Библиографическое описание:

Юлдашева А. П., Московкина А. Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 219-221.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Разработанные намиметодики помогут в устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.Ведь как известно нам именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. В книге представлены приемы работы по устранению речевых и психофизических нарушений - как известные в дошкольной и коррекционной педагогике, так и разработанные автором. Они систематизированы по разделам: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; игровые приемы, используемые при постановке звуков. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., апробированные автором и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделяется развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

Нами был обобщен как личный опыт работы с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе.

Разработанные нами методики представляют собой: картонный или плотный бумажный лист формата А4, на котором изображен сюжет, далее из той же плотной бумаги собираются действующие лица для предлагаемого сюжета. Ребенок, в ходе занятия, произнося «заклинания» отрабатывает заданную букву сначала в слогах, за тем в словах, во фразах и предложениях. «Заклинания» - это звуки, слоги, слова, фразы, предложения подбирается индивидуально в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы, автоматизируемой буквой. Задания предлагаются в ходе занятия, после проведения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Возможно выполнение пальчиковой гимнастики во время предлагаемой игры. Некоторые игры содержат маленькие, вырезанные из картона, картинки, манипуляция с этими вырезанными фигурами, так же благотворно влияет на развитие мелкой моторики.

Методики, рассматриваемые в ходе диссертационной работы, применялись учителями-логопедами на протяжении 2х лет в Государственном образовательном учреждении. Игры применялись на индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками от 4-6 лет имеющих речевые нарушения (Фонетико-фонематическое нарушение речи).

Игры были разработаны нами, с учетом интересов детей, с учетом возраста и пола ребенка. Например, для мальчиков, мы разработали игры с участием их любимых персонажей мультфильмов. Для девочек, мы старались подобрать материал для разработки игр с использованием фей, бабочек и цветочков.

Некоторые работы были созданы благодаря детям, поскольку среди выбранных для эксперимента детей были дети с творческой натурой, которые старались придумать новые игры, а иногда даже приносили зарисовки этих игр.

На каждом занятии ребенку с логопедическими проблемами, предлагалась новая игра, или та игра, которая понравилась ребенку на предыдущих занятиях. Если ребенок сам выдумывал игру, то мы старались подготовить ее к следующему индивидуальному занятию.

Использование психокоррекции. Перед началом автоматизации мы рассказывали ребенку сказку. Вводили его в историю, иногда история была новой иногда старой. Каждый раз малыши старались спасти своего любимого героя. Такие действия, не только укрепляют самооценку, но и позволяет решать проблемные ситуации. Наша игра каждый раз заканчивалась анализом того, в какую историю мы попали на уроке, что было интересного, что запомнилось, чтобы малыш бы добавил в следующий раз.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Предложенная организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.


Литература:
  1. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие / Т. А. Ткаченко. — СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 1999.

  2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г

  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с., ил.

Основные термины: дошкольного возраста, детьми дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, общего недоразвития речи, работе учителя-логопеда, коррекции общего недоразвития, связной речи, устранению речевых, нарушений звукопроизношения, недостатков произношения, постановке звуков, педагогов ДОУ, познавательных процессов, связной речи большое, развитию связной речи, Преодоление нарушений звукопроизношения, устранению речевых недостатков, пальчиковой гимнастики, устранении речевых нарушений, языкового анализа

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle