Библиографическое описание:

Юдинских А. М. Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 155-158.

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в современном обществе проявляется в изменении традиционных этических норм и правил морали, в нарастании стрессовых обстоятельств, в снижении устойчивости нравственно- этических убеждений и отношений, ценно­сти формальных институтов культурного наследования, в отчуждении целей и содержания образования от реальных потребностей личности. Это всту­пает в противоречие с природой развития духовности и нравственности, пред­полагающей включение личности молодого человека в определенный жизненный и человеческий контекст.

Социально-экономические условия современной жизни требуют качественно новых нравственных ориентиров, соответствующих потребностям самой личности, предполагают необходимость осмысления роли и места воспитания нравственной ответственности личности в контексте историко-педагогической парадигмы, раскрытия сущности таких основных понятий педагогической науки, как «воспитание», «нравственная ответственность», «нравственность», «нравственная воспитанность», «мораль», «нравственные ценности», «духовность».

В этой связи необходима организация нравственного воспитания студентов, поскольку нравственная культура личности, выступает обязательным компонентом профессиональной культуры специалиста гуманитарного вуза, в том числе будущих дизайнеров[2].

Воспитание нравственной ответственности будущих дизайнеров – один из элементов нравственного воспитания - целенаправленный и организуемый на научной основе социально-педагогический процесс, ориентированный на творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, направленный на самосовершенствование студентов в соответствии с нравственными ценностями общества.

Принципы, необходимые профессиональному дизайнеру: приоритет сотворчества; индивидуализация, самостоятельность, контекстность обучения; при­оритет духовного в постижении мира; ориентация на нравственный иде­ал, нравственная ответственность[3].

Нравственная ответственность человека — это соизмерение собственной нравственной деятельности с требованиями, которые предъявляет ему общество, это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих.

Ответственность дизайнера перед обществом: дизайнер принимает на себя профессиональную обязанность способствовать повышению социального и эстетического уровня общества, дизайнер обязуется с профессиональной ответственностью действовать в интересах экологии и защиты среды.

Кодекс чести дизайнеров ставит своей основной целью формирование основных принципов международных этических норм. Соответственно этому и разработана профессиональная этика для творческих работников. Дизайнер несет ответственность перед своей страной, способствует повышению социального и эстетического уровня общества. Предусмотрена ответственность за сохранение экологии окружающей среды и затронуты вопросы критики и плагиата.

Нравственное воспитание как часть целостного процесса развития личности, протекает под влиянием трех основных факторов: наследственности, среды и воспитания. Четвертой составляющей выступает нравственный опыт, что подтверждается различными исследованиями. Так нравственное воспитание индивида осуществляется в повседневном нравственном опыте, нравственное воспитание как социализация ребенка приобретение им жизненного опыта, развития и формирования личности, обладающей полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе, положительный результат в процессе нравственного воспитания можно получить только в практической деятельности.

Нравственное воспитание подразумевает творческую активность индивида в его нравственном самоопределении, в выборе средств и способов деятельности, в его переходе от соблюдения внешних моральных норм к нравственности, как к внутренней духовной свободе.

Обобщая вышесказанное, заметим, что нравственное воспитание трактуется учеными как процесс целенаправленной педагогической деятельности, как формирование человека,как целенаправленное и систематическое воздействие, как специфическая воспитательная работа.

На основе изучения и анализа разных подходов к проблеме нравственного воспитания личности можно выделить основополагающие позиции: на нравственное воспитание личности оказывают безусловное влияние наследственно-биологические предпосылки; на развитие тех или иных природных задатков влияет воздействие среды; залог успешности нравственного воспитания – в оптимальном соотношении и взаимодействии субъективных факторов и объективных[2].

Нравственное воспитание должно быть ориентировано на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру), благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям), гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе), целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям), трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду), экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы), патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).

Обобщая все предложенные понятия, определяем нравственность, как внутреннее качество, которое может проявляться внешне через нравственную воспитанность. Нравственная воспитанность – это внешнее проявление нравственности, как внутреннего качества человека, характеризующееся нравственными знаниями, отношением к нравственным ценностям и устойчивым нравственным поведением.

Комплекс педагогических условий, составляющих основу деятельности педагога по реализации модели нравственного воспитания студентов, включающий в себя: организацию единого образовательно-воспитательного пространства учебной и творческой деятельности студентов; акцентуацию нравственности в художественной деятельности как основы профессионализма; информационно-диагностическое обеспечение процесса воспитания.

Целью духовно-нравственного совершенствования педагога является повышение нравственной воспитанности студента в процессе профессиональной подготовки в гуманитарном вузе. Процесс целеполагания предполагает в своей реализации следующий алгоритм: принятие личной и социальной значимости нравственных ценностей; педагогический стимул интереса к выявлению уровня нравственности; исследование мотивов повышения уровня нравственности и его соотнесение с ожидаемым; формулирование цели и задач по повышению уровня нравственности у студентов; педагогическое обоснование вовлечения воспитанника в разные виды творческой деятельности на основе нравственных позиций.

Данный компонент выполняет ориентирующую функцию, то есть способствует формированию у студентов определенного отношения к уровню нравственности, соотнесения данного уровня с ожиданиями окружающих, выработке иерархии материальных и духовных ценностей, помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире. Реализация данного компонента содействует повышению степени выраженности критериев аксиологического компонента нравственности, поскольку предполагает эмоционально-чувственное воздействие.

Для повышения успешности профессиональной деятельности, актуальна необходимость духовно-нравственного совершенствования педагога в настоящее время[1].

Философия и история образования, обращение к многовековому духовному опыту педагогов гуманистов помогает всесторонне объяснить и верно оценить бытующие в современном общественном и педагогическом сознания проявления бездуховности и прагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и реакционного консерватизма, сознательно и убежденно противостоять им, целенаправленно утверждать в своей педагогической деятельности гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности. 16 правил искусства развивать нравственность Яна Амоса Каменского:

  1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

  2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

  3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.

  4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодром состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.

  5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

  6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.

  7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

  8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.

  9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.

  10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому.

  11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

  12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.

  13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.

  14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

  15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

  16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина[3].

Нравственное воспитание студентов является одной из актуальных проблем в педагогической теории и практике, требующей своего дальнейшего осмысления. Особенностями нравственного воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе выступают: самостоятельная, разнообразная, творческая деятельность студентов, в процессе которой закрепляются формы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов; присвоение студентами правил, норм поведения и контроля за их выполнением осуществляется в ходе разнообразной творческой деятельности[2]. Процесс нравственного воспитания студентов развивается в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями личности студента, как будущего профессионала.



Литература:

  1. Буркова Н.И. Духовные основы педагогической деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского.
  2. Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: методическое пособие / Т.К. Грачева. – Челябинск, 2009.

  3. Коменский Я.А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988))

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle