дает возможность самоопределения. Это позволит им в дальнейшем не приспосабливаться к условиям общественной жизни, а активно искать то место в социальной структуре, которое будет отвечать их интересам и ценностям.

Участвуя в добровольческой деятельности, молодые люди развивают и обогащают свою культуру общения, культуру мышления, расширяют диапазон поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях, а «возникновение более высоких нравственных мотивов демонстрирует развитие мотивационной сферы личности» [8, с.56]. Добровольцы, осуществляя добровольческую деятельность, получают возможность «проигрывания» многочисленных ролей, которые способствуют развитию их социальной компетентности.

Анализируя возможности волонтерской деятельности, Е.Ю. Полетаева отводит ей важную роль воздействия на человека с разных уровней восприятия и понимания проблем. По ее мнению, программа развития волонтерского движения способствует повышению активности молодежи, созданию условий для функционирования добровольческих команд молодежных лидеров, изменению мотивов участия в общественно-полезной деятельности, достижению высокого уровня самостоятельности [5, с.357].

В добровольческой деятельности происходит самоутверждение личности, которое, по мнению Е.В. Андриенко выступает как атрибут личности и реализуется через общественно полезную деятельность. Основа самоутверждения – это та деятельность, которая дает человеку возможность реализовать свое «Я» и получить признание со стороны общества, способность внести социально значимый вклад в культуру других людей. Е.В. Андриенко дает характеристику процессуальной самоактуализации, которая трактуется как «использование (по возможности наиболее полное) талантов, способностей, возможностей; развитие всех потенциалов; максимальное развитие индивидуальных особенностей и полное развитие эмоциональной сферы; раскрытие и осознание человеком возможностей своей уникальной личности в деятельности». Такая самоактуализация вполне соответствует добровольческой деятельности.

Участие в волонтерском движении помогает молодежи в профессиональном самоопределении. Как отмечает М.С. Палехина, часто волонтерская деятельность – это прямой путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути. Согласно данной точке зрения, добровольчество выступает не столько как трудовой ресурс, сколько как кузница кадров. Во многих организациях человек начинает работать в качестве добровольца. Многие волонтеры со временем начинают создавать свои собственные НПО (неприбыльные организации), реализовывать свои авторские социальные проекты. Волонтерство для юноши – это возможность набрать опыт общения, взаимодействия, партнерства, это возможность познакомиться с педагогической и социальной деятельностью, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. [1].

Таким образом, участвуя в волонтерских проектах, волонтеры не только занимаются социально полезной, просоциальной деятельностью. Но и получают возможность реализовать себя, попробовать в будущей профессиональной сфере, тем самым обретают уверенность в своих способностях. В процессе добровольческой деятельности, ее участники, обучаются новым навыкам и обретают новые социальные связи. Проявляя социальную активность человек, оказывает не только положительное воздействие на окружающий мир, но в первую очередь на самого себя. Его внутреннее развитие будет происходить через процессы самопознания себя в процессе деятельности, а в последующем должно привести и к дальнейшему самосовершенствованию человека, способствуя заложению тех ценностей и привычек, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, осуществлять свои жизненные планы.


Литература:
  1. Азарова Е.С. Добровольческая деятельность как механизм психологической безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conference.kemsu.ru/conf/niobel2010/ (дата обращения: 2.03.11)

  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

  3. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том второй. Объективное изучение личности. – СПб.: Алетейя, 1999. – 282 с.

  4. Нечаев Н.Н. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С. 61-69

  5. Птицына Н.А. Общественное объединение как фактор, влияющий на формирование толерантности подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regioncentre.ru generation/ publicacions/ publicacions20/ (дата обращения: 1.03.11)

  6. Развитие теории личности в трудах А.Ф. Лазурского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sociograd.ru/artfiles/1629/chitaite_lazurskogo_budte_umnenkimi. doc (дата обращения: 1.03.11)

  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

  8. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 672 с.

  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / Под ред. В. В. Давы­дова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.

  11. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Питер, 2000 - 312с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle