Библиографическое описание:

Юлдашева А. П., Московкина А. Разработка и внедрение игр для усовершенствования коррекционного процесса учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 219-221.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Разработанные намиметодики помогут в устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.Ведь как известно нам именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. В книге представлены приемы работы по устранению речевых и психофизических нарушений - как известные в дошкольной и коррекционной педагогике, так и разработанные автором. Они систематизированы по разделам: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; игровые приемы, используемые при постановке звуков. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., апробированные автором и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделяется развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

Нами был обобщен как личный опыт работы с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе.

Разработанные нами методики представляют собой: картонный или плотный бумажный лист формата А4, на котором изображен сюжет, далее из той же плотной бумаги собираются действующие лица для предлагаемого сюжета. Ребенок, в ходе занятия, произнося «заклинания» отрабатывает заданную букву сначала в слогах, за тем в словах, во фразах и предложениях. «Заклинания» - это звуки, слоги, слова, фразы, предложения подбирается индивидуально в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы, автоматизируемой буквой. Задания предлагаются в ходе занятия, после проведения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Возможно выполнение пальчиковой гимнастики во время предлагаемой игры. Некоторые игры содержат маленькие, вырезанные из картона, картинки, манипуляция с этими вырезанными фигурами, так же благотворно влияет на развитие мелкой моторики.

Методики, рассматриваемые в ходе диссертационной работы, применялись учителями-логопедами на протяжении 2х лет в Государственном образовательном учреждении. Игры применялись на индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками от 4-6 лет имеющих речевые нарушения (Фонетико-фонематическое нарушение речи).

Игры были разработаны нами, с учетом интересов детей, с учетом возраста и пола ребенка. Например, для мальчиков, мы разработали игры с участием их любимых персонажей мультфильмов. Для девочек, мы старались подобрать материал для разработки игр с использованием фей, бабочек и цветочков.

Некоторые работы были созданы благодаря детям, поскольку среди выбранных для эксперимента детей были дети с творческой натурой, которые старались придумать новые игры, а иногда даже приносили зарисовки этих игр.

На каждом занятии ребенку с логопедическими проблемами, предлагалась новая игра, или та игра, которая понравилась ребенку на предыдущих занятиях. Если ребенок сам выдумывал игру, то мы старались подготовить ее к следующему индивидуальному занятию.

Использование психокоррекции. Перед началом автоматизации мы рассказывали ребенку сказку. Вводили его в историю, иногда история была новой иногда старой. Каждый раз малыши старались спасти своего любимого героя. Такие действия, не только укрепляют самооценку, но и позволяет решать проблемные ситуации. Наша игра каждый раз заканчивалась анализом того, в какую историю мы попали на уроке, что было интересного, что запомнилось, чтобы малыш бы добавил в следующий раз.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Предложенная организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.


Литература:
  1. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие / Т. А. Ткаченко. — СПб.: ДЕТСТВО—ПРЕСС, 1999.

  2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г

  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с., ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle