Библиографическое описание:

Хасия Т. В. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 144-148.

Модернизация высшего образования приобрело особое государственное значение. Основными направлениями преобразований становится освоение действующего законодательства, правовых институтов, категории прав человека, прав и обязанностей гражданина и практика их реализации.

Необходимость рассмотрения проблем правовой компетентности в российском образовании и их практического решения диктуется Федеральной концепцией обеспечения и защиты прав и свобод человека. Обязанность государства распространять знания о правах человека, проводить обучение различных групп населения вытекает из многих международных договоров. Со времени принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека ООН ЮНЕСКО постоянно обращается к правительствам с призывами информировать общественность о правах человека. В рамках Хельсенского процесса государства-участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать преподавание знаний о демократических ценностях, международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях. В качестве рекомендаций необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в высших учебных заведениях неюридического профиля. По-прежнему необходимо уделять внимание преподаванию курсов «Основ российского права» и «Права человека».

Компетентный подход в организации правового образования отражается в решении первоочередной государственной проблемы создания правового и гражданского общества через общедоступное и качественное образование. В этой связи проблема повышения уровня и качества правовой подготовки специалистов с высшим образованием приобретает особую актуальность. Конечный результат формирования компетентного специалиста в области права определяется уровнем развития правовой культуры личности и в конечном итоге самого общества. Таким образом, преодоление разрыва между знанием норм и их игнорированием в современных условиях составляет важнейшую социальную задачу российского общества, реализуемую через образовательный процесс.

Современные социально-экономические условия, развитие конкуренции на рынке труда предъявляют повышенные требования к профессиональному уровню выпускаемых специалистов. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании студентов юридических вузов позволяет по-новому взглянуть на проблему качества подготовки специалистов. Складывается определенная система взаимодействия образовательного учреждения с институтами рынка труда, органами власти, общественными организациями которое основано на реализации всех его сторон. [4]

В настоящий момент существует ряд противоречий между требованиями, который предъявляет институт рынка труда к профессиональной компетенции выпускников юридических вузов - будущих юристов и их подготовкой в стенах учебного заведения.

Государственные образовательные стандарты не обеспечивают необходимый уровень квалификации выпускников ВПО, в программах обучения недостаточно расширен и учитывается спектр профессиональных компетенций, не достаточная материально-техническая база, нехватка кадровых ресурсов, а также взаимодействия ВПО с социальными партнерами - работодателями по направлениям совместной деятельности.

Одним из важнейших направлений развития современной системы образования является ориентация образования на всестороннее проявление общественно важного творческого отношения каждой личности к будущей профессиональной деятельности. А для развития творческого отношения к будущей профессиональной деятельности необходима гибкая методология учебного процесса, базирующего на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники, технологии и правоведения.

Специфическая особенность профессиональной деятельности юриста заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объектирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. [5] Значение профессиональной деятельности заключается, прежде всего, в том, что в ней и через нее устанавливается связь между человеком и миром. Через профессиональную деятельность человек реализует и утверждает себя как личность: в своем отношении к другим людям, на которых он в своей профессиональной деятельности воздействует и с которыми он через нее вступает в контакт. В профессиональной деятельности все свойства личности только проявляются, но не формируются.

С.Л. Рубенштейном была обозначена необходимость исследования личности не только как активного, но и как творческого субъекта деятельности. Примером таких исследований явились труды самого С.Л. Рубенштейна, где особое внимание уделяется творческим формам человеческой деятельности, которая не исчерпывается частными вопросами индивидуальных различий, а связана с формированием творческой личности. С.Л. Рубенштейн в своих работах предлагал рассматривать формирование личности в историческом контексте, ставя вопрос о «личности будущего».

Совсем другой подход к этой проблеме обозначил Б.М. Теплов. Он связывал формирование творческого отношения с многогранностью деятельности человека. Исследуя умственную деятельность, Б.М.Теплов отмечал, что не редко она по своему содержанию бывает сложнее научного творчества. Предпринятый ученым анализ особенностей творческого мышления позволил определить его содержание через такие качества ума, как системность, самостоятельность, гибкость, критичность, логичность, прогностичность, реактивность. Для педагогики это имело существенное значение, так как раскрывалась возможность определения путей их формирования и развития, качества ума выступали реальностями, которые можно измерить и сделать объектами педагогического воздействия.

Современное общество держится на интересах каждого отдельного человека, ибо без творческого отношения к профессиональной деятельности, развитой потребности в самовыражении ничего прочного и стоящего создать нельзя. При этом потребность человека в раскрытии своей творческой сущности рассматривается как гарант, движущая сила развития общества.

Студенты, как известно, отличаются друг от друга своими природными данными, условиями жизни и воспитания, складом характера и свойствами темперамента, мировоззрением, ценностными ориентациями, уровнем профессиональной подготовленности, направленности личности, потребности в предстоящей профессиональной деятельности и т.д. Студенты обладают, разными индивидуальными психологическими особенностями, которые обуславливают эффективность учебной деятельности, их взаимодействие с коллегами и преподавателями. Особое значение в свете этого приобретает проблема сформированности у них творческого отношения в профессиональной деятельности воспитательно-образовательном процессе.

Образование определяет уровень культуры студента и служит интеллектуальной основой для качественного усвоения профессиональных и специальных знаний. Установлено, что эффективность обучения студента на всех этапах во многом определяется уровнем общей культуры.

Современное состояние воспитательно-образовательного в высшей школе строится по единым учебным программам, используется традиционный подход в организации занятий, далекий от творческой развивающейся направленности, где нет места для творческого проявления студентов, когда преподаватели не владеют информацией об уровне развития психических сфер каждого студента и т.д. Все это позволяет отметить необходимость обращения специального внимания на личность студента как одну из важнейших целей высшего образования. Вуз во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека, его активную функционирующую личность как субъекта деятельности. Базовая подготовка, сформированность качеств личности и активная учеба в вузе - это важное условие формирования творческого отношения студента к будущей профессиональной деятельности. Развитие познавательной активности студентов в учебном процессе, поиск форм и методов обучения и воспитания, переход от массового обучения и воспитания, к персонифицированному развитию творческой личности с опорой на самостоятельную работу, на самовоспитание составляют основные направления в системе высшего образования с учетом сложившейся социально-экономической ситуации.

Работа преподавателей высшей школы должна быть направлена на решение задачи формирования высокопрофессиональной и творческой личности. Это предполагает воспитания у студентов умение творчески относиться к обучению, а в дальнейшем и в работе. В связи с этим педагогический процесс в вузе становится все более сложным и многосторонним и требует глубокого понимания связей и отношений между субъектами, принимающими в нем участие. Студенты ждут от вузовских преподавателей сотрудничества, создавая условия для совместной работы. [5]

Основным критерием оценки качества образования в настоящее время выступает профессиональная компетентность выпускника юридического вуза. Специалисты с высшим профессиональным образованием – это работники интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение преимущественно диагностических задач, требующих анализа и выбора решений в рамках заданного алгоритма действий.

Целью образовательного процесса на сегодняшний день является формирование профессиональных компетенций у студентов юридических вузов за счет проявления и расширения, как индивидуальных так интеллектуальных качеств. В то же время компетентностный подход не отрицает академического, а лишь углубляет, расширяет, дополняет его, ориентируя студента - будущего специалиста на формирование ключевых компетенций, которые просто необходимы на современном рынке труда. Это означает, что образовательная система должна быть направлена на формирование и специальных способностей – организаторские навыки, коммуникабельность, предприимчивость, информационность, умение выходить из сложных, порой критических ситуаций.

Проблема формирования профессиональной компетентности будущих юристов является актуальной проблемой для высшего юридического образования. В основе этих проблем – недостатки профессионально-педагогической подготовки, когда студент выступает лишь объектом массового процесса педагогического воспроизводства. Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода, где приоритетом является личность студента, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении осваиваемой профессии. Человек, заинтересованный, увлеченный своей профессией, как правило, творческий человек, специалист высокого класса, который не останавливается на достигнутом, а постоянно саморазвивается и самосовершенствуется.

Хотелось бы отметить, что необходимо как можно раньше определить профессиональные интересы в зависимости от способностей учащихся, их постоянно развивать и совершенствовать. Профессиональное самоопределение, а в конечном итоге и профессиональная компетентность студентов юридических вузов имеет динамичный и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека, а подготовка к нему формируется на всех уровнях обучения, развития и воспитания во всех образовательных учреждениях [3] Говоря о профессиональной компетентности необходимо отметить, что формирование профессиональной компетентности является одной из важнейших задач современного образования. Профессиональная компетентность студента юридического вуза – будущего юриста – это личностная характеристика, включающая в себя профессиональные знания, умения, ценностное отношение, которое выражается в способности решать профессионально-ориентированные задачи различного уровня сложности. Профессиональная компетентность является одним из факторов, влияющих на процессы познания, самопознания, общения и самовыражения и способствует всестороннему развитию личности студента – будущего специалиста.

Система обучения и воспитания в том виде, в котором она существует, должна быть, по идее, не только преподавать знания того или иного предмета, но, прежде всего, учить студента способом эффективного использования знаний в будущей профессиональной деятельности, то есть формировать у студентов творческое отношение у своей профессиональной деятельности, то есть находить нестандартные, оригинальные решения тех проблем и задач, которые встают на профессиональном пути специалиста. Это предполагает использование всех резервных возможностей личности студента, а также создание благоприятных социально-экономический и психолого-педагогических условий для полноценной учебной деятельности студента, и наконец, для обретения будущим специалистом твердой уверенности в том, что его знания, его научный, творческий потенциал будут востребованы обществом. Творческое отношение есть деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Оно отражает готовность к энергичному, деятельному, творческому познанию, самонастроенность на участие, что в перспективе формирует отношение к будущей профессиональной деятельности.

Возникает вопрос: как добиться того, чтобы у студента выработалось творческое отношение к профессиональной деятельности? Этого нельзя добиться в результате простого требования. Чтобы выработать у студента творческое отношение, необходимо создать ряд условий. И, прежде всего это любовь и интерес к своему делу, к своей профессии; если это важнейшее качество отсутствует, то напрасно мы будем ожидать от него проявления творческого отношения, новаторства. Но этого недостаточно. Для того чтобы творческое отношение стало возможным, необходимо постоянное повышение образовательного и профессионального уровня. Только при этих условиях возможна и подлинная любовь к своей профессиональной деятельности, и подлинный, сознательный интерес. Творческое отношение к своей профессиональной деятельности возможно только при том условии, если студент в совершенствовании овладеет навыками. Отсюда следует, что когда студент находится в учебном процессе, то он уже создает одно из условий для творческого отношения к профессиональной деятельности.

Высший уровень развития студента – это творческое отношение студента к обучению. Это стремление студента проникнуть в сущность изучаемых вещей, явлений, стремление к применению новых приемов преодоление затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебных заданий. Оно характеризует более высокую степень развития личности. Творческое отношение – это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, где в единстве выступают интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы. Его характеризует умение самому выявить новые задачи, способы их решения, умение применять знания, навыки в новой ситуации.

Перед высшей школой сегодня стоят новые задачи, решение которых связано принципиальным переосмыслением всех традиционных средств воздействия на личность студента в воспитательно-образовательном процессе вуза, в котором субъективная позиция будущего специалиста составляет основу развития его творческого отношения.


Литература:

  1. Хазипов Р.А. Проблема профессионального самоопределения личности // Психологическая поддержка и профориентационная работа в средних образовательных учреждениях Приволжского федерального округа. 2006., часть 1, с70-75.

  2. Чистякова С.Н. Программа элективного ориентационного курса // Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования 2005.№5 с6.

  3. Самойленко П.И., Гериш Т.В.,Специлист // Диалог в условиях интеграции ссузов и предприятий. 2009 .№5, с27-28.

  4. Васильева Л.А. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов // От профессиональной ориентации к профессиональной компетентности. 2010. №12 с.

  5. Тимошенкова О.С. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов // Некоторые аспекты формирования творческого отношения студента к его будущей профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. 2010.№10

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle