Библиографическое описание:

Судак И. Г., Костенко С. Л. Методика использования электронного учебника на уроках естественно-математического цикла как средство реализации новых ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 228-230.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в основу которого поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика образовательного учреждения как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения — деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Использование компьютерных мультимедийных программ позволяет «разгрузить» учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность наглядной подачи материала за счет анимации. Благодаря положительному эмоциональному настрою увеличивается темп урока на 10–15 %. Кроме того, при работе с мультимедийными программами, обеспечивается обратная связь, осуществляется быстрый поиск нужной информации.

С целью эффективного применения ЭОР и современных технических средств обучения необходимо тщательно проанализировать содержание школьного курса математики. Был проведен анализ школьного курса предметов естественно-математического цикла 5–9 классы и анализ литературы по применению современных средств обучения. В результате выяснилось, что использование ЭОР и современных технических средств целесообразно использовать на каждом уроке, как в течение всего урока, так и на отдельных его этапах. Анализ имеющихся стандартных программных сред Excel, Pain, PowerPoint, показал, что эти программы просты в освоении и могут быть использованы учителем для подготовки собственных ЭОР. Компьютерная поддержка курса предметов естественно-математического цикла создает принципиально новые возможности для организации усвоения содержания. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения.

Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:

-        индивидуализации и дифференциации обучения;

-        стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;

-        воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;

-        изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Использование компьютерных программ, являющимися электронными учебниками, ориентировано на поддержку традиционного курса обучения, что не отвлекает детей от школьного предмета, а скорее способствует развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. После изучения отдельных блоков проводится компьютерное тестирование. Для создания тестов используются разные программные средства (это зависит от поставленной цели) PowerPoint, SuperTest, Testedit. Данные мониторинга показывают, что те темы, при изучении которых был использовании электронный учебник усвоены учащимися лучше, качество обученности школьников повышается на 15–20 %. Использование компьютера, как средства контроля и оценки знаний, позволяет сделать вывод, что всем учащимся обеспечиваются равные условия, исключается субъективизм оценивания.

ЭОР активно используются при подготовке внеклассных мероприятий: брейн-ринг, звездный час, смотр знаний, поле чудес и др. Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:

-        графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

-        возможности, предоставляемые ученикам, исследовать различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга [1, с. 126].

В качестве примера рассмотрим электронное пособие, соответствующее материалу учебника «Математика» 6 класс автор Н. Я. Виленкин (Тренажёр по математике) В рамках каждого задания имеется возможность создание большого количества аналогичных примеров и задач для решения. Ввод ответов осуществляется с помощью наведения курсора на набор цифр. При введении правильного ответа появляется заставка «Молодец!», при введении неправильного ответа предлагается новое задание. Структура тренажера включает контроль знаний. При контроле знаний имеется возможность выбрать количество заданий (5,7,10) и систему бального оценивания (5 баллов,12 баллов,100 баллов)

Эффективным считается использование электронного учебника на факультативных занятиях. При проведении элективного курса «Живая геометрия», 8 класс используется электронное учебное пособие «Математика, 5–11 кл. Практикум. 1 С: Школа. Геометрия» Многим учащимся «тяжело» запомнить теоремы, правила, формулы и аксиомы. Но вдруг, неожиданно для себя понимают, что могут заставить танцевать человечка только тогда, когда все элементы его фигуры будут построены строго по правилам геометрии. «Смотрите, у Лены человечек уже пляшет! И я хочу, чтоб мой корабль поплыл по волнам! У меня обязательно получится, вот только вспомню…, вот только в учебнике подсмотрю…»- нередко такое можно было услышать на уроке. А сколько радости доставляет результат! Никто из учеников после таких уроков не сказал, что геометрию изучать не нужно.

Незаменимым помощником электронного учебника выступает при дополнительных занятиях с отстающими детьми, который освобождает от рутинной работы, отвлекающей от основного содержания. Учащийся, работая с компьютерной программой один на один, обязательно должен ответить на вопросы по изучаемой теме. Некоторые ученики «очень скромные», вполне могут за весь урок ни разу не попытаться ответить на вопрос учителя. Компьютер предоставляет время на обдумывание ответа ученику ровно столько, сколько ему для этого необходимо. «Слабых» детей немало и опыт показывает, что 100 % таких учеников после дополнительных уроков достигают базового уровня знаний, а это и есть главная цель.

Задачи, решаемые с помощью электронного учебника: индивидуализация, дифференциация обучения; стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся; воспитание навыков самоконтроля, привычки к рефлексии; изменение роли ученика в процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Варианты построения уроков с использованием электронного учебника:
1.      Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
2.      Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5–7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
3.      В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15–17 мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно-следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально.
4.      Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3–4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.

5.      Электронный учебник используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Электронный учебник даёт возможность в зависимости от результатов входного контроля осуществлять коррекцию знаний. Учащиеся вынуждены повторять ранее пройденные теоремы и формулы и применять их в решении задач. Если же ученики работают в быстром темпе, то дополнительное время урока они могут использовать для углубленного изучения учебного материала [4, с. 12].

Применение электронного учебника способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися. Таким образом, используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Могут самостоятельно провести практическую работу по математике и тут же проверить свои знания [6, с. 102].

 

Литература:

 

1.                  Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст]: учебник/ Н. В. Агапова. — М.:Педагогический поиск, 2014, 176 с.

2.                  Боровкова, О. А. Живая геометрия в действии [Текст]/О. А. Боровкова/ Математика в школе.- 2014.-№ 4.-С.13–14.

3.                  Емануилов, А. В. Конструирование учебных занятий [Текст]: учебник/А. В. Емануилов.- М.:Педагогическое Общество России, 2013, 329 с.

4.                  Кева, Т. В. Сравнительная характеристика уроков, проводимых с помощью интерактивной доски, других технических средств и классических уроков [Текст]/ Т. В. Кева/Национальный проект «Образование».- 2014.-№ 2.- С.12–13.

5.                  Крымова, Л. Н. Интерактивная доска на уроках математики [Текст]/Л. М. Крымова/Математика в школе.-2014.- № 10.- С. 18–19.

6.                  Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст]: учебное пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.:Академия, 2013, 231 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle