Библиографическое описание:

Сагайдачникова О. Н., Кобелева Т. И., Фесюк Г. И. Социальное партнерство — способ социализации здорового поколения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 30-32.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений на основе социального партнерства.

Ключевые слова: опыт взаимодействия, взаимодействие с социальными институтами, социальное партнерство, культурно-образовательная среда, образовательные услуги.

The article is devoted to the problem of building a culture of healthy and safe lifestyles of preschool educational institutions on the basis of social partnership.

Key words: experience, interaction with social institutions, social partnership, cultural and educational environment, educational services.

 

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здоровья). Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50 % — образом жизни, на 20 % — наследственностью, на 20 % — состоянием окружающей среды и примерно на 10 % — возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Поэтому, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования приоритетной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление связи с социумом, как главным акцентным направлением дошкольного образования. [3]

Опыт работы ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольных учреждений влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству, появляется желание украшать и улучшать мир вокруг себя, удовлетворение от совместной работы и общения.

Работа образовательного учреждения строит связи с социумом на основе следующих принципов:

-           принятия политики детского сада социумом;

-           формирования содержания обязанностей детского сада и социума;

-           установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.

Выявление потенциальных возможностей и интересов детей позволяет спланировать и организовать работу ДОУ с социальными партнерами. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля.

ДОУ на протяжении всей деятельности активно сотрудничает с семьей, административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта.

Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а также в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Работая в таких условиях, создаётся возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным.

Взаимоотношения в ДОУ строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Осуществление преемственности формирования привычки к здоровому образу жизни у дошкольников состоит в совместной работе педагогов и родителей.

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:

-           Открытость ДОУ

-           Установление доверительных и деловых контактов

-           Использование образовательного и творческого потенциала социума.

-           Использование активных форм и методов общения.

Основные формы организации социального партнерства:

-           Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: «День здоровья», спортивные праздники, организация соревнований с первоклассниками школы, конкурс знатоков ПДД, организация и проведение недель безопасности, участие в городских «Малых олимпийских играх» среди воспитанников ДОУ и др.

-           Коллективно-творческие мероприятия: совместные выставки детского творчества детей детского сада и школы, организация и проведение совместных концертов, развлечений и праздников, участие в городских и всероссийских конкурсах детского творчества.

-           Информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений образования и здравоохранения; совместное проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей, трансляция положительного имиджа ДОУ через средства массовой информации.

-           Активной формой организации социального партнерства является разработка и реализация совместных проектов, акций. [4]

Дошкольные учреждения работают над решением задач социального развития своих воспитанников через социальное партнёрство в нескольких направлениях:

Первое из них — установление долговременных, постоянных связей с ближайшими социальными партнёрами с целью конкретного знакомства детей с их возможностями.

Второе направление — это взаимодействие с родителями ДОУ, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами.

Сотрудничество дошкольных учреждений с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества.

Все родители хотят видеть детей счастливыми. Основой счастья является — здоровье. Его надо укреплять ежедневно, начиная с самого раннего возраста.

Только правильное физическое воспитание станет залогом того, что ребенок вырастет здоровым и крепким человеком и только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о развитии ребенка, может гарантировать психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.

 

Литература:

 

1.         Лисицын Ю. П., Акопян А. С. Панорама охраны здоровья. Реструктуризация медицинской помощи и нерешенные вопросы приватизации в здравоохранении. М., 1998. — с.74.

2.         Николаева Е. И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. Разработано в соответствии с ФГОС. -ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2014 г.- с.9–21

3.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4.         www.beluo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obr...vivayushhego-vida-27

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle