Библиографическое описание:

Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 129-131.

Данная работа является результатом обобщения опыта, основанного на непосредственной работе с ребенком с аутизмом по коррекции деструктивного поведения и изучении литературы по данной проблеме.

Детский аутизм — проблема не новая на сегодняшний день. В современных условиях уделяется большое внимание изучению аутистикоподобных расстройств, тождественных по проявлениям раннему детскому аутизму, но имеющих иное (неэндогенное) происхождение. Поэтому в последние годы общеупотребительным стал термин «расстройства аутистического спектра» (РАС).

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в нарушении развития практически всех сторон психики. Здесь нельзя разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем. Искажение развития когнитивных психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере. Эти нарушения приводят к социальной дезадаптации, к деформации основных механизмов аффективной организации поведения — тех механизмов, которые позволяют каждому нормальному ребенку устанавливать оптимальную индивидуальную дистанцию в отношениях с миром, определять свои потребности и привычки, осваивать неизвестное, преодолевать препятствия, выстраивать активный и гибкий диалог со средой, устанавливать эмоциональный контакт с людьми и произвольно организовывать свое поведение. Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение социально адекватного поведения.

В 2013 г. в детский сад поступил мальчик 2008 г.р. На комиссии ПМПК был поставлен диагноз — психическое расстройство и расстройство поведения, МКБ10.f84. При первом знакомстве с ребенком были отмечены следующие особенности поведения: стремление уйти от общения, отсутствие активного интереса к окружающему миру, агрессия, самоагрессия. Поэтому одной из задач коррекционной работы стала задача по коррекции нарушений поведения. Работа осуществлялась поэтапно, в течение одного года.

На первом этапе было организовано ряд диагностических исследований. Были использованы следующие методики:

1.         Методика диагностики раннего детского аутизма (Лебединская К. С., Никольская О. С.). Данная методика позволяет выявить особенности развития всех нервно-психических сфер ребенка, способствует ранней диагностике и терапии РДА, а также выбору методов психологической коррекции.

2.         Методика диагностики эмоциональных нарушений у детей (Бардышевская М. К., Лебединский В. В.). Данная методика позволяет выделить области непереносимых и переносимых аффективных нагрузок, описать варианты патологического реагирования ребенка на нагрузки разной сложности и соотнести их с репертуаром более сохранного реагирования.

Диагностическое наблюдение проводилось комплексно, всеми специалистами детского сада. Особое внимание обращали не на количественные показатели развития отдельных психических функций, а на общие качественные характеристики, аффективный смысл поведения. Много информации о раннем развитии ребенка и его поведении в домашних условиях получили из бесед с родителями. Так же информативно было наблюдение за самостоятельной активностью ребенка во время беседы с родителями. Результаты применения диагностических методик позволили сделать выводы о состоянии эмоциональной регуляции ребенка и о нарушениях относящихся к аутистическому дизонтогенезу в развитии всех психических функций: в аффективной сфере, в речи, в игре, в восприятии, в моторике, в сфере общения, в сфере влечений, контактность, а так же выявлен уровень развития ребенка. По результатам диагностического обследования на первый план выступали проблемы поведения: генерализованная агрессия: расбрасывает предметы, игрушки; локальные страхи: негативная реакция на предметы красного цвета, на громкие голоса, крики детей; импульсивные агрессивные действия, направленные на окружающих людей (детей, матери): дергает, щипает за руки, ноги; самоагрессия: закрывает уши руками, иногда бьет руками по ушам.

Такое деструктивное поведение создает трудности для развития психических функций ребенка и его адаптации к окружающему миру, поэтому возникла необходимость разработки эффективных приемов для коррекции нарушений поведения, которые будут соответствовать личным особенностям ребенка.

Следующим шагом была фиксация проблемного поведения. Для того чтобы изменить поведение необходимо понять, что вызывает поведенческую реакцию, что может являться ее запускающим стимулом. Наблюдение с фиксацией эпизодов проблемного поведения представляется необходимым, поскольку от того, насколько верно увидим и проследим связь поведения с внешними факторами (или констатируем возможное отсутствие этой связи), зависит эффективность разработанных приемов по коррекции проблем поведения.

В первую очередь, для работы с детьми с аутизмом, необходимо более подробно изучить, как часто и в каких ситуациях проявляется это поведение. Самый надежный способ узнать о поведении — больше наблюдать за поведением ребенка и записывать информацию, относящуюся к проблемам поведения. Во время наблюдения фиксируются следующие моменты:

1.      Что предшествовало появлению проблемного поведения?

2.      Эпизод проблемного поведения.

3.      Что последовало за проблемным поведением?

Далее полученная информация была обобщена и выявлена функция проблемного поведения. Эпизоды деструктивного поведения отмечаются при изменении привычного стереотипа, отрицательных переживаниях, когда ребенок испытывает свою несостоятельность, неудачу в какой-либо деятельности, при первых взаимодействиях, которые ребенок переживает крайне остро, а так же при неожиданном развитии ситуации, собственной беспомощности в непривычных условиях.

Следующим этапом работы было обоснование выбора основного коррекционного подхода.

Прежде чем начинать работу, надо принять достаточно обоснованное решение относительно того, какой коррекционный подход предполагается использовать. Основой коррекции поведения для данного ребенка был выбран эмоционально — уровневый подход, т. к. на первый план выступают аффективные нарушения. Суть данного подхода основывается на закономерностях развития эмоциональной регуляции ребенка и предполагает установление эмоционального контакта специалиста с ребенком, снятие конкретных страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникаций и социального взаимодействия.

Заключительным этапом стала разработка и непосредственная апробация приемов и методов коррекции нарушений поведения.

Данный этап включает в себя: определение корректируемого поведения, проявления у ребенка, причины, приемы коррекции и организацию окружающего пространства.

Основываясь на полученных данных, была составлена таблица, в которой представлены следующие разделы: определение корректируемого поведения, проявления у ребенка, причины, приемы коррекции, условия изменения окружающего пространства.

Пример:

Определение корректируемого поведения

Проявления у ребенка

Причины

Приемы коррекции

Условия изменения окружающего пространства

Локальные страхи

Негативная реакция на предметы красного цвета;

на громкие голоса, крики детей.

Предметы красного цвета, громкие голоса детей слишком интенсивны для ребенка по своим сенсорным характеристикам. Повышенная чувствительность ребенка к определенной сенсорной модальности

Предложить ребенку простой разрешающий комментарий происходящего, заражая его своей спокойной интонацией, подчеркивая незначительность пугающего предмета или ситуации.

По возможности убрать крупные предметы красного цвета из интерьера группы.

 

Контролировать педагогу силу и громкость своего голоса.

Поддерживать в группе спокойную атмосферу.

 

Работа по коррекции проявлений нежелательного поведения велась в течение года. За это время удалось снизить чувствительность ребенка к определенным сенсорным модальностям: предметам красного цвета и крикам детей, снизить количество и интенсивность разрядов самоагрессии и агрессии по отношению к окружающим людям (матери, детям). У мальчика расширились привычные каналы взаимодействия с окружением, стал проявлять интерес к играм детей, появились попытки построения собственной, свернутой, игры. Учитывая выше обозначенные факторы, считаю, что разработанные приемы коррекции нарушений поведения для детей с расстройтствами аутистического спектра эффективны и полезны для педагогов, учителей-дефектологов, психологов работающих с этой группой детей.

 

Литература:

 

1.         Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская Е. Р., Либлинг М. М.: 1990г.

2.         Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя дефектолога / С. С. Морозова. — М.: Гуманитар. 2007

3.         Морозова С. С. Составление индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми / С. С. Морозова. — Самара: «Книга», 2008

4.         Никольская О. С. «Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом»: Автореф.; канд. дис. Москва, 1985

5.         Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Е. Р. Баенская. М.М. Либлинг. — М.: «Теревинф», 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle