Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юлдашева, А. П. Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста / А. П. Юлдашева, А. Г. Московкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/173/ (дата обращения: 19.04.2024).

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Разработанные намиметодики помогут в устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.Ведь как известно нам именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. В книге представлены приемы работы по устранению речевых и психофизических нарушений - как известные в дошкольной и коррекционной педагогике, так и разработанные автором. Они систематизированы по разделам: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; игровые приемы, используемые при постановке звуков. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., апробированные автором и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделяется развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

Нами был обобщен как личный опыт работы с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе.

Разработанные нами методики представляют собой: картонный или плотный бумажный лист формата А4, на котором изображен сюжет, далее из той же плотной бумаги собираются действующие лица для предлагаемого сюжета. Ребенок, в ходе занятия, произнося «заклинания» отрабатывает заданную букву сначала в слогах, за тем в словах, во фразах и предложениях. «Заклинания» - это звуки, слоги, слова, фразы, предложения подбирается индивидуально в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы, автоматизируемой буквой. Задания предлагаются в ходе занятия, после проведения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Возможно выполнение пальчиковой гимнастики во время предлагаемой игры. Некоторые игры содержат маленькие, вырезанные из картона, картинки, манипуляция с этими вырезанными фигурами, так же благотворно влияет на развитие мелкой моторики.

Методики, рассматриваемые в ходе диссертационной работы, применялись учителями-логопедами на протяжении 2х лет в Государственном образовательном учреждении. Игры применялись на индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками от 4-6 лет имеющих речевые нарушения (Фонетико-фонематическое нарушение речи).

Игры были разработаны нами, с учетом интересов детей, с учетом возраста и пола ребенка. Например, для мальчиков, мы разработали игры с участием их любимых персонажей мультфильмов. Для девочек, мы старались подобрать материал для разработки игр с использованием фей, бабочек и цветочков.

Некоторые работы были созданы благодаря детям, поскольку среди выбранных для эксперимента детей были дети с творческой натурой, которые старались придумать новые игры, а иногда даже приносили зарисовки этих игр.

На каждом занятии ребенку с логопедическими проблемами, предлагалась новая игра, или та игра, которая понравилась ребенку на предыдущих занятиях. Если ребенок сам выдумывал игру, то мы старались подготовить ее к следующему индивидуальному занятию.

Использование психокоррекции. Перед началом автоматизации мы рассказывали ребенку сказку. Вводили его в историю, иногда история была новой иногда старой. Каждый раз малыши старались спасти своего любимого героя. Такие действия, не только укрепляют самооценку, но и позволяет решать проблемные ситуации. Наша игра каждый раз заканчивалась анализом того, в какую историю мы попали на уроке, что было интересного, что запомнилось, чтобы малыш бы добавил в следующий раз.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Предложенная организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.


Литература:
  1. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие / Т. А. Ткаченко. — СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 1999.

  2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г

  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с., ил.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, развитие, ребенок, дошкольный возраст, пальчиковая гимнастика, постановка звуков, связная речь, ходя занятия, языковой анализ.

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников.

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать их. В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры — подражание голосам животных, птиц, произношение различных звуков. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Чиенева Н. Е. Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста [Текст]

Учёный считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения контекста новыми средствами.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи...

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников.

Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать их. В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Библиографическое описание: Ручий Н. П. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе

В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры — подражание голосам животных, птиц, произношение различных звуков. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Чиенева Н. Е. Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста [Текст]

Учёный считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения контекста новыми средствами.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст...

Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи...