Библиографическое описание:

Зубанов В. П., Козырева О. А., Макринский И. С. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.

В современной психолого-педагогических литературе, к сожалению, проблема самореализации, самосовершенствования студентов недостаточно изучена и, в связи с этим, и раскрыта. Многие считают, что в условиях массового обучения в вузе недостаточно внимания уделяется развитию способности студентов к самоанализу и рефлексии, они не достаточно самостоятельны и, как правило, у таких студентов низкий уровень самоорганизации. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть данное суждение, т.к. каждое поколение оставляет своих героев на высоте – на доске почета научных достижений, спортивных результатов, побед в различных видах деятельности, прямо и косвенно связанных с антропологическими изменениями внутреннего мира и внешней среды современного общества. Одно можно отметь с должной уверенностью, – качество обучения в современной средней и высшей школе стало ниже, чем было 20-30лет назад, и как следствие, результативность самосовершенствования и самореализации студентов в таких условиях оставляют желать лучшего.

Рассмотрим направления и модели социализации и самореализации. Под моделью социализации мы будем понимать идеальную структуру, фасилитуирующую изучение процессов адекватного восприятия и отражения социальных ролей, ретрансляции, трансформации, реконструкции социального опыта и адаптации в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве. Модели социализации субъектов социокультурного пространства находят отражение в 4-х направления (плоскостях) социального и социально-педагогичес­ко­го взаимодействия: спорт, наука, искусство, религия. Педагогу при планировании социально-педагогического взаимодействия необходимо учитывать способность субъекта к различным направлениям социализации. Будучи одновременно включенным в совокупность микро-, мезо-, макро- и мегасред, субъект культурно-исторического пространства вариативно изменяет внутренний и внешний мир, модели и средства социализации, самоопределения, самоутверждения, самосовершенствования и самореализации. Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду. Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.

Здоровье как одна из фундаментальных ценностей общества и ее субъектов порождает множество теорий, концепций и моделей, фасилитирующих сохранение и преумножение богатств антропологической системы в контексте здоровьесберегающей педагогики. Выделяя психическое и физическое здоровье, педагоги и психологи раскрывают их единство, определяя проблемы и возможности их решения в рамках традиционных и инновационных ресурсов современного общества. Доказательством древности данной проблемы и ее решения является модель – «В здоровом теле – здоровый дух» (Ж.-Ж. Руссо). На гормональном уровне доказано, что если человек не получает удовольствия от выполняемой деятельности (общение, игра, учение, труд), он замещает модель взаимодействия во внешнем пространстве псевдомоделью, фасилитирующей получение удовольствия, процессов самоутверждения, самореализации, вхождения в социум чрез псевдодеятельность или искажения, сублимирующие такие процессы как, самоопределение, самореализация, самосовершенствование и пр. Данный факт подтверждается множеством психолого-педагогических, психоаналитических и др. теорий и концепций. Например, если мать, вынашивая своего ребенка, испытывает дискомфорт различного генеза (ругается, нервничает, не соблюдает режим дня и пр.) – ребенок сосет палец руки, компенсируя всё то отрицательное, что получает от своей матери. Эта привычка закрепляется и зачастую при нехватке позитива во взаимоотношениях с субъектами социокультурной среды и объектами живой и неживой природы остается единственным средством, позволяющим сохранить психическое, а затем и физическое здоровье. Все отклонения в поведении, взаимоотношениях, взаимодействии с живой и неживой природой субъекта общества объясняется деформациями различного генеза, особенность которых ярко определяет путь развития личности, начиная с детского возраста, а будучи базовым периодом становления личности, накладывает систему ограничений и перспектив, иногда трудно поддающуюся психофизиологическому, личностно и социально значимому изменению (коррекции).

Спорт как механизм социализации. Одним из механизмов социализации и ее направлений является спорт. Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья спортсменов, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития.

Традиционно социализация субъектов культурно-исторического пространства через спорт осуществляется гиперактивных ее субъектов. Вследствие педагогических ошибок гиперактивных детей признают трудными или трудновоспитуемыми, т.к. двигательная активность высока, а способов и средств ее излияния в социально-педагогическом взаимодействии традиционного обучения в начальной и средней школе не предусмотрено. Кроме того, социализация через спорт гармонизирует взаимоотношения субъектов в структуре модели «внутреннее-внешнее», тем самым подчеркивая и подтверждая справедливость древней модели взаимодействия, в коей человек рассматривается состоящим из трех составляющих: тела, души и разума, поэтому согласно древним учениям он должен уделять внимание трем составляющих своего "я". Наиболее ярко это показано в учении буддизма, где священное писание Типитаки (в переводе означающее три корзины) отмечает, что человек в процессе жизни накапливает свои три корзины – корзины души, тела и разума. Нельзя выбрасывать или игнорировать какую-либо из корзин, нарушая божественную природу уникальности и своеобразия каждого человека.

Наука как механизм социализации. Интеллект субъекта, его способности, склонности, предпочтения, мотивы, цели, потребности, мотивация деятельности, особенности личностного становления и развития в структуре ограничений пространства, времени, общества определяют возможности и ограничения в моделировании акметраектории развития и процессов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения. Плоды интеллектуальной деятельности многогранны, а формирование и развитие интеллекта является пролонгацией трудовой деятельности каждого ее субъекта. Если в случае спортивной самореализации субъект ограничен биологическим барьером, то в интеллектуальной самореализации такого барьера практически не существует. Пик спортивных достижений приходится на средний возраст в 25-27 лет, а интеллектуальных – на 37-39 лет. В ряде зарубежных исследований описан феномен продления жизни человека за счет интеллектуальной деятельности. Данный факт подтвержден и опытами в зоопсихологии. В ходе опыта было установлено, что количество и качество сформированных структур в коре головного мозга крысы увеличивало продолжительность ее жизни. При прочих равных условиях дрессированные крысы жили дольше недрессированных. Формирование структур головного мозга крысы осуществлялось за счет повышения двигательной активности и удовлетворения ее на гормональном уровне (гормон радости) за счет поощрения кусочками лакомой пищи, которую в быту крысы редко получали, но очень любили. Поэтому позитив не просто необходим животному организму, он формирует то биологическое, что сохраняет его как вид. Реализуя идеи гуманно-личностных отношений, не стоит забывать, что на 70-90 % человек – существо биологическое (наблюдения западных ученых), а на все остатки – социальное, разумное, духовное.

Как прекрасно владение словом, интеллектом, где трансформация решений в продукте деятельности, уникальность которого навеки вписывает имя своего создателя (исследователя, ученого, конструктора, инженера, писателя, художника и пр.) в летопись времени?!… Польза изобретения (практическая значимость) всегда через века несет от потомков слова благодарности всех грамотных, просвещенных, образованных людей. Мы восхищаемся поступками ученых, где нравственность, профессионализм, патриотизм подчеркивают силу и красоту, величие и состоятельность человека в различных сферах взаимоотношений. Таким примером для подражания может быть поступок Александра Степановича Попова – изобретателя радио, за его изобретение предлагали очень большие суммы денег зарубежные магнаты и дельцы, но он говорил немногословную фразу «Я – русский человек… И моё изобретение принадлежит России…». Как изменилась реальность в XX-XXI веках?!… Одним их самым тяжких грехов на Руси (как и в любой другой древней культуре) считалось предательство, а уж продажа Родины было самым последним.

В спорте достижения и имена помнят небольшая группа людей, которые прямо или косвенно связаны с данным процессом, а через достаточно небольшой промежуток времени их рекорды побиваются новыми и новыми, практическая значимость коих лежит в плоскости самореализации человека, констатации его уникальности и феноменальной состоятельности в данном виде деятельности.

Искусство как механизм социализации. Искусство как механизм социализации субъектов общества известен издревле. Пещеры, в которых найдены древние рисунки свидетельствуют о его зарождении, раскопки древних поселений свидетельствуют о его уникальной целесообразности и практической значимости для жизни человека и его времени. Мы будем рассматривать искусство как высшую степень и ступень сформированности профессионализма у субъекта деятельности и общения. Хотелось бы, чтобы XXI век и последующие были под лозунгом модели «Деятельность как искусство», чтобы каждая составляющая социального взаимодействия привносила в него свою уникальную акси-, акме-, антрополого целесообразную систему преобразований внутреннего мира человека и его внешнего пространства в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах.

Один вид искусства дополняет другой, способствуя гармонизации всех сфер личности, а творчество в системе таких единиц, как креативность, рационализм и завершенность идеи в продукте – показатели достижения необходимого уровня в данном виде социализации и самореализации.

Религия как механизм социализации. Современная религия отражает необходимость и способность решения проблемы смысла жизни в полиструктурном аспекте его рассмотрения. Современное общество тяготеет к идее свободного вероисповедания (закон РСФСР «О свободе вероисповедания», закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», 1997). В трудные моменты жизни человек зачастую не может справиться с определенными проблемами мировосприятия и мироотражения, смысл жизни остается далеко за пределами реальности, и религия создает псевдомодель, фасилитуирующую личностный поиск и значимость личности и ее жизни для общества и самого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. До конца XIX века религия оставалась единственным средством, удерживающим личность от фатальных трансформаций (суицид, убийство и пр.). С появлением психодиагностики, психотерапии, психокоррекции таковые возможности расширены, но уникальность религии в прямой и косвенной социализации остается неоспоримой. Человек самоутверждающийся и самореализующийся в системе религиозных взаимоотношений реализует традиционную модель социализации, которая может быть единственной и множественной, сквозной и побочной (маскировочной).

Единственная модель религиозной социализации осуществляется у религиозных деятелей и фанатиков, служителей институтов религии и идей божественного просветления, предназначения, фатума, судьбы и пр.

Множественная модель религиозной социализации реализуется у глубоко верующих людей, ищущих себя в религии, религиозном восприятии и отражении объективного пространства и времени. Религия у данных субъектов не является получением материальных благ, а только средством самосовершенствования, самореализации и взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мегасреде. Через деятельность, общение и помощь данная категория субъектов культурно-истори­чес­кой среды становится собой, находит своё предназначение, ссуженное свыше. Все виды деятельности для них – способ служения своей религии – религии добра, света, культуры, истины, высшего блага.

Сквозная модель религиозной социализации определяет религию как смысл всей жизни человека, ее фундаментальность фасилитирует становление подлинного, неподдельного, уникального в человеке на протяжении всей его жизни.

Побочная (маскировочная) модель религиозной социализации определяет вто­ро­сте­пенность религии, ее смыслов, ценностей, догм, заповедей в структуре формирования личности, зачастую она не осознается субъектом деятельности, культуры, науки, искусства, а достраивается как дань моде, нормам общественных взаимоотношений.

Вся система социокультурных взаимоотношений показывает насколько едина взаимосвязь всех механизмов и моделей социализации (спорт, наука, искусство, религия) в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, насколько в ней человек ценен, уникален, востребован и социализирован в различных аспектах социокультурных взаимоотношений и норм.

Итак, из всех четырех направлений социализации, самосовершенствования и самореализации мы остановимся на особенностях самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе, ведь физическое воспитание как составная часть высшего гуманитарного образования способствует формированию здорового образа жизни студенческой молодежи, подготовке гармонично развитых высококвалифицированных специалистов, формированию стереотипа поведения здорового образа жизни.

Баскетбол – вид спорта, который популяризирует занятия физического воспитания с оздоровительной направленностью. Этому виду спорта присуща высокая эмоциональность, зрелищность, разнообразие проявления физических качеств и двигательных действий, интеллектуальных способностей и психических возможностей. Баскетбол состоит из естественных и специфических двигательных действий без мяча и с мячом. Противоборство, целью которого является результативная атака кольца соперника и защита своего, вызывает проявление всех жизненно необходимых для человека физических качеств - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, силы, гибкости и выносливости. Во время игры в баскетбол задействованы практически все функциональные системы организма человека. Эта игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности [3].

Достижение положительного спортивного результата также ведет к проявлению целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Таким образом, основными особенностями саморазвития и самосовершенствования студентов является развитие когнитивных, коммуникативных, организаторских умений, а так же формирование навыков самоконтроля и создание условий для их максимального развития [3].

У разных людей разные потребности, склонности, предпочтения, интересы и в некоторых случаях, когда отмечают, что причиной низкого уровня готовности к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации студентов – будущих педагогов является отсутствие реальных технологий организации процесса самообразования, самосовершенствования в ВУЗе, то можно сказать только то, что «у всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик». Величие и мудрость народной (русской и многонациональной) культуры неоспорима, но мы забываем, что есть уважение, чувство долга, ответственность, воспитываем молодежь потребителями благ Родины и Цивилизации, затянувшееся детство дает свои плоды – отсутствие познавательных интересов – приводит к воровству интеллектуальной собственности (плагиат) – общество борется с данным недугом, но безуспешно, а ведь всё начинается с детства – не надо перевоспитывать – надо показывать возможности, а не пресекать доброе, вечное и благополучное; отсутствие формирования потребности в здоровом образе жизни – приводит в деформациям различного генеза, но нельзя заставить вести здоровый образ жизни, поставив «5», «4», «3» или «2», не следует переориентировать молодежь из направлений «искусства», «науки» в направление самореализации «спорт», т.к. интересы и продукты деятельности различны.

Направление социализации и самореализации «спорт» отдает с течением времени своих питомцев при гармонизации развития в направления «искусство», «наука». Так занятия физической культурой и спортом при неумелом ведении данного искусства (воспитание и обучение – это всегда мастерство, а не кустарничество) приводит к трагедиям человека и общества в целом, не будем приводить современные примеры – приведем пример Древней Спарты, где избавлении от слабых физически было нормой культуры. И мы знаем, что это общество было обречено. Если педагог по физической культуре не может найти тех, кто будет заниматься волейболом (или другим видом спорта или деятельности) по внутренне сформированным мотивам и ценностям – то это беда того педагога, который занимается данным видом деятельности, но если педагог не создал условия для самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации своих подопечных, а насаждает свои сугубо узкие цели и ценности, приводящие к дисгармоничному развитию – это проблема всего общества. Поэтому нельзя насильно проводить соревнования, стимулировать чрезмерно активность в неразвитом образе человеческом, ведь недоразвитие нравственное – самая тяжелая форма заболеваний нашего общества, недоразвитие интеллектуальное – способ устранения нации на мировом поле культуры и Цивилизации, деформации физические – способ устранения той же нации в биологическом (видовом) плане.

Следует делать свои выводы в меру сил (труда) и возможностей (таланта), а пока хотелось бы сказать следующие слова: каждый занимается своим делом в меру своих способностей, талантов, труда, везения, поиска и нахождения единомышленников в том поле деятельности, в котором сам преуспевает, а не который выделяет сам как объект поклонения и почитания, как ментальность эйфории и угрызения различных чувств, как морально-нравственную аномалию и плод, лишенный жизнеспособности в среде истинной культуры, деятельности и Цивилизации. Постараемся сделать жизнь легче, достойней, начав с понимания модели социализации и самореализации, с осознания границ и поиска средств для облагораживания истины и залечивания ран, нанесенных теми, кто считает себя самим совершенством, истиной в последней инстанции, высшей формой и результатом эволюции, капризом природы иже божеством. Общество порождает себеподобных, и мы знаем, что любая среда и система пытаются принять такое положение, в котором будет минимум потенциальной энергии. Только усилиями творится дело, как доброе, так и любое другое. Это было доказано неоднократно народной культурой, педагогикой: «как потопаешь – так и полопаешь», «под лежачий камень вода не течет», «сытый голодному не товарищ» и др. А мы пожелаем удачи во всех начинаниях самореализации и самосовершенствования всем начинающим игрокам баскетбола, а также игрокам любителям и профессионалам.


Литература:

1. Зубанов, В. П. Социальное партнерство в физическом воспитании в общеобразовательной школе / В. П. Зубанов // СПЖ. – 2010. – №6. – С. 179-185.

2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

3. Нестеровский, Д. И. Баскетбол : теория и методика обучения : учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Д. И. Нестеровский. – М. : Академия, 2004. – 336 с. – ISBN 5–7695–1474–4.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle