Библиографическое описание:

Топчий Н. Н., Демидов С., Дергай Н., Шкляр С. Сравнительная характеристика систем образования Украины и США [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 203-205.

Как известно Украина – сравнительно молодое государство на карте мира, но оно обладает своей системой образования, которое сформировалось на базе системы образования Советского Союза. Украинское образование постаралось сохранить всё то хорошее, что оно унаследовало, но время не стоит на месте, и образование должно идти в ногу со временем. Ведь по определению: образование – это совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений и навыков, традиций, необходимых для их применения в практической деятельности; оно является базой любой культуры; формирует личность, готовит молодого человека адаптироваться в социуме и преодолевать жизненные невзгоды.

В Украине образование можно получить как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Многие частные учебные заведения выдают сертификаты об окончании государственного общепринятого образца. В США образование в основном государственное, контролируемое и финансируемое на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями [1-2]. Учебные заведения есть как государственные, так и частные. В любой частный университет может пойти учиться бесплатно талантливый студент. Каждый штат имеет университет штата и так называемый «штатный» университет. Первая категория университетов престижнее второй. Кроме того, существует рейтинг университетов, от которого зависит дальнейшее трудоустройство выпускника.

Основной язык образования на Украине – украинский, хотя есть отдельные учебные заведения, где предметы преподаются исключительно на одном языке: например, только русском, или только на английском. К таким учебным заведениям, в основном, относятся школы, гимназии, лицеи. В США главный язык обучения – английский.

Основными элементами системы образования Украины являются:

- дошкольное;

- общее (начальная, основная и старшая школа);

- профессиональное (начальное, среднее и высшее);

- дополнительное (аспирантура, ординатура, докторантура).

Структура образования США может отличаться в разных штатах, поскольку в США каждый штат – это «маленькая» страна со своими законами, но в основном она состоит из:

- пред-школы;

- начальной, средней и высшей (старшей) школы;

- высших учебных заведений – колледжей и университетов [1].

Во время обучения в школе учащиеся обучаются и вождению автомобиля. Но если ученик не посещает школьные занятия, а только ходит на вождение, то такие ученики отстраняются от уроков вождения. В США во многих местах очень трудно обходится без личного автомобиля, поэтому ученики стараются не пропускать школьные занятия.

Существуют колледжи, где можно за 2 года получить степень, сравнимую со средним специальным образованием, а также те, где за 4 года обучения можно получить степень бакалавра [1-2].

После окончания университета Украины можно получить степень бакалавра (после 4-х лет обучения) и магистра (после 6 лет обучения). В отличии от США на Украине очень сложно найти работу с бакалаврским дипломом. Поэтому люди, которые не планировали заниматься научной деятельностью, после получения диплома бакалавра учились один год, чтобы получить диплом специалиста. Но поскольку последний не признаётся многими странами мира, было предложено отменить данную категорию дипломов, в связи с чем, выпускники университетов могли бы получать степень бакалавра и магистра.

Для поступления в университет Украины на протяжении нескольких лет следовало в начале календарного года в выпускном классе пройти тесты по определённым предметам, за результатами которых можно было поступить в один или несколько учебных заведений, а также пройти конкурс атестатов. В прошлом году к данным условиям прибавилось собеседование в выбранном университете. В США приём и отбор абитуриентов может быть открытым, конкурсным и селективным, в зависимости от престижа вуза. Существуют также общие требования: наличие документа об окончание полной средней школы, перечень изученных предметов и полученных по ним оценок, общее количество баллов по определённым тестам, рекомендации-характеристики учителей школы и администрации, результаты собеседования при поступлении. Во внимание также принимаются рекомендательное письмо церкви, характеристика о работе в общественных организациях, документы об участии в школьных олимпиадах, фестивалях, научно-технических кружках, в спортивных секциях, художественной самодеятельности и т.д.[2]. Такие дополнительные документы важны, поскольку по ним можно судить о старательности, склонностях, личных качествах абитуриента.

Планового приёма и выпуска специалистов в масштабе страны не существует: каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут распределится выпускники.

Учебный год в американских вузах обычно длится 9 месяцев – с конца августа или сентября до мая или июня и состоит из 15-16-недельных семестров или в некоторых – из 3-х 10-11-недельных семестров [1-3].

В американских и в некоторых украинских вузах преподаватель выбирает форму экзамена в конце семестра, а некоторые студенты могут получить «автомат» без сдачи экзамена. Но в отличие от украинских, американские студенты могут сдавать зачёты и экзамены несколько раз, при этом они не подлежат отчислению.

После получения степени магистра на Украине можно получить степень кандидата наук по определённой специализации после обучения в аспирантуре или будучи соискателем при положительных оценках по кандидатским минимумам. Степень доктора наук можно соискать после обучения в докторантуре, но обучение в последней не является обязательным условием. В США степень кандидата наук и аспирантура отсутствуют. Для получения степени доктора необходимо поступить в докторантуру при наличии магистерского диплома, хотя в отдельных университетах достаточно иметь степень бакалавра [1-4].

На Украине работает 854 высших учебных заведения, что на 1% меньше по сравнению с 2009 г. Согласно данным за 2010 г. в них поступило 521 тыс. абитуриентов, что на 12 % больше чем в 2009 г. При этом количество выпускников в 2010 г. составило 654 тыс. Это почти на 2% больше, чем в 2009 г. (642 тыс.) [5]. (При этом следует отметить, что плата за обучение во многих учебных заведениях ежегодно возрастает.) Такая тенденция свидетельствует о том, что возрастает количество граждан желающих учится, что вероятно является следствием экономического кризиса, когда вероятность найти или не потерять имеющуюся работу больше у более квалифицированного персонала. Подтверждению этому могут быть данные Государственной службы статистики за 2009/2010 учебный год, согласно которым по Украине в среднем на 10 тыс.населения приходится приблизительно 570 студентов вузов и 92 ученика профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ). Следовательно, 1 на одного с профессионально-техническим образованием приходится почти 6 с высшим образованием. В некоторых регионах Украины, эти показатели значительно больше. Так, например, в Харькове на 1 ученика ПТУЗ приходится 15 студентов вузов, в Киеве это отношение составляет 1:30 [6-8].

США занимает первое место в мире по количеству высших учебных заведений и числу студентов, которые учатся в них. Мировые рейтинги университетов возглавляют американские университеты, такие как Принстонский, Гарвардский, Йельский университеты и т.д. В США существует чуть более 3600 учебных заведений «постсреднего» образования, среди которых более 160 университетов. В них учится 15 млн. человек (ежегодно количество студентов возрастает) [9]. В более чем 2700 из них учится 450 тыс. иностранных студентов. В 2009/2010 академическом году в целом в Америке на 3% увеличилось количество иностранных студентов в колледжах и университетах, что составило 690 тыс. 923 человека [4]. Считается, что США – наилучший вариант для магистратуры и доктарантуры. Уровень многих американских университетов определяется участием в исследовательских проектах, имеющих международное значение, отличной лабораторно-технической базой, наличием преподавателей с мировым именем. Так, например, в университете штата Калифорния (Беркли) преподают 18 лауреатов нобелевской премии [9].

Хочется верить, что система образования Украины не только не потеряет своих рубежей, но и приумножит достигнутое и разрешить многие неоднозначные проблемы, которые имеет. Увеличение количество учащихся – это, прежде всего увеличение количества рабочих мест обслуживающего персонала и преподавателей и всего того, что необходимо обучающимся. Ведь не для кого не секрет, что большинство студентов и их родителей не жалеют денег на обучение, на дорогостоящие учебники, стремясь получить качественное образование. А иностранные студенты – это престиж страны и её заработок.

Литература:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Система_образования_США

  2. http://www.bereg.ru/Деловой мир

  3. http://www.thecenter.ufl.edu

  4. http://nces.ed.gov

  5. http://www.ukrainakomi.ru

  6. http://zakon.rada.gov.ua

  7. http://www.osvita.ua

  8. http://kno.rada.gov.ua

  9. http://www.i-mba.ru/ed_usa.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle