Библиографическое описание:

Колбин А. Б. Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 189-192.

Исследование структуры деятельности военных специалистов, изучение научных трудов Н.В.Кузьминой [7], А.Н.Леонтьева [9], и других ученых, позволило сделать вывод, что деятельность – это активный целенаправленный процесс. Она обладает своими особенностями: сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность; поведение не рассматривается в отрыве от сознания индивида; действия человека предметны.

Идея целостности деятельности личности военнослужащего означает, что трактовать процесс ее формирования следует с учетом того, что развитие тех или иных сфер психики, свойств и качеств не происходит ни в порядке очередности, ни в отрыве друг от друга, а во взаимодействии, в единстве, что становление индивидуальности в процессе обучения будет тем эффективнее и тем гармоничнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил военного специалиста, чем более будет стимулироваться функционирование экзистенциальной и регулятивной сфер с тем, чтобы они активизировали бы все потенции военнослужащего и его стремление к саморазвитию.

Таким образом, деятельность педагогического состава – это процесс выполнения задач, связанных с обучением и воспитанием обучающихся.

Под «педагогическим составом» мы понимаем профессорско-преподавательский и инструкторский составы, заведующих методическими, учебными кабинетами, командиров подразделений и другие категории военнослужащих и гражданского персонала, занимающиеся обучением и воспитанием будущих военных специалистов.

В структуру деятельности входят цели, мотивы, способы, познавательные процессы, знания, умения, навыки, свойства личности и т.д. В связи с этим особенности деятельности педагогического состава определяются содержанием целей, предметом, на который она направлена, средствами и способами, с помощью которых происходит ее осуществление, и результатами.

Цель деятельности преподавателей заключается в оптимальном развитии профессионально значимых качеств личности специалистов, необходимых для успешного выполнения поставленных задач в обстановке происшедших изменений в тактике и характере ведения боевых действий; развития систем вооружений.

Изучение требований руководящих документов, трудов военных ученых К.В.Аксенова [1], А.В. Барабанщикова [2], Н.В.Блохина [3] А.М.Пырского [10], и др., а также использование результатов педагогических экспериментов позволило определить профессионально значимые качества личности курсантов, которые необходимо развивать для успешного выполнения ими поставленных боевых задач.

Такими основными специально-военными и профессионально-боевыми качествами специалистов являются: боевая активность, наблюдательность, умение мыслить и быстро действовать в условиях крайне жесткого лимита времени, настойчивость, самообладание, стойкость, смелость. Психологические качества по уровню развития психических процессов: творческое профессиональное мышление; умение сосредоточиваться и переключать внимание; пространственное воображение; умение воспринимать зрительную, слуховую и др. виды информации; развитая психомоторика.

Воспитание смелости у курсантов связано с формированием у них уверенности в своих действиях при работе с вооружением и военной техникой в различных условиях обстановки. Отсутствие такой уверенности сковывает действия военнослужащего, порождает ошибки, которые в свою очередь усиливают чувство неуверенности и порождают нерешительность. Смелое поведение военного специалиста в сложной и опасной ситуации в немалой степени зависит от того, как складывается у него воображение. В одних случаях воображение, выражающееся в правильных представлениях дальнейшего развития ситуации, помогает человеку проявить выдержку, настойчивость, смелость. В других, когда человек плохо знает, что, как и почему происходит, оно может сковать его действия, вызвать у него состояние неуверенности или, наоборот, толкнуть на поспешные и ненужные действия, породить ошибки, которые в свою очередь усилят состояние неуверенности, непроизвольное стремление к немедленному действию.

Педагогическому составу нужны не только хорошее знание предмета и владение всем методическим арсеналом преподавания, но и ряд дополнительных знаний и умений, которые при традиционной технологии обучения не требовались:

1) умение применять компьютерную технику в ходе обучения;

2) знание обучающих программ, их дидактические возможности по обучению правилам использования вооружения и военной техники, умение эффективно применять эти программы в ходе обучения курсантов;

3) знание обучающей аппаратуры; умение пользоваться программным обеспечением компьютерной составляющей данной аппаратуры:
а) приближения сценариев обучения к условиям решения реальных задач
б) проведения диагностики при контроле за действиями обучаемых;
в) показа реального результата самим обучаемым;
г) выполнения курсантами практических действий в ходе отработки упражнения;
д) варьирования сложностью выполняемых задач в зависимости от уровня подготовки личного состава и разъяснения ошибки в действиях обучаемых;
е) многократного воспроизведения, при необходимости, ранее смоделированной обстановки;
ж) сбора информации о действиях обучаемых для последующего тщательного изучения, выяснения недостатков в обучении и определения способов достижения целей обучения;
4) умение грамотно применять в обучении традиционные средства в совокупности с современными техническими разработками и другими техническими средствами, а также использование соответствующей учебно-методической базы.
Теперь рассмотрим в сравнении деятельность преподавателей в условиях традиционной и технологии обучения с использованием информационных технологий. Структура деятельности преподавателей по обучению специалистов в условиях применения информационных технологий существенно отличается от традиционной. Преподаватели уже на групповых занятиях при помощи обучающих программ, компьютерной техники успешно развивают у курсантов психические образования: навыки и умения практического применения правил использования систем вооружения в ходе обучения.
Поэтому в целях привития дополнительных знаний и умений у педагогического состава для реализации технологии обучения с использованием информационных технологий разработан следующий комплекс мероприятий, направленный на повышение квалификации педагогов:
1) изучение: а) технической документации, их возможностей по обучению курсантов; б) содержания и порядка использования компьютерной программы по обучению правилам пользования вооружением и техникой;
2) занятие по уяснению условий разработанных подготовительных упражнений, а также содержания и порядка реализации ситуационных задач;
3) проведение инструкторско-методических занятий: а) инструкторско-методические занятия накануне плановых занятий согласно программе обучения;
4) показное практическое занятие с применением информационных технологий;
В.Г.Крысько отмечал, что «К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение по времени» [6, С.139]. Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. В технологии обучения с использованием информационных технологий происходит положительное влияние приобретенных навыков при более раннем классном обучении на усвоение новых, которые будут приобретаться курсантами в ходе практических занятий на приказарменной и полевой учебной базах. То есть осуществляется увеличение числа упражнений, ситуационных задач, что облегчает и увеличивает прочность приобретения сходного навыка во вновь усваиваемой деятельности.

Кроме этого, педагогический состав при проведении практических занятий на приказарменной учебной базе, используя информационные технологии, имеет возможность обучать на более высоком творческом и интеллектуальном уровне; развивать у военных специалистов профессионально значимые качества личности, навыки и умения, которые при традиционной технологии возможно было развивать только в полевых условиях или в очень ограниченном виде на учебных объектах в пунктах постоянной дислокации. Это значит, что применение педагогическим составом информационных технологий формирует особенности структуры их деятельности. В свою очередь, это положительно ведет к более высокому уровню обученности военнослужащих и к эффективному использованию учебного времени.

Применение в ходе обучения информационных технологий обусловливает не только особенности деятельности педагогического состава, но и особенности деятельности курсантов. Дело в том, что учебно-познавательные и учебно-профессиональные действия обучающихся в условиях информационных технологий предполагают существенную адаптацию усвоенного ими опыта школьного учения, так как при существующих в настоящее время в средней школе методах обучения на уроке разбирается типовая задача, затем в качестве домашнего задания задаются аналогичные для закрепления изученного материала. Кроме этого, жестко регламентируются и контролируются формы и способы поведения. В результате школа развивает у будущих военных специалистов способность усваивать только определенные способы мышления и навыки шаблонных решений. У учащихся развиваются такие качества личности, как исполнительность, подчинение авторитету педагога, репродуктивное воспроизведение усвоенных способов действий.

Введение же в учебный процесс информационных технологий обучения ориентирует обучающихся на развитие необходимых качеств и свойств личности. Актуализация интеллектуального развития личности, расширение кругозора обучающихся, выработка обобщенной методологии их действий, предоставление возможности творчески применять приобретенные теоретические знания и военно-профессиональные практические навыки активизируют качества и свойства специалиста. Через интеллектуальную сферу воздействие осуществляется на мотивы, эмоции, чувства, волю и т.д. В результате предъявление требований ко всем сферам психики учащегося в процессе обучения усиливается и способствует целенаправленному формированию личности курсанта, его творческой индивидуальности.

В результате учебная деятельность специалиста направлена на развитие качеств и свойств личности в процессе использования информационных технологий. При таком подходе учащийся приобретает высокий уровень индивидуальной (одиночной) подготовки, кроме этого в период одиночной подготовки закладываются основы согласованной работы воинского подразделения для выработки навыков коллективных действий.

Необходимо также отметить, что в процессе служебно-боевой деятельности на работоспособность человека оказывает влияние не только окружающая обстановка, но и его внутреннее состояние, особенно эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство, страх). Значение всех этих моментов особенно сильно возрастает применительно к деятельности военнослужащего в боевых условиях, которые характеризуются постоянной угрозой, смертельной опасностью. В целях подготовки специалиста к действиям в таких условиях информационные технологии осуществляют процесс формирования умений и навыков так, чтобы он был постоянно связан с преодолением напряженного внутреннего состояния. На занятии устанавливаются специальные ситуационные задачи, упражнения направлены на развитие у него самообладания, наблюдательности, творческого профессионального мышления; умения сосредоточиваться и переключать внимание; пространственного воображения; восприятия зрительной, слуховой и др. видов информаций; психомоторики и быстроты реакции (мышления), эмоциональной устойчивости в сложных условиях. Это позволяет поддерживать и развивать интерес к выполняемому упражнению, пробуждать и воспитывать у них любовь к военному делу и желание усовершенствоваться.

Курсант погружаясь в обстановку выполняемых упражнений попадает в условия когда руководитель имеет техническую возможность обращать внимание не только на то, как обучаемый в целом выполняет действие, но и постоянно анализировать степень точности и скорости выполнения отдельных элементов действия. Установив слабые звенья и сосредоточив на них внимание, руководитель занятия таким путем способствует дальнейшему совершенствованию навыков обучаемых.

Данное обстоятельство обеспечивает не только отработку действий до автоматизма, как это было прежде, но и выработку у курсантов абсолютной натренированности, которая качественно отличается от простого автоматизма более высокой производительностью труда специалистов. Причем эта производительность является результатом не столько интенсификации физической деятельности воинов, сколько повышением в ней удельного веса их творческих мысленных операций.

Исследование особенностей структуры деятельности педагогов и обучающихся в условиях введения в образовательный процесс информационных технологий обусловило потребность для преподавательского состава в соответствующих знаниях и повышении профессионального мастерства. Это определило необходимость разработки и научного обоснования в процессе исследования методических рекомендаций педагогическому составу по применению информационных технологий. Это позволяет профессорско-преподавательскому и инструкторскому составам, заведующему методическим кабинетом, заведующему учебным кабинетом, командирам подразделений, другим категориям военнослужащих и гражданского персонала правильно организовывать групповые и практические занятия, а также применять информационные технологии в обучении курсантов.

Таким образом, с учетом вышеизложенного анализа представляется возможным сделать выводы о том, что:

1. Цель деятельности преподавателей в условиях применения информационных технологий заключается в оптимальном развитии профессионально значимых качеств личности специалистов, необходимых для успешного применения информационных технологий и практического решения ситуационных задач в обстановке происшедших изменений в тактике и характере ведения боевых действий, развития систем вооружений.

2. Педагогическому составу в отличие от традиционной технологии обучения требуются не только хорошее знание предмета и владение всем методическим арсеналом преподавания, но и ряд дополнительных знаний и умений:

1) информационная и компьютерная подготовленность: а) умение применять компьютерную технику в ходе обучения, б) умение эффективно применять обучающие компьютерные программы в учебном процессе;

2) умение грамотно применять в обучении традиционные средства в совокупности с современными техническими средствами, что обусловливает необходимость разработки методических рекомендаций.

3. Структура деятельности педагогического состава в условиях применения информационных технологий позволяет развивать у военных специалистов профессионально значимые качества личности, умения и навыки, которые невозможно было качественно формировать на приказарменной учебной базе при традиционной технологии обучения. Это положение способствует эффективному переносу выработанного ранее навыка, что облегчает и увеличивает прочность приобретения сходного навыка во вновь усваиваемой деятельности и обеспечивает:

а) более высокий уровень обученности курсантов,

б) эффективное использование учебного времени.


Литература

  1. Аксенов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в вузе командного профиля: Дис. … доктора пед. наук. – СПб., 2002. – 412 с.
  2. Барабанщиков А.В. и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. ВПА. – М., 1987. – 212 с.
  3. Блохин Н.В. Формирование профессионально важных качеств и навыков в условиях модульного практико-ориентированного обучения: Дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 1999. – 189 с.
  4. Закорин Н.Д., Кобзев В.П., Махров Н.В. Проблемы интеграции высшего военного и гражданского образования // Военная мысль. – 1996. - № 3. – С.43-51.
  5. Кривцов Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 234 с.
  6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск-Москва, 2000. – 376 с.
  7. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970. – 114 с.
  8. Кузьмина Н.В., Григорьева Е.А., Якунин В.А. Методы системного педагогического исследования / Учебное пособие. – Л., 1979. – 192 с.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. – М., 1981. –  584 с.
  10. Пырский А.М. Научно-практические основы разработки и внедрения интегративной системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении: Дис. … доктора пед. наук. – СПб., 1999. - 378 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle