Библиографическое описание:

Циулина М. В. Роль элективного курса в патриотическом воспитании школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 186-189.

В настоящее время в России определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного патриотического воспитания. Выбор такой формы работы как элективный курс обусловлен рядом проблем, с которыми столкнулась современная школа: уменьшение количества классных часов, вымывание функции патриотического воспитания из учебных предметов. Мы считаем, что элективный курс может нести не только информационную функцию, но и воспитательную.

В своем диссертационном исследовании Т.В. Аникаева, обосновывая необходимость введения спецкурсов, отмечает ряд преимуществ такой формы работы, часть из выделенных преимуществ можно применить к процессу патриотического воспитания:

- появление спецкурса в учебном плане обусловлено интересами педагога и школьника;

- спецкурс дает возможность получения обратной связи от всех членов группы;

- спецкурс дает возможность для творческого самовыражения, самореализации учащихся;

- педагог получает возможность более мобильно и динамично управлять воспитательным процессом [1].

Необходимо отметить, что программа элективного курса ориентирована на связь интеллектуальных и эмоциональных влияний на личность учащегося. Теоретическим обоснованием этого положения является идея о том, что развитие аффективно-потребностной сферы проходит тот же путь исторического развития, что и познавательные процессы, т.е. идея единства интеллекта и аффекта, сформулированная отечественным психологом Л.С.Выготским.

Развитие мышления и эмоций имеют один корень. Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и в том, что эта связь является динамической, т.е. каждой ступени в развитии мышления соответствует определенная ступень в развитии аффекта [2].

Проблему связи интеллектуального и эмоционального воздействия в процессе воспитания поднимает П.М. Якобсон. В психологическом очерке «Эмоциональная жизнь школьника» автор пишет, что «… налицо явное расхождение между словами и делами, между знанием положений морали и нравственным поведением. … Одна из причин неэффективного воздействия школы на личность заключается в интеллектуализме, который часто пронизывает воспитательную работу школы. Вместо воздействия на личность учащегося в целом для перестройки его побуждений, стремлений, поведения воспитательная работа затрагивает лишь его интеллектуальную сферы…» [4, с. 8].

Проблема интеллектуализма является характерной чертой современной школы. По нашему мнению, одной из значимых предпосылок действенного воспитания, а в особенности патриотического воспитания, является воздействие на эмоциональную сферу учащихся.

Чувства, по мнению П.М. Якобсона, являются отражением действительности и носят субъективный характер, бывают эпизодическими и глубокими. Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, приводит к закреплению чувства в поведении [4]. Это является конечной целью патриотического воспитания. Патриотизм в значительной мере формируется в школьные годы, в дальнейшем он становится лишь более осознанным, следовательно, все мероприятия по патриотическому воспитанию должны быть направлены на глубокий эмоциональный отклик детей, особенно это важно в воспитании подростков, поскольку, как утверждает П.М. Якобсон, в этом возрасте чувства приобретают более личностный характер [4].

Отечественный психолог А.А. Смирнов в труде «Психология, педагогика, школа» показал необходимость изучения закономерностей нравственного развития учащихся для формирования их мировоззрения, убеждений, нравственных чувств. При этом ученый подчеркнул, что «знания – убеждения – поведение – качества личности – все это звенья одной цепи» [3, 225]. По мнению А.А. Смирнова, наличие правильных нравственных представлений еще не гарантирует соответствующего поведения и чувств личности, оно только содействует их формированию [3].

Это положение особенно важно для патриотического воспитания, поскольку знания, которые получают учащиеся на данном элективном курсе, должны превращаться в мотивы их действий и поступков. Патриотизм должен стать личным достоянием человека, частью его духовного мира, только в этом случае они будут побуждать человека к действиям и определять его отношение к жизни, к современной Российской действительности.

Введение специальных элективных курсов в образовательный процесс позволяет реализовать то содержание, которое решает цели и задачи, направленные на воспитание тех или иных черт, чувств и качеств личности. Нами разработан элективный курс «Мой дом, мой горд, мой край», целью которого является воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своей семьи, школы, родного края. Данная цель решается посредством расширения и углубления знаний о традициях семьи, школы, культуре малой Родины. Программа элективного курса реализуется в 9 классах, рассчитана на 30 часов в год. Организационные формы изучения курса: урок, классный час, семинарское занятие, экскурсия, конференция, викторина, выставка, самостоятельная работа учащихся. Элективный курс реализуется учителями истории, краеведения, русского языка и литературы, классными руководителями, работниками библиотеки.

Программа элективного курса состоит из 7 разделов-тем: «Патриот своей семьи», «Наша школа», «Челябинск – город родной», «Национальная культура народов Южного Урала», «Литература Южного Урала», «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны», «Современная Челябинская область» (таблица 1).


Таблица 1. Учебно-тематический план элективного курса «Мой дом, мой город, мой край»

занятия

Тема

Кол-во часов

теор.

практ.

Вводное занятие

1

Что мы знаем о патриотизме?

1


Тема 1. Патриот своей семьи (3 ч.)

2

История возникновения семьи. Традиционный быт русской семьи

1


3, 4

История, традиции моей семьи


2 (конференция)

Тема 2. Наша школа (3 ч.)

5, 6

История нашей школы.
Современная школа и ее традиции


2 (экскурсия, встречи)

7

Выпускники нашей школы


1 (встречи)

Тема 3. Челябинск – город родной (6 ч.)

8, 9

Челябинск: от крепости до большого города

2


10, 11

Современный Челябинск


2 (экскурсия)

12, 13

Ленинский район


2 (экскурсия)

Тема 4. Национальная культура народов Южного Урала (4 ч.)

14

Человек на Урале

1


15-17

Культура народов Южного Урала


1 (семинарское занятие)

2 (экскурсия)

Тема 5. Литература Южного Урала (3 ч.)

18

Детская литература на Южном Урале

1


18

Русские писатели классики на Южном Урале

1


20

Писатели и поэты Южного Урала


1 (литературная гостиная)

Тема 6. Челябинская область в годы Великой Отечественной войны (5 ч.)

21, 22

Танкоград – кузница Победы

2


23

Южноуральцы на фронте


1 (конференция)

24, 25

Памятники, посвященные Великой Отечественной войне


2 (экскурсия)

Тема 7. Современная Челябинская область (4 ч.)

26

Официальные символы Челябинской области

1


27,28

Визитные карточки городов и районов области


2 (презентация)

29

Встречи с южноуральцами


1 (встречи)

Заключительное занятие

30

Викторина


1 (викторина)


10

20

Итого: 30 часов


Цель данного курса – воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своей семьи, школы, родного края, Родины.

Задачи курса:

  1. Расширять и углублять знания о традициях семьи, школы.

  2. Развивать познавательный интерес к истории, культуре малой Родины.

  3. Формировать ценностные ориентации личности.

  4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа.

  5. Вырабатывать установку на патриотическую деятельность.

Тема «Патриот своей семьи» открывает возможность превращения чувства причастности к судьбе страны через судьбу своей семьи в побудительную силу, ведущую к действию; приводит к закреплению чувства в поведении. Экстериоризация отношения к своей семье происходит под влиянием естественных основ патриотизма и переносится на отношение к Родине как матери всех отечественных семей. Это является конечной целью патриотического воспитания. Деятельность школьников в вопросах отношений к героическому прошлому Родины, через знание истории своей семьи, приобретает патриотическую направленность. Гордость за свою семью, как части большого государства, переносится на страну в целом.

Высказывания детей по вопросу: «Как ты можешь представить свою семью в нашей большой стране?»

- «Семья как маленькая семечка одного большого подсолнуха»;

- «Семья как страничка в Интернете»;

- «Семья – это лучик от Солнца» и т.д.

Тема «Наша школа» является благодатной во всех отношениях, ибо школа – это то место, где происходит осознание ребенком себя и своего места в жизни. Это тот период, когда происходит кристаллизация личности и становление характера, принятие культуры народа и познание основ наук, обретение товарищей и социализация. Объединенные единым школьным пространством, единым порядком и культурой образовательного учреждения, дети «врастают» в школьную среду естественным образом, как молодые побеги вырастают каждую весну. Для абсолютного большинства детей школа становится больше, чем просто образовательное учреждение. Чувство патриотизма по отношению к своей школе у школьников развито более чем в достаточной мере. Экстериоризация естественных основ патриотизма распространяется и на окружающую школу среду. Учащиеся с энтузиазмом занимаются социальным проектированием с целью изменить к лучшему окружающую их действительность. Социальный проект – это, пусть маленький, но продуманный и просчитанный «шаг вперед» в решении конкретных социальных проблем школы и микрорайона. Шаг, который дети делают сами, для себя, своих родных, близких, друзей, соседей. Трудно переоценить значение школы в воспитании детей и в частности патриотических чувств, так как воспитание строится на фоне естественных основ, естественных чувств к конкретным местам, людям.

Темы «Челябинск – город родной», «Национальная культура народов Южного Урала» и «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны» приводит школьников в лоно краеведения. Самый мощный по эмоциональной насыщенности блок мероприятий, предполагающий непосредственный контакт с людьми, причастными к истории нашей страны. Вопросы истории района, в котором живут школьники, города, области становятся ключевыми при изучении этих тем на уровне активной деятельности, при погружении в пространство исследования. Здесь пытливый детский ум находит простор для исследований в самых различных направлениях: архитектура и храмовое строительство, археология и история, традиции народов и художественная культура, герои и их судьбы и многое другое. Знания, которые получают учащиеся по данным темам, должны превращаться в мотивы их действий и поступков. Чувство причастности к духовному и историческому богатству малой Родины должно стать личным достоянием человека, частью его духовного мира, только в этом случае оно будет побуждать человека к действиям и определять его отношение к жизни. Только так (через чувства) ценности Родины станут личными ценностями молодого человека.

Тема «Литература Южного Урала» знакомит учащихся с богатством литературного наследия Урала. При изучении этой темы обнаруживается связь когнитивного и аффективного компонента личности. И если целью воспитания является продуцирование патриотического типа личности, то, как нельзя лучше, литературные произведения, рассказывающие о красоте родного края, о людях, красоте их характеров, событиях, победах и заслугах перед Отечеством, через чувства, размышления молодых людей достигнут самых тонких слоев души. Осознание принадлежности к этой территории, которая так трепетно воспета литераторами Урала, наполняет души детей естественным чувством гордости. Большое значение имеют реальные тематические встречи с поэтами и писателями Южного Урала, которые дают мощный импульс самостоятельному интересу школьников к местной литературе. Экскурсии и походы по историко-литературным местам Урала привносят в бытие ребенка элемент возвышенности, одухотворенности, сказочности и побуждает к созданию собственных произведений.

Тема «Современная Челябинская область» позволяет школьнику увидеть себя в ореоле современных достижений прогресса в рамках своего региона. Современная Челябинская область является одной из ведущих территорий промышленного комплекса страны. Родители учащихся работают на промышленных предприятиях, в научных организациях, являются работниками культуры и т.д. Акцентируя внимание детей на том, какой вклад вносят их родители в достижения области, как высоко поднимают они сами престиж области, обнаруживая хорошую учебу и побеждая в различного статуса олимпиадах, указывая на их роль в прогрессе общества, обеспечивая ситуацию успеха детям и уверенности в их значимости для современного состояния общества в целом, педагоги достигают поставленных целей, в частности, воспитание патриотического типа личности.

Среда, формируемая вокруг школьника средствами элективного курса, воздействовала через когнитивные и аффективные компоненты личности на экстериоризацию естественных основ патриотизма учащихся в общественные и государственные ценности, выработку установки на патриотическую деятельность в рамках их средового окружения. Главные новообразования, появившиеся в психике подростков – рефлексивное мышление, чувство причастности к истории страны и малой Родины и ответственности за ее будущее.


Литература:

1. Аникаева, Т.В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. – СПб, 2001. – 220 с., ил.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 1136 с., илл. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

3. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1987. – 172 с., ил. – (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

4. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк. – М.: Просвещение, 1966. – 291 с.


Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ГОУ ВПО «ЧГПУ» 2011 г., проект № УГ-32/11/А

Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, элективного курса, естественных основ патриотизма, целью патриотического воспитания, Южного Урала», конечной целью патриотического, патриотического типа личности, малой Родины, элективный курс, процессу патриотического воспитания, народов Южного Урала», эффективного патриотического воспитания, функции патриотического воспитания, Программа элективного курса, культура народов Южного, «Современная Челябинская область», личным достоянием человека, «Национальная культура народов, особенности патриотического воспитания, Великой Отечественной войны».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle