Библиографическое описание:

Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.

Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.

Но несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, Д.О. Дзинтере и Т.А. Маркова утверждают, что многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье [2].

Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, функция организованного досуга, воспитательная), важнейшей из которых является воспитательная функция.

По мнению А.Г. Харчева, воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься [ 7].

Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

- семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи. Важность учета данной закономерности обусловлена тем, что, выступая социальным институтом воспитания подрастающего поколения, семья определяет не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества.

Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи, который представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, уровень образования и профессиональные качества родителей.

Педагогическая культура, по определению Т.В. Лодкиной, это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [3].

Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Данная проблема издавна интересовала представителей философской, психологической и педагогической мысли. Так, формулируя философские основания духовного становления личности, В.В. Зеньковский подчеркивал, что «моральное здоровье детской души является самым важным, самым глубоким фактором ее духовного развития» .

Семейное воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека, в то же время в любой семье человек проходит и стихийную социализацию. Результаты социализации определяются объективными характеристиками семьи (социальным статусом, материальными условиями семьи, уровнем образования родителей и др.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок, формирования жизненных планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

В процессе интериоризация детьми системы ценностей и норм, характерных для семьи, образцов нравственного поведения, формирование морального сознания существенная роль принадлежит идентификации. Как показано современными исследователями Й. Раншбургом, П. Поппером, в основе идентификации стоят, прежде всего, процессы подражания. Здесь важно отметить связь между поведением родителей и их подходом к оценке поступков детей. Родители должны обладать тем престижем или социальной властью, которая вызывает у ребенка желание подражать [5].

В современной науке сформировалось своеобразное представление о норме, которая складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Чаще всего под нормами подразумевают образцы, эталоны, модели и схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов.

Нормы могут либо соответствовать законам общественного развития, либо отражать их недостаточно адекватно, а то и вступать с ними в противоречие. Тогда норма становится анормальной, появляются отклонения. Основной проблемой в определении нормы и отклонения в социальном поведении является, во-первых, изменчивость социальных норм, во-вторых, отсутствие четких критериев конструктивности и деструктивности поведения человека.

Нельзя не отметить тот факт, что семья, как и все существующие социальные институты, испытывает на себе влияние тех процессов, которые определяют на данном историческом этапе характер развития общества. Масштабы, тенденции, глубина и особенности влияния трансформации российского общества на состояние современной семьи обусловлены общесистемными факторами. Наиболее важные из них связаны:

- с глубинными изменениями в экономической сфере, особенно в условиях кризиса;

- с коренными переменами в системе занятости, распределения и использования рабочей силы, следствием которых стали высокий уровень безработицы, рост социальной и имущественной дифференциации, кризис трудовой мотивации работников;

- с социальной аномией и ростом социальной депривации среди значительных слоев населения, проявлением которых является ограничение либо лишение доступа к материальным и духовным ресурсам, необходимым для удовлетворения собственных жизненных потребностей.

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее стабильности и уровне жизни.

Ухудшение экономической ситуации в стране все заметнее отражается на состоянии семьи, приводя к ее кризису, который выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей; снижение уровня жизни семьи отрицательно сказывается на процессе социализации подрастающих поколений.

В результате экономических реформ, семья оказалась в нетипичной воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку. Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей.

Кроме того, переход России на рыночные рельсы привел к падению престижа ряда рабочих профессий и появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на рассматриваемой самой трудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30-49 лет составляют 62% .

Однако благое желание государства защитить население от безработицы повлекло за собой переход к паразитарному образу жизни части населения, особенно в сельской местности, нежелание определенной его доли трудоустраиваться.

Пути выхода семьи из кризиса на государственном уровне пока не определены, и этому есть ряд причин.

Основной из них является тот факт, что изменения качественных особенностей менталитета российской семьи сегодня было бы неверным рассматривать в свете негативного влияния одних лишь экономических реформ. Анализ складывающейся ситуации показывает, что новые экономические принципы взаимодействия в обществе привели к значительным переоценкам нравственных основ жизни. Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий.

Последствием переживаемых обществом духовного кризиса и потери нравственных идеалов, ярко выраженного социального неравенства стали бездуховность молодежи, превалирование в качестве жизненных ориентиров материальных ценностей, карьеризм и цинизм.

Первостепенная задача государственной важности - это приоритетность поддержки, укрепление статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение. В то же время в особой помощи нуждается часть семей, чей социальный статус и материальное положение резко понизились в последние 10-15 лет, которые оказались не способными самостоятельно справиться с возникшими проблемами экономического, социального, психологического порядка. При недостаточном внимании со стороны государства такие семьи зачастую переходят в категорию неблагополучных.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [1]. В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной ее характеристикой является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической.

По мнению В.М. Целуйко, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи)).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, образ жизни которых, взаимоотношения их членов не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей, их нравственном облике [8].

Л.С. Алексеева выделяет в этой системе аморальную и асоциальную семьи [6].

Обобщение исследований И.В. Макаренковой и др. позволило выделить три группы, к которым можно отнести все категории неблагополучных семей с точки зрения таких системообразующих критериев, как степень проявления социального неблагополучия и характер десоциализирующего влияния, оказываемого семьями на детей:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия (педагогически несостоятельные, конфликтные семьи и др.). Превентивные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния, но, как правило, имеют низкий уровень педагогической культуры.

2. Асоциальные (от α - отрицательная приставка и лат. socialis - общественный) - семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением. Агрессивное или деструктивное поведение членов таких семей ведет к непрерывным конфликтам, кризисам, повторяющимся из поколения в поколение циклами потерь, отчуждений.

Относящиеся к данной группе аморально-асоциальные семьи отличаются десоциализирующим влиянием, откровенными стяжательскими ориентациями, жизнью по принципу «цель оправдывает средства»; в них отсутствуют моральные нормы и ограничения.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей. Как правило, это семьи алкоголиков, наркоманов, безработных; криминогенные, социально дезадаптивные [4].

Для таких семей, часто неполных, свойственна тяжелая степень социального неблагополучия, социальной неустроенности родителей и, как следствие этого, - постоянный психологический надрыв. Состояние кризиса является для такой семьи нормой.

Рассматриваемая нами проблема неблагополучности семьи особенно остро стоит в сельской местности. Рабочие места в селе - это бюджетные места (работа в школе, библиотеке, здравпункте). Надо заметить, что далеко не в каждом селе есть такие учреждения. Практически всеобщая безработица в сельской местности привела к обнищанию населения. В семьях обострились многие ранее не заметные проблемы, такие как бытовое пьянство, жестокость членов семьи по отношению друг к другу, тунеядство.

В современной России работа с такими семьями строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих их социально-правовой статус, устанавливающих права и обязанности родителей. Конституция РФ законодательно закрепляет гарантии жизнеобеспечения семьи, детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.; устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ст. 38).

В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено право несовершеннолетнего жить с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 9).

В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей отечественные нормативные документы последних лет общей целью государственной политики определяют стабилизацию положения детей. В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; укрепление правовой защиты детства; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В большинстве субъектов РФ приняты программы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако эти программы не имеют достаточного финансового обеспечения. Сеть реабилитационных учреждений, приютов для несовершеннолетних явно недостаточна.

Своевременные и решительные меры, принятые по отношению к неблагополучным семьям, смогли бы существенно снизить их опасное влияние на своих и чужих детей. Однако это не происходит, поскольку органы профилактики и различные комиссии не имеют четкого представления, кто из них должен в первую очередь заниматься такими семьями. Не только четко не определены органы и социальные институты, в компетенцию которых входит социально-правовая охрана и поддержка детей, лишенных нормальной родительской заботы из-за социальной деградации родителей, но и не отработана в достаточной мере нормативно-правовая база охраны и защиты детства.

Необходимо отработать механизмы взаимодействия различных ведомств, семьи и школы, что позволит частично предотвратить деградацию семьи и снизить негативное влияние ее последствий. Межведомственные комиссии, например, могут взять на себя функции обязательного трудоустройства временно безработного населения.

Особое внимание должно уделяться детям, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Таким образом, анализ современной социально-экономической ситуации в России убедительно свидетельствует о наличии признаков дезорганизации семьи, ее кризисном состоянии и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, которые оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. В таких ситуациях детям требуется помощь со стороны государства и профессионально подготовленных специалистов.


Литература:

  1. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] / Т. Гончарова // Народное образование. - 2002. - № 6, с. 98.

  2. Д.О. Дзинтере. Методы исследования семейного воспитания. М., Педагогика, 1979.- с. 202.

  3. Т.В.Лодкина Социальная педагогика/ Защита семьи и детства.Москва. Издательский центр «Академия» 2008 .- 195с.

  4. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М.: АРГУС, 2004. – 267 с.

  5. Й. Раншбург, П. Поппер Секреты личности. М. Педагогика 1983.- с. 85-92.

  6. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: научно-метод. пособие [Текст] / под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 208 с.

  7. Харчев А.Г. Социология воспитания. М . , 1990.- с.222

  8. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle