Библиографическое описание:

Брусянина Е. Ю. Инклюзия: философия пространства современной жизни [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 124-126.

В статье рассматриваются вопросы инклюзии. Дается определение этого понятия. Инклюзия является необходимым процессом и частью нашего общества, а также образования в целом.

Ключевые слова: Инклюзия. Дети с особенностями развития. Система образования. Тьютор.

 

Все чаще в нашей жизни стали встречаться такие понятия как инклюзия, равные возможности, право на обучение.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

В рамках реализации идей Стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

Все дети, несмотря на свои этнические, интеллектуальные, физические, социальные и другие особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться и обучаться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными моделями образования. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок с особенностями в развитии должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь педагогов — специалистов. [3]

Что же такое инклюзивное образование? Обратимся к терминологии.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Есть еще одно определение инклюзии.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. [5, c.8]

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

-          возможности и обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

-          анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых детей;

-          анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.

Ключевые принципы инклюзивного образования:

-          дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

-          программы раннего вмешательства и диагностики осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

-          все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

-          индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

-          инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. [1]

«Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998

Субъект инклюзии — это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Потребности в обучении детей с ОВЗ основной и первый объект инклюзивного образования. Необходимо изменить подход и организацию обучения этой категории детей, чтоб эта группа детей могла реализовать свои права в обучении и социализации. Ведь у этих детей такие же потребности в обучении, но есть особенности, не позволяющие получать образование по тем программам, которые на сегодняшний день предлагает современная средняя школа.

У детей c особенностями в развитии наблюдается:

-          более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития;

-          эмоциональная незрелость;

-          явные трудности управления своим поведением;

-          трудности социальной адаптации;

-          низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.

В свете этой проблемы становится актуальным вопрос максимальной адаптации детей с ОВЗ в условия современной общеобразовательной школы. И не просто адаптации, а полного вовлечении и включения особого ребенка в школьную жизнь при помощи специальных адаптированных программ обучения.

Таким образом, одной из центральных фигур в процессе инклюзии становится педагог, однако стоит отметить, что не только в общественном сознании, но и в профессиональном педагогическом мышлении ценности инклюзивного образования пока не стали доминирующими. Поэтому, на современном этапе развития общества актуальное значение приобретают личностные формы качеств самого педагога, его ценностные ориентиры. Самому педагогу важно принять ребенка с особенностями развития, понять его потребности, его нужды. При возникающих трудностях на помощь учителю может прийти тьютор. В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства.

В условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социокультурную среду. [2]

Инклюзивная школа — это гарант конституционного права ребенка на образования. Наше государство на пути перехода от права к возможностям. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить». (Жан Ванье)

Писк наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество — это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

 

Литература:

 

1.         Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании/ С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова// Психологическая наука и образование.-2011.- № 1.-С.83–92

2.         Голиков, Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами / Н. А. Голиков-(Коррекционная педагогика, специальная психология): Новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами// Сибирский педагогический журнал. -2009.-№ 6. –С. 232 -240

3.         http://nsportal.ru -Социальная сеть работников образования nsportal.ru

4.         http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf — инклюзивное образование в России

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle