Библиографическое описание:

Редько А. М. Интеграционное обучение юных певцов художественными возможностями хорового детского театра [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 201-205.


В статье автор попытается доступно максимально объяснить процесс овладения юных певцов интеграционными знаниями, используя при этом исполнительские возможности детского хорового театра. Эти теоретико-практические знания очень пригодятся и помогут юным певцам в современной нашей жизни.

Едва ли не самой волнующей темой остается о подходах и о направлениях, которые можно использовать в вокально-хоровом обучении подростков, являющихся весьма разношёрстным контингентом. В младшем подростковом возрасте проявляется тяга к самостоятельному осмыслению жизни, своего места в ней. Одновременно продолжается и начавшееся ранее – в детстве – процесс становления индивидуальности, личности, процесс принятия себя как члена семьи и общества. Подростки начинают задаваться вопросами: кто я, кем могу стать, чего я стою. Пиком негативной фазы подросткового кризиса психологи называют возраст 12 – 14 лет. В это время особенно остро нуждаются в различных возможностях для того, чтобы попытаться лучше понять себя, узнать свои сильные и слабые стороны. Одним из таких способов познания себя и мира, по мнению автора статьи, является искусство в особенности искусство именно хоровое, театральное, литературное, музыкальное.

Подвести можно к последующему вопросу а, используя на основе знаний из истории нашего государства как аргументацию, предположительному ответу.

Вопрос заключается в следующем. По какой линии в жанровом отношении нужно стремится идти в обучении, развивая наиболее эффективно творческие способности подрастающего поколения?

Аргументацию предложить можно последующую. Древние греки (имеется в виду Аристотель и Платон) соединили обучение вокально-хоровому пению с чтением поэтов, гимнастикой, игре на музыкальном инструменте. Музыкальный ритм с хоровым исполнением, как они полагали, приучали у порядочности в движениях, в мыслях, в эмоциях и в деятельности: «ведь вся жизнь человека нуждается в чинности и добром ладе» (Платон). Главные качества спартанцев это выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. «Ритм и мелодия содержат в себе ближе всего, приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности» (Аристотель). «В словах едкая острота смешивалось с изяществом» (Плутарх). Мальчики в ангелах, мужчины на праздниках, войны на поле боя пели хором: «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто увлекавшее душу восторженным порывом к действию» (Плутарх). Эсхил был поэтом творческой энергии. В его время создать драму означало, и довести до зрителей представление, взять на себя всю постановку – с обучением хора исполнению и ритмическому произношению стихотворного текста.

В рыцарском воспитании система «семи свободных искусств» противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьём, фехтование, езда верхом, плавание, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальных инструментах. В светской (рыцарской) системе образования музыкальное образование являлось неотъемлемой частью эстетического развития, и было одним из показателей нравственной зрелости молодого человека. В качестве педагогов в знатные дома приглашались поэты и музыканты – менестрели.

В истории мы знаем, что и в шереметьевской крепостной школе обучали детей хоровому пению, актерскому мастерству, движениям, игре на музыкальном инструменте. Мальчиков и девочек предварительно проверяли («опробовали») голоса. Большинство из мальчиков и девочек были обучены грамоте и их зачисляли в труппу крепостного театра или придворную капеллу.

В первые послевоенные годы К. Орф сформулировал целостную педагогическую систему. Песни разыгрывались в лицах, с танцами и игрой на музыкальных инструментах, для чего композитор сам писал партитуры со звукоизобразительными приёмами. Курс музыкального воспитания заканчивался исполнением спектакля рождественской мистерии. Ценно стремление вольдорфских педагогов сделать хоровое пение, декламацию, художественное чтение поэзии выражением в художественном движении силы, действующей в языке и музыке. В музыке все дети, помимо пения, участвовали в игре, по крайней мере, на одном музыкальном инс­трументе. В младших классах все играли на флейтах, затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифферен­цировалось несколько инструментов. От тесной и активной связи с музыкой исходили эффективные воздействия на углубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имело декламирование, художественное хоровое чтение, кото­рое практиковалось во всех классах. Поэзия полностью раскрывалась лишь перед тем, кто не только читал стихи про себя, но и постигал поэзию с ее речевой, звуковой стороны.

По мнению председателя Комитета по культуре Госдумы Ивлиева Г.: «после совместной коллегии Министерства культуры и Министерства образования, где были обсуждены принципиальные вопросы развития художественного образования, диалог между деятелями культуры и деятелями образования носит позитивный характер. И сейчас нам важно сохранить тенденцию повышенного общественного внимания к вопросам образования, заинтересованность всех органов власти в реформировании системы отечественного образования и перевода его на иной качественный уровень. Для нас важно закрепить художественное образование во всей нормативно-правовой базе и рассматривать его и как отдельный вид образования, и как важную составляющую часть общего образования. Как существенное достижение совместной работы двух министерств и двух думских комитетов, при поддержке Администрации Президента, я хотел бы отметить, что проект федерального закона, направленных на поддержку, развитие уникальной отечественной системы образования в области искусств, уже внесен в Государственную думу. В частности законопроект закрепляют законодательно учреждения интегрированного образования. В проекте нового Закона об образовании особенности художественного образования закреплены отдельной статьей» [2, с. 1, с. 3].

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую интегрированного образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в детском хоровом коллективе в условиях приближённых к детскому хоровому театру, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети младшего подросткового возраста могут развивать свой креативный потенциал. Это поисковое образование стимулирует процессы личностного саморазвития. Как целостен отдельный подросток во всём многообразии его потребностей и способностей, так и образование комплексное обеспечивающее полноценное развитие во всём богатстве его запросов и интересов. Создание интеграционной образовательной модели, основой которой сотрудничество педагогов музыкально-хоровой студии, установление взаимодействия кружков. Интегрированность образования осуществляется как по горизонтали: путём согласования программ совместной деятельности педагогов так и по вертикали: через координацию кадровых материально-технических и временных ресурсов.

Мы, конечно, берём всех, лишь бы не были больные связки. Если связки здоровые, то ребёнок всё равно разовьётся. Больше настораживает отсутствие хорошего ритма – это воспитать гораздо труднее, чем воспитать нормальную слухо-моторную координацию, когда ребёнок умеет слышать, что он поёт. Как только он научится этому – сразу дело пойдёт на лад. Это происходит рано или поздно. Тем не менее, мы проводим приёмные экзамены скорее для руководителей детского хора с использованием современных методов определения способностей и возможностей поступающих – от диагностики до тестирования, но формальные для юных певцов. Прослушивание исходных задатков поступающих состоит из следующих номеров. Прочитать короткое стихотворение из школьной программы. Исполнить свою любимую песню. Несложные задания на наличие у ребёнка младшего возраста слуха, ритма, интервалики. Проверка на физическую активность и гибкость тела, движение корпуса во время исполнения. По окончании этого мероприятия проводится анкетирование. Вопросы, касающиеся эрудированности, а также интересов студийцев.

На базе хоровой детской студии осуществление экспериментальной авторской программы1 включает в себя:

  • совершенствование творческих способностей юных певцов через сценическое действие;

  • интерпретация на основе инструментария (навыка) к художественному осмыслению средствами театра.

Приоритетные направления:

  • упражнения (в этюдной форме) для выработки у юных артистов-певцов навыков вокальной и актёрской техники;

  • специфика постановочной работы с артистами детского хора.

Цели:

  • раскрепощение личных комплексов и физических «зажимов» на сценической площадке;

  • создание креативной обстановки стимулирующей развитие эмоционально-образного мышления;

  • помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

  • помощь в процессе самопознания и саморазвития.

Задачи:

  • изучить и освоить элементы вокально-актёрского мастерства через культуру звучащего слова, умение певцов свободно двигаться в сценическом пространстве;

  • выразительность, перевоплощение, интерпретация, самовыражение в пространстве;

  • помочь артистам детского хора развить художественные навыки для исполнения;

  • применение знаний из различных областей в решении творческих задач.

Результативность обусловлена реализацией методологических принципов:

  • принцип деятельного творческого освоения излагаемого материала;

  • принцип взаимосвязи художественного восприятия и творчески продуктивной деятельности во время освоения излагаемого материала;

  • принцип системных знаний: овладение младшими подростками основами театрального, литературного и хорового искусства путём формирования у них художественно-творческого мышления и на этой основе – формирование певческого мастерства;

  • принцип единства теории и практики на основе раннего включения воспитанников в театрально-хоровую деятельность в процессе репетиционной работы.

Предметные области: «хоровой класс»; «вокальный ансамбль»; «соло»; «хоровое сольфеджио»; «хоровая речь»; «сценическое движение». Формы обучения: хоровая репетиция; групповое занятие с вокальным ансамблем; индивидуальные занятия с вокалистами и солистами из хора.
Во вводной теме необходимо дать юным артистам представление о многомерном явлении хорового детского театра тем самым, раскрывая неограниченные сценические возможности самодеятельного детского коллектива. Большой интерес представляют вопросы, связанные с систематизации различных видов этого жанра имеющих свою специфику, а также более частные аспекты, касающиеся особенностей исполнения и внутреннего строения спектаклей.
Занятия многофункциональны. Работа с упражнениями – формирование и развитие умений и навыков управления мышцами голосообразующего аппарата; развитие речевого голоса и подготовка к работе по развитию вокального голоса. Речевая подготовка – постановка речевого голоса; развитие речевого слуха; развитие речевой (и актёрской) выразительности; развитие навыков произвольного управления мышцами артикуляционного аппарата; совершенствования дикции. Формирование и развитие умения и навыков: самостоятельного развития голоса для работы в речевом режиме; работа голоса в режиме речь-пение; ораторской деятельности. Вокальная подготовка – вокально-техническое и вокально-исполнительское развитие; развитие эмоциональной и актёрской вокальной выразительности. Формирование и развитие умений и навыков: мышечно-слуховой координации; вокального исполнения произведений различных стилей с учётом характера аудитории; самостоятельной индивидуальной работы с голосом. На основе комплексного воспитания певцов осваиваются приёмы актёрской игры (интонационно-зрелищный образ). Применяются движения раскрепощающие артистов детского хора.
Что такое звук? Звук – это сильный глоток воздуха, опирающийся на диафрагму проходящий через круглую глотку и встречающий на своём пути массу препятствий.
Снятие мышечного напряжения, т.е. постепенное освобождение от психологической и физической скованности юных певцов при помощи упражнений. Это упражнения для раскрепощённости физического тела юного певца. Это упражнения для снятия напряжения около гортанной мускулатуры юного певца. Это упражнения на постановку смешанно-диафрагматического дыхания юного певца. Это упражнения на тренировку длинного выдоха. Перед юными артистами хора ставим задачи. Для яркого, но не крикливого звука, чёткого произношения текста, роль корпуса постепенно с осознанностью хористов подходим к мнению осанка влияет на звук, голова и корпус держатся прямо, плечи свободно опущены и отведены назад, спина прямая, мышцы живота подтянуты.
Так, например, здесь повторюсь с предыдущим абзацем и разовью мысль, что разработана нами система творческих упражнений: артикуляционные упражнения, упражнения на снятия мышечных зажимов, дыхательно-голосовые упражнения, упражнения на развитие звуковысотного голоса, упражнения на звукообразование, упражнения на логичное, образно эмоциональное действие словом /на тексте пословиц и стихотворных текстах/ с переносом на хоровое пение. Процесс освоения законов сценического творчества, а именно: связь внимания и воображения, закон мышечной свободы, отношение темпа и ритма, - требуют соблюдение принципов комплексности и построения тренинга. Разогревающие упражнения проводятся в течение 10-15 минут, цель – эмоционально-творческая: разминка отдельных частей тела, повышение мышечного и эмоционального тонуса, активизация восприятия, мышления, воображения. Ценность во время воспитания навыков его развития представляют упражнения в релаксации мышц и шеи (мимических, жевательных, речевых мышц), упражнения на мышечное расслабление развивают процесс торможения, увеличивают выносливость нервно-мышечного аппарата и способствуют профилактике заболеваний голосов. Цель – воспитание навыков ощущения релаксации органов артикуляции, подготовка голосового аппарата к свободному резонированию, когда активно работает внутри глоточная артикуляция (полость глотки) и совершенно раскрепощена внешняя артикуляция. Мелодика вокально-хоровых голосов ведь зависит от:
  • органов артикуляции: зубы, губы, язык и др. от которых зависит ясность и чёткость мелодики голоса;

  • размеров носовой и ротовой полости влияющих на основные компоненты мелодики голоса;

  • длинны, толщены, натяжения, подвижности и эластичности голосовых связок, которые характеризуют тембр и высоту вокального голоса;

  • размера гортани, что зависит от пола;

  • типа дыхания.

Темы: действие словом. Текст как разговорная речь. Актерское мастерство.
Словесные «ноты» воздействия. Воздействие на сознание партнера и адреса воздействия (внимание, память, мышление, воображение, самочувствие, воля). «Нотный стан» словесных воздействий (звать, узнавать, утверждать, объяснять, отделываться, удивлять, предупреждать, ободрять,  укорять, просить, приказывать). «Сольфеджио» словесных «нот» воздействия. Создание характера поведения при помощи различного набора словесных воздействий. Практическое использование словесных воздействий в работе над текстом  роли. Этюды, диктанты, задачи. Режиссура. Специфика режиссерско-педагогического процесса. Задачно-игровая форма обучения и репетирования. Реализация режиссерской задачи через «ноты» словесного воздействия. Развитие темы: режиссерский анализ литературного материала. Пересказ, конфликт, противоборствующие лагеря, проблема, композиция, тема, идея, сверхзадача. Режиссерские этюды. Хоровая речь. Мелодии вокально-хоровой речи: пояснения, противопоставления,  сопоставления, перечисления. Лепка фразы. Диктанты, чтение с листа. Чтение знаков препинания. Сценическое движение.
Хотелось сконцентрироваться на теме о художественном слове как средство совершенствования техники речи. Техника речи «музыкальность», выдержанный разнообразный ритм даёт возможность ощутить яркость звучания слов. Творческая работа над литературным текстом даёт возможность ощутить яркость звучания слов. Один и тот же художественный текст может прозвучать «мелкой» торопливой речи или прозвучать в полновесных объёмных гласных. Для понимания авторского текста полезны пересказы своими словами содержание поэтических произведений. При пересказе нацеливать юных певцов схватывать главное и обращать внимание к деталям, нюансам, отношение автора поэтического текста к событиям. Практическое освоение стихотворной речи. Стихи читать вслух, произносить не механически, а выразительно. Логически и образно мыслить ради чего, высказываю ту или иную мысль, кому, и с какой целью. Чрезвычайно важно убеждённость в том, что сказанное интересно слушателям.
Далее, возвращаясь к темам авторской экспериментальной программы, идут обучающие занятия, связанные с выразительно-художественной передачей музыкальной мысли, с образным перевоплощением, с художественным видением, с передачей своих чувств, с отражением экспрессивными движениями эмоционального состояния. Это касается первого года обучения. Содержание второго года обучения составляют темы связанные с моделированием хорового произведения-действа, а затем и с моделированием хорового концерта-действа.

Специфика практических занятий обусловлена, прежде всего, реализацией детей младшего подросткового возраста к креативной деятельности в качестве хора как коллективного интерпретатора художественного материала (имеется в виду расширенный рамками репертуар) в действие. Расширенный рамками репертуар – освоение разнопланового вокального репертуара. Учитываем мы и то, что поскольку в отечественной музыкальной традиции часть вокально-хорового репертуара исполняется без сопровождения (a capeIIa), однако для сферы сюжета действа всегда характерно использование инструментов. Это сближает со скоморошьей области творчества, а также с детским фольклором. Игра на гуслях, гудках, свирелях, рожках, погремушках, трещотках, колокольчиках. В игровом исполнении инструментальная музыка служит сопровождением к театральным представлениям. Автор экспериментальной программы даёт подробное описание движений, что позволяет составить впечатление о триединстве речи, движения и музыки, со связи, с чем можно ввести понятие «элементарная музыка». «Элементарная (изначальная) музыка - это не музыка сама по себе: она связана со словом, движением: её нужно самому создавать, в неё нужно включаться её участникам» [1, с. 58].

Педагогический контроль фиксации полученных знаний осуществляется следующим образом: это и презентация (концертное исполнение); это и рефлексия (анализ результата проделанной работы). Результат авторской экспериментальной программы: юные артисты-певцы способны использовать полученные знания в творческой (креативной) деятельности.

Соединяя в синкретическом единстве богатство синтеза и взаимодействия искусств и возможности педагогики искусства, совместное интегрированное обучение юных артистов создаёт развивающий целостный комплекс, способствующий создать креативную среду для становления активной творческой личности. Творческой деятельности младших подростков обеспечивает именно креативность, дающее возможность для познания художественного мира и себя, свободного выбора деятельности, самовыражения и самоопределения. Логика процесса обучения характеризуется последовательным движением от выработки художественных установок, которые базируются на накоплении интеграционной деятельности до концертно-художественной активности. В процессе совместной творческой деятельности юные певцы получают представление о теоретических и практических знаниях по хоровому детскому театру, которые помогут выбрать дорогу в будущей жизни.

Сам хормейстер (автор статьи), высказываясь о детском хоровом театре, отмечает, что активно работает в этом направлении с детским самодеятельным хором. Сейчас век высокого искусства и больших зрелищ. И когда в хоре есть художественные элементы нового жанра, то слушатели по-другому оценивают исполнителей. И юные певцы благодаря этому по-другому воспринимают наше искусство, потому что они чувствуют себя артистами, чувствуют музыку изнутри. Это очень перспективное и правильное движение, надо идти вперёд. И это надо правильно сочетать. В первую очередь, конечно, должно быть качество исполнительства. Когда оно есть тогда можно ставить более трудные задачи. Границы хорового детского театра и просто хорового детского исполнения совершенно отчётливы. Вопрос не в театрализации, а в драматургическом прочтении вокального (детского, юношеского) репертуара. В рамках данной статьи невозможно охватить всё многообразие, связанное с детским хоровым театром. Можно лишь сказать, что данная тема требует постоянного изучения. Остаётся надеяться, что она (т.е. тема) получит развитие, адекватное масштабам самого явления.


Литература:
  1. Беренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по Карлу Орфу. – М., 1978. – с. 57 – 58.
  2. Морозов А. Токмашёва М. 32 фуэте у сапог Жириновского. Слушания в Думе о художественном образовании не вызвали интереса депутатов.//Газета «Культура». - № 5 (7765) 10 – 16 февраля 2011 года – с. 1, с. 3.

1Апробирована в 2006/2007 уч. г. - 2007/2008 уч. г. на старшем составе концертного хора «Мелодия» Городского Дворца детского (юношеского) творчества г. Перми.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle