Библиографическое описание:

Парфёнова С. А. О ходе реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 115-116.

В статье рассматриваются этапы реализации программы «Подготовка учителя к инновационной деятельности» в педагогическом вузе.

Ключевые слова: Постфигуративная культура, педагогического образования, инновационная педагогика, технология ТОГИС, Педагогические портфолио, фреймовое обучение.

Особенности экономическй и социокультурной системы требуют постоянного изменения и обновления характера направленности образовательной и профессиональной подготовки будущего выпускника вуза. Рождение нового педагогического сознания и новых обучающих технологий произошло под воздействием ряда исторических и социальных перемен. «Наша традиционно постфигуративная культура,ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, сменяется –конфигуративной и даже префигуративной, определяющей новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим и «у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших»1. В социокультурной ситуации, когда происходит видоизменение типа отношений между поколениями, неизбежно изменение также и типа отношений между учителем и учениками. «Утрачивая характер принуждения, эти отношения приобретают характер сотрудничества, взаиморегуляции равных перед неведомым настоящим».2

Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии. Если анализировать тенденции развития общего образования, можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что в будущем учителям необходимо использовать инновационные технологи, ориентированные формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Но учителя для будущего должны готовиться в педагогических ВУЗах уже сегодня, поэтому на кафедре педагогики разработана программа «Подготовка учителя к инновационной деятельности». Основные этапы программы реализуются в теоретическом курсе «Теория и методика воспитания», а практические навыки формируются в процессе педагогической практики.

Последовательность подготовки учителя к инновационной деятельности, согласно исследователям Сластенину В.А. и Подымовой Л.С. таковы:

Первый этап – развитие творческой индивидуальности будущего учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а также развитие критичности мышления. Кафедрой педагогики предусмотрено фреймовое обучение, например, разработка фреймов (таблиц, схем, созданных по единому принципу, которые заполнены дидактическим материалом преподавателем, либо требуют дальнейшего заполнения студентами).

Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику.

Студенты знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к обучению, выражая свое мнение в курсовых проектах или в «Педагогических портфолио».

Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности. Студенты знакомятся с методикой составления авторского проекта (презентации). Студентам предлагается подготовить самостоятельную работу в программе Power Point. Документ должен содержать теоретическую информацию, представленную в визуально приемлемой форме, а также приветствовуется использование таблиц, схем, рисунков, фильмов, фотографий и т.д. Информация может содержаться в предлагаемой литературе и Интернете (технология ТОГИС). Отчёт о самостоятельной работе отражается в подготовленном пакете документов для исследовательской деятельности студентов.

Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический или воспитательный процесс.

Третий год в качестве экспериментальной площадки выступает МОУ СОШ № 2 г. Куйбышев (директор А.В. Яковлев). На этом этапе формируется инновационная позиция будущего учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества. В 2010-2011 учебном году студенты реализуют новый проект «Основы научной деятельности в 5-7 классах». Основная задача студентов – подготовить школьников к научной деятельности. (Выступление школьников на научно-практических конференциях, участие в конкурсах и олимпиадах).

Завершающий этап – это отчет о результате своей работы (подготовка пакета документов по исследовательской деятельности). Результаты проектной деятельности студентов отражены, в созданных преподавателями кафедры педагогики, рабочих тетрадях.

Главным фактором инновационной подготовки будущего учителя является развитие его индивидуального стиля деятельности, творческой активности, проектировочной компетенции.


Литература:
1. Лапин Н.И.,Пригожин А.И. и др. Нововведения в организациях./ Н.И.Лапин, А.И. Пригожин.- М., 1981
2.Маркова А.К.Психология труда учителя./ А.К.Маркова. - М., 1993 г.
3.Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность./ В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. - М., 1997 г.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическом вузе, инновационной деятельности, «Подготовка учителя, будущего учителя, инновационной деятельности», программы «Подготовка учителя, реализации программы «Подготовка, программ интеллектуальной деятельности, Механизм реализации программ, реализации программ интеллектуальной, реализации инновационной деятельности, технологии инновационной деятельности, индивидуальности будущего учителя, исследовательской деятельности, деятельности студентов, педагогического образования, возникновения инновационной педагогики, подготовки будущего учителя, научной деятельности, позиция будущего учителя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle