Библиографическое описание:

Косарева Л. Г. Школьный предмет «Народное музыкальное творчество» и его роль в системе непрерывного музыкального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 145-147.

Одной из актуальных проблем современной российской музыкальной педагогики является совершенствование системы взаимоотношений «Школа – ССУЗ – ВУЗ». Основу этой вертикали образует детское музыкальное образование. Однако предмет «Народное творчество», то есть знакомство школьников с богатым наследием прошлого, с высокими образцами народного певческого и инструментального искусства, в программах ДМШ отсутствует. В курсе музыкальной литературы теме «Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов – классиков» отведено четыре часа, что явно недостаточно в современных условиях. Русское народное творчество – основа для возникновения и развития русского профессионального искусства, заслуживает большего внимания.

С давних времён именно в музыке люди стремились выразить своё отношение к происходящему, свои мысли и чувства. Фольклор до сих пор сохраняет своё значение, широко используется во всех областях литературы и искусства, проникает в сферу детского воспитания и образования.

Новое столетие отмечено небывалым ростом музыкальной информации. Современное общество захлестнул постоянно возрастающий стихийный музыкальный поток, который оказывает огромное влияние на формирование эстетических взглядов детей. Поэтому очень важно уже с раннего возраста заложить в ребёнке фундамент хорошего вкуса. И главная роль в этом принадлежит народному творчеству. Как говорил С.Миропольский, именно «народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».

В нашей школе, одной из старейших в России, около пятидесяти лет существует оркестр русских народных инструментов, многие учащиеся помимо школы с увлечением занимаются в различных музыкально – этнографических ансамблях города, выступают с сольными концертами. Но ребёнок, выросший в городе, чаще всего воспринимает фольклор как экзотику, музейный экспонат. Необходимо приобщить детей к новому для них пласту русской музыки и убедить в том, что народное творчество – это не второсортная культура, а богатый источник мудрости и духовных ценностей..

С этой целью в школе введён предмет «Народное музыкальное творчество» и разработана программа, которая предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.

Основная цель предмета – формирование у школьников целостного представления о фольклоре, воспитание интереса, уважения и бережного отношения к истории своего народа, к его культуре.

Основные задачи курса: дать детям знания в области русского народного творчества, определить его место в мировой культуре, раскрыть эстетико-художественную ценность русского фольклора, его значимость.

Программа рассчитана на один учебный год и выстроена по принципу «от простого к сложному»: от знакомства с отдельными жанрами народного творчества и инструментами народного оркестра – к восприятию фольклора как целостной системы.

Данная программа базируется на курсе народного творчества, изучаемого в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Вместе с тем, в ней учитывались возрастные особенности учащихся и специфика детских музыкальных учебных заведений. Этим обусловлено расширение и выделение в отдельный раздел таких тем, как «Русское народное многоголосие», «Русские народные музыкальные инструменты», «Оркестр русских народных инструментов».

Творчество народа – это особая культура, связанная с определённым образом жизни, где человек ощущал себя частью природы и был с ней неразрывно связан. Чтобы понять фольклор, необходимо, прежде всего, понять древних людей, его создавших. Поэтому во вступительном разделе «Народное творчество и его специфические особенности» введены новые главы – «Мир и человек в древней Руси», «Народный костюм», «Крестьянское жилище».

В программу добавлена новая тема – «Историческое развитие русского народного музыкального творчества». Представляется целесообразным использование её в качестве заключительного раздела, так как это даёт возможность суммировать и систематизировать полученные ранее знания.

Для раскрытия содержания данного предмета используются следующие формы работы: беседа с учениками, слушание музыкальных примеров и их анализ, разучивание некоторых образцов и их исполнение.

Плодотворным для музыкального воспитания учащихся является включение в урок игрового момента: инсценировка песен, импровизация (вокальная, двигательно-ритмическая), конкурс частушек и т.п. «Музыкальные паузы» подобного рода наглядно раскрывают вариантную природу фольклора, способствуют развитию памяти, певческо-слуховых навыков, творческих способностей детей. Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по итогам четвертей и учебного года.

Следует активно привлекать учащихся к исполнению народных песен и предлагать им подражать манере народных певцов, что даёт возможность полнее ощутить специфику местных традиций.

Большое внимание необходимо уделять самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и дома. При разработке домашних заданий рекомендуется применять дифференцированный подход в зависимости от поставленной цели.

Процесс изучения основных положений курса предполагает использование фрагментов русской классической музыки, знакомство с исполнительским искусством профессиональных коллективов России.

Однако важно обратить внимание учащихся на то, что фольклор– это не только исходный материал для обработки, а прежде всего кладезь мудрости, эстетических и нравственных идеалов.

Почувствовать народную песню, ее своеобразие, красоту, ее дух можно лишь соприкасаясь с подлинным исполнением. Поэтому основу иллюстративного материала на уроках должны составлять именно аутентичные («натуральные») звукозаписи.

Для более полного и углублённого освещения некоторых тем программы важно привлечение материалов других видов искусства (поэзии, литературы, живописи и др.). В целях повышения интереса к уроку целесообразно постоянное использование наглядных пособий: репродукций, диапозитивов, фильмов (или фрагментов). При подборе иллюстративного и лекционного материала важно учитывать прежде всего местные традиции. Музыкальное творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с историей страны. Каждая область, следуя общерусским правилам, всё же имеет свои характерные особенности, сохранившиеся до наших дней. Владимирский край занимает достойное место в этом ряду, поражая богатством, многожанровостью, неповторимым своеобразием.

Программа состоит из трёх частей: 1часть – примерный тематический план, 2часть – содержание предмета, 3часть – список литературы. Необходимым дополнением к программе является приложение, в котором изложен перечень репродукций и «звучащих» примеров, используемых на уроках.

Преподавателю, ведущему данный предмет, предоставляется возможность по собственному выбору организовать иллюстративный материал в соответствии с возможностями и условиями работы (наличие учебно-методических пособий, техническая оснащённость и т.п.).

Опыт работы показывает, что дети, приобщившиеся к народным традициям, с уважением и интересом относятся не только к своей, но и к иной музыкальной культуре. Они лучше разбираются в окружающем их музыкальном хаосе, большая часть которого по меткому определению Д.Б. Кабалевского является «музыкальным мусором». Обращение на занятиях к истокам русской речи даёт возможность учащимся почувствовать красоту и глубину родного языка, что является насущной необходимостью в условиях кризисной ситуации в этой области из-за обилия сленга. Опора в образовательном процессе на региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой родины, воспитывает любовь к родной земле.

Таким образом, предмет «Народное музыкальное творчество» играет важнейшую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и является необходимым звеном в неразрывной цепочке музыкальных образовательных учреждений.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle