Библиографическое описание:

Тудаков А. А. Формирование профессиональных компетентностей будущего педагога в системе дополнительного образования современного педагогического пространства [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 205-208.

Выход из кризиса образования в российском обществе, который заключается в комплексном внедрении гуманистического и компетентностного подходов, заставляет все большее внимание уделять педагогическому сопровождению человека на его жизненном пути. Грамотно определенное педагогическое сопровождение снижает риск ошибок и позволяет человеку комфортно и качественно осуществлять деятельность как в дошкольном образовательном учреждении, школе, профессиональных учебных заведениях. Следовательно, каждому элементу педагогического сопровождения необходимо подготавливать человека к переходу на следующий этап развития личности.

Врезка4Врезка3Врезка2Врезка1



Врезка6Врезка5


Одним из наиболее значимых периодов в жизни человека является переход от стадии обучения в школе к получению образования в профессиональном образовательном учреждении. В воспитательном пространстве школ функцию педагогического сопровождения формально выполняет профориентационная работа. И это верно, ведь этого требует государство, общество, личность. То есть кроме образовательной школа должна исполнять и дополнительные социальные функции (по М.В. Шакуровой), куда входят:

  • социальное закаливание;

  • охрана и укрепление здоровья;

  • социально-педагогическая поддержка семьи;

  • социально-психологическая помощь детям, родителям, педагогам;

  • защита прав детей;

  • социально-педагогическая помощь в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников.

К сожалению, школа сегодня поставлена в такие условия, в которых главным критерием успешности ее деятельности чиновники от педагогики считают результаты единых государственных экзаменов. На достижение этой цели «бросаются» все внутренние и внешние ресурсы педагогических коллективов, родительской общественности, самих обучающихся. Но ребенок после получения аттестата сталкивается с главной проблемой – определение дальнейшего жизненного пути. Часть выпускников решает данный вопрос с помощью случайного выбора, а большинство переходит на следующую ступень развития неосознанно.

Важно отметить, что отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 2 - 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров, повышает самооценку личности.

Следовательно, необходимость осознанного выбора профессии, формирование профессиональных компетентностей на этапе общего образования является главной проблемой современной школы.

Если основное образование не имеет возможностей решить данную проблему, то необходимо обратить внимание на дополнительное образование. Оно сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи и реально становится сферой, в которой пересекаются интересы самых различных групп: государства, города, профессиональных сообществ, родителей. Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития и определение дальнейшего жизненного пути личности каждого ребенка.

Сегодня дополнительное образование характеризуется как:

  • Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

  • Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства".

  • Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного, физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

  • Дополнительное образование - специальная образовательная деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленная на удовлетворение запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта.

  • Дополнительное образование - специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающейся среды, представляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры в государстве, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека. «В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста».

В соответствии с законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования, поэтому его содержание должно отличаться от содержания основного общего образования.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные образовательные и профессиональные потребности детей. В науке дополнительное образование дето рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься формированием профессиональных компетентностей – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

В контексте данного вопроса, необходимо обозначить основные способы организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования, дающий положительные результаты. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации дополнительного образования детей.

Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути, случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются. Сегодня это пока что наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости учеников и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель существует в учебно-воспитательных комплексах. В них, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Четвертая модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой). Поскольку учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое является не только местом обучения, а и пространством разнообразных форм общения, развития творческих и других способностей обучающихся. Соответственно и педагоги дополнительного образования должны быть творцами, готовыми экспериментировать, в процессе общения влиять на детей, профессионально решать образовательно-воспитательные задачи, способствовать успешной социализации в обществе, и конкурентоспособности на рынке труда.

Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, формирования их профессиональных компетентностей.

На основании вышеизложенного, а также, базируясь на цели и задачах компетентностного подхода, учитывая проблемы повышения мотивации к обучению в школе, педагогического мастерства специалистов в сфере образования, основываясь на решении социальных задач летней занятости подрастающего поколения, в городе Братске Иркутской области было решено внедрить эксперимент по реализации учебной игры-проекта «Педагогический перекресток». Суть эксперимента заключается во включении учеников психолого-педагогических классов образовательных школ и социально-педагогических объединений учреждений дополнительного образования через игру-проект «Педагогический перекресток» в различные виды педагогической деятельности, выполняя соответственно роли учителя, воспитателя (классного руководителя) и вожатого.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, как показал анализ проведения учебной игры-проекта, в период эксперимента, проявилась максимальная самостоятельность обучающихся педагогическому ремеслу, качественно были изменены их личностные характеристики: способность к сотрудничеству, партнерству, ответственность, потребность в самореализации – эти изменения можно считать внутренним продуктом проектной деятельности. Внешним продуктом считается учебная игра-проект «Педагогический перекресток», которая на данный момент успешно реализуется в психолого-педагогическом профиле образовательного пространства.

Таким образом, дополнительное образование стало ресурсом формирования профессионально-значимых компетентностей будущих специалистов в сфере образования.


Литература:
  1. Вверх по течению… О некоторых секретах детского лета. Воронеж, 1999 – 162 с.

  2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты и интеграция. – М.: МГПОУ, 2006. – 172 с.

  3. Закон "Об образовании". Ст. 26. М., 1992. - 52с.

  4. Ларионова О.Г. Подготовка учителя математики в условиях контекстного обучения. – М.: МГОУПУ, 2006. – 172 с.

  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - № 2. – С.58-64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle