Библиографическое описание:

Барашин И. С. Эстетическое воспитание подростков в проектной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 159-161.

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с эстетическим воспитанием подростков в проектной деятельности. Автор рассматривает создание мультфильмов как средство эстетического воспитания младших подростков.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетические чувства, эжстетический вкус.

 

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

В процессе эстетического воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.

Проблемой эстетического воспитания занимались многие ученые философы, педагоги, психологи. Среди ученых нет единого понимания дефиниции эстетическое воспитание. Ученые А. Л. Радугин, А. А. Беляев трактуют данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности [5, с. 180]. Развивая эту мысль М. Ф. Овсянников отмечает, что эстетическое воспитание — это «действенное формирование человека, способного с позиций общественно-эстетического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир, творить «вторую природу» по законам красоты» [6, с. 23].

Анализ философских подходов к определению понятия «эстетическое воспитание» позволил выделить ряд важных для нас положений: эстетическое воспитание осуществляется при помощи таких средств, как искусство, природа, отношения; данный процесс направлен на формирование эстетической культуры, структурными составляющими которой являются эстетическая деятельность и эстетическое сознание; 3) эстетическое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека.

Исследования педагогов позволяют заметить разные позиции по данному подходу. Авторы педагогического энциклопедического словаря рассматривают эстетическое воспитание как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. В более узком смысле эстетическое воспитание — в отличие от художественного воспитания — направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки [7, с. 327]. Третью позицию занимают исследователи, которые в содержании понятия «эстетическое воспитание», выделяют творческий аспект, то есть определяют данное понятие как процесс, направленный на развитие не только элементов эстетического сознания (эстетических качеств личности), но и творческой эстетической деятельности.

Под эстетическим воспитанием подростков мы понимаем целенаправленный процесс формирования умений оперировать эстетическими знаниями, видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное [1].

Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте. Кроме того, отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием многих культурных стимулов.

Поэтому именно младший подростковый возраст является благоприятным периодом для эстетического воспитания? так как в младшем подростковом возрасте у человека впервые выявляется стремление к самопознанию, формированию мировоззрения, собственной системы принципов и ценностей.

Мы считаем, что проектная деятельность является наиболее эффективным средством эстетического воспитания младших подростков. Проектная деятельность — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. В основе проектной деятельности лежит метод проектов, который позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Для успешного эстетического воспитания младших подростков в проектной деятельности мы разработали и реализовали программу работы клуба «Лаборатория мультфильмов». Занятия клуба состоят из теоретической и практической частей [3]. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии мультипликационного искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве выдающихся людей в сфере мультфильмов, профессиональной ориентации подростков. Практическая часть работы направлена на получение навыков создания мультфильмов. Прогнозируемый результат работы клуба «Лаборатория мультфильмов» предполагает, что подростки должны знать особенности мультипликации как вида искусства, иметь представление о выдающихся людях в сфере мультипликации; должны уметь: коллективно выполнять задания, создавать мультфильмы, защищать проекты, а так же должны владеть сформированным эстетическим вкусом при создании мультфильмов.

Программа включает в себя следующие разделы: история мультипликации, мультфильмы как вид искусства; второй раздел предполагает рассмотрение этапов создания мультфильма, третий раздел знакомит с основами создания мультфильма, подготовкой оборудования, знакомство с программой для монтажа видео, создание декораций, героев, объектов; «съёмка» мультфильма; монтаж. Программа предполагает создание эстетической среды, которая включает в себя следующие компоненты: качества личности; эстетическую деятельность (музыкальное творчество, художественное, литературное, мультипликационное; материальную среду (архитектура, интерьер); среду общения (между педагогом и младшими подростками, детьми в отрядах); систему отношений (к человеку, к учебе, к труду, к искусству, к природе). В процессе проведения занятий реализуется культурологический и системно –деятельностный подходы.

Для выявления уровня эстетической воспитанности у подростков нами были выделены следующие критерии и показатели: когнитивный, аффективный и деятельностный. Показателями когнитивного критерия являются запас элементарных эстетических знаний и впечатлений, владение основными эстетическими понятиями, умение оперировать эстетическими знаниями. Показателями аффективного критерия служат развитие избирательного эстетического восприятия, развитие эстетических чувств, наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребность общаться с искусством. Показателем деятельностного критерия являются проявление эстетического вкуса при создании мультфильмов.

Мы выделили три уровня сформированности эстетической воспитанности у подростков: высокий уровень: к этому уровню относятся подростки, у которых эстетический кругозор характеризуется широтой, объемом, глубиной знаний; эстетические знания находятся на высоком уровне и базируются на обоснованных суждениях; умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять; в оценке мультипликационных проектов в полной мере проявляют эстетический вкус; средний уровень: у подростков интерес к эстетическим знаниям неустойчив, потребность, интерес; в отношении к прекрасному и безобразному могут дать лишь простейшую мотивацию; подростки не заинтересованы в эмоциональных впечатлениях, свои ощущения от произведения искусства высказывают «по требованию»; в оценке мультипликационных проектов частично проявляют эстетический вкус; низкий уровень: эстетический кругозор беден; эмоциональная отзывчивость на прекрасное проявляется очень редко, отсутствуют четкие, осознанные интересы, потребности, предпочтения; в оценке мультипликационных проектов не проявляется эстетический вкус.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе школы № 31 города Ишима, Тюменской области. Диагностика уровня эстетической воспитанности позволила нам заметить, что высоким уровнем эстетической воспитанности до начала опытно- экспериментальной работы не обладал ни один подросток, средним уровнем обладали 6 подростков из 20 и 14 подростков обладали низким уровнем эстетической воспитанности.

На занятия клуба «Лаборатория мультфильмов» пришло двадцать подростков из пятых классов, которых заинтересовала вначале сама идея создания мультфильмов. Участников кружка мы разделили на микрогруппы по интересам. В каждой группе выбрали художника, звукооператора, оператора по монтажу мультфильма. Каждой подгруппе была дана своя тема проекта создания мультфильма по известным сказкам. Художники распределяли задания между членами своей микрогруппы. Каждый рисовал фрагмент мультфильма. На втором этапе создания мультфильма на видеокамеру снимали нарисованный сюжет сказки, то есть подростки «переносили сюжет сказок в видео». Затем начинал свою работу оператор по монтажу мультфильма и звукооператор. С целью развития творческих способностей мы предлагали учащимся самим написать сюжет сказки и нарисовать его, если подростки затруднялись с написанием сюжета сказки мы предлагали в известную сказке добавить героя из другой сказки, например в сказку «Репка» добавить нового героя — Буратино и написать сюжет с действиями нового героя [4]. Для создания мультфильма была использована бесплатная базовая программа Windows Movie Maker. С её помощью подростки в каждой из подгрупп монтировали свои мультфильмы, накладывали звуковое сопровождение. Для инициирования и активизации рефлексии мы использовали, например, такие приемы как ответьте на вопросы: с какой целью я выполнял это задание? Каковы были ожидания от выполнения данного задания, оправдались ли они? Наиболее значимым и запоминающимся было…. Целесообразно на данном этапе вести рефлексивное портфолио, которое состоит из нескольких разделов: «Мои потребности», «Мои возможности, «Мои интересы», «Мои планы». Для заполнения этих разделов подростки могут написать эссе, ответить на вопросы анкеты [2].

Итак, проектная деятельность по созданию мультфильмов является эффективным средством эстетического воспитания подростков.

 

Литература:

 

1.         Дереча И. И. Рабочая тетрадь по теории и методике воспитания: учеб.методическое пособие / авт.-сост. И. И. Дереча, Т. В. Ширшова. — Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова, 2012.-128с.

2.         Дереча И. И., Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. XXIII Ершовские чтения: межвузовский сборник научных статей. — Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова, 2013. — Ч.1. С.189–191.

3.         Долженко Б. Г., Дереча И. И. Школьный клуб как средство воспитания социальной успешности обучающихся. Ишим: Изд-во ИГПИ им.П. П. Ершова, 2011. — С. 67–72.

4.         Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников // Концепт.-2013.-№ 05(май).- ART13108 URL:http:// e-koncept.ru /2013 /13108.htm.- Гос.рег.Эл № ФС77- 49965.-USSN2304–120X.

5.         Эстетика: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Л. Радугина. — М.: Центр, 1998. — 240 с.

6.         Краткий словарь по эстетике [Текст]: кн. для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. — М.: Просвещение, 2003. — 223 с.

7.         Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. — 528 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle