Библиографическое описание:

Афанасьева Т. Л. Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 156-159.

Ключевые слова: инновации, технология, коммуникативная компетенция, компетентностный подход, формы работы

 

В Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». [1]

В традиционной педагогике содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений. Это знаниево — ориентированный подход к определению сущности содержания образования. «При таком подходе знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека» [2], что противоречит современному требованию образования: гуманизации образования. Задача современного педагога — способствовать раскрытию способностей ребенка, его развитию и самосовершенствованию. Это возможно при личностно — ориентированном подходе в обучении. Теории личностно-ориентированного обучения посвящены работы И. Я. Лернера, М.Н Скаткина. Под содержанием образования при личностно-ориентированном подходе понимают адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевых и ценностных отношений, усвоение которых призвано формировать всестороннее развитие личности и духовной культуры общества. Неотъемлемой частью личностно-ориентированного обучения является компетентностный подход, так как одна из естественных потребностей личности — потребность в общении. Что понимается под термином компетенция? А. В. Хуторской дает следующее определение образовательным компетенциям: «Это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенным объектам действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности» [3].

Б. И. Хасан считает, что «компетенции — это цели, компетентности — это результаты, а мера их достижения — это показатели компетентности» [3]. Компетентностный подход — это подход к определению целей, отбору содержания, выбору образовательной технологии, оценке результатов.

Анализируя определения ученых, мы пришли к выводу, что для развития личности ученика и ее общей культуры обязательным и необходимым условием является овладение коммуникативной компетенцией. В Госстандарте заявлено, что формирование коммуникативной компетенции следует рассматривать как основной результат воспитания языковой личности и конечную цель обучения русскому языку.

Таким образом, для экспериментального исследования определена актуальная тема: «Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления образования».

По теме экспериментального исследования составлена программа, где определены цель, задачи, предмет, объект исследования, участники эксперимента и основные этапы.

На первом этапе исследования (2010 год) проведена диагностика, которая помогла определить уровень развития коммуникативной компетенции учащихся. Использовалась методика Р. В. Овчаровой. Цель методики: определить уровень коммуникативных склонностей учащихся. Учащимся предлагалось ответить на 20 вопросов, свободно выразить свое мнение. Если ответ положительный, поставить знак плюс, если ответ отрицательный, поставить знак минус. Результаты диагностики представлены в таблице.

Таблица 1

Уровень развития коммуникативных способностей учащихся

уч-ся 7»А»

высокий

выше

среднего

средний

ниже среднего

низкий

25

1

5

9

8

2

 

Таким образом, диагностика подтверждает целесообразность экспериментальной работы по данной теме. На первом этапе работы использовались следующие методы: изучение, анализ, диагностика.

Второй этап экспериментальной работы — этап реализации: апробация методов, приемов, выбор технологии. Определены три направления, позволяющие развивать коммуникативную компетентность.

Рис.1.

 

Направления формирования коммуникативной компетенции

В ходе экспериментальной работы выявлена проблема: противоречие между общим снижением культуры речи, интеллектуальным уровнем и требованием общества — развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Помогают преодолеть вышеуказанное противоречие вариативный компонент: прикладные курсы.

Для учащихся 7 класса разработан УМК «Текстология». В учебно-методический комплекс «Текстология» входит программа, рабочая тетрадь, дидактические материалы.

Цель курса: развитие коммуникативных способностей учащихся, что позволит сформировать функциональную грамотность школьников.

Текстология — это наука о тексте, его особенностях. Курс предлагает учащимся изучить основные понятия текста и применить полученные знания на практике. Курс интегрированный. Изученный материал применим и на уроках литературы, так как учащиеся учатся анализировать текст в разных аспектах. Знания, полученные в результате изучения данного курса, будут востребованы и в старшем звене, так как учебник 11 класса представляет собой речеведческий материал. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: слушании, говорении, чтении и письме. Это учитывалось при выборе формы занятий и подборе заданий и упражнений. Курс «Текстология» изучался в 2010–2011 году в 7 классе. Мониторинг общеучебных знаний и умений, проведенный в начале учебного года, выявил, что у учащихся на низком уровне сформированы такие операции, как логика, сравнение, обобщение. В течение учебного года учащиеся на уроках текстологии учились работать с заголовками (подбирать заголовки для названия текста, находить информацию из заголовка), составляли собственные тексты разных жанров. Использованные при изучении текстологии методы и приемы способствовали формированию логического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Мониторинг, проведенный в конце учебного года, показывает положительную динамику формирования общеучебных умений и навыков

Таблица 2

Мониторинг общеучебных умений

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод: такой вид дополнительного образования как прикладные курсы способствует углублению знаний учащихся, использование разнообразных видов работы позволяет осуществить компетентностный подход в обучении. Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики.

Вторым направлением является технология. В ходе исследования установлено, что реализовать компетентностный подход возможно, используя ИКТ.

Влияние ИКТ на качество образования уже неоспоримо. Психологи утверждают, что мозг ребенка гораздо легче воспринимает информацию с помощью медиасредств. Медиасредства способствуют не только формированию информационно-коммуникативной компетенции, но и самоменеджменту. ИКТ, по определению Е. В. Беляева, — это «новые информационные технологии с использованием медиасредств.

В образовательном процессе ИКТ можно применять на различных уроках и этапах. Экспериментальная работа по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы показала, что наиболее эффективными являются следующие уроки:

-                   урок с мультимедийной поддержкой. В классе один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»;

-                   урок с компьютерной поддержкой. Несколько компьютеров в кабинете, работа организована в группах;

-                   самостоятельное изучение материала с помощью специальных образовательных систем.

В ходе экспериментальной работы создана база электронных ресурсов: электронные учебники, тесты, сборники упражнений.

На уроках русской словесности в 5,6 классах на этапе изучения нового материала используется электронный учебник, созданный учителем музыки школы Рыжовой И. Г.. Учебник называется «Народные праздники», в нем три раздела: «Рождество», «Масленица», «Пасха». Яркие иллюстрации сопровождаются теоретическим материалом, в учебник включены песни, загадки, кроссворды, викторины, произведения живописи, художественные тексты. Учащиеся сами могут выбрать материал для изучения, форму проверки знаний. Задания в учебнике дифференцированные. Работа по такому учебнику способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции, повышению компьютерной грамотности, формированию положительной мотивации, что влияет на качество обучения.

На уроках проверки знаний учащихся, практикумах, уроках подготовки к ЕНТ используются электронные тесты. Работа организуется индивидуальная, групповая. Применение компьютерных тестов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно корректировать их деятельность.

На уроках закрепления изученного материала в среднем звене эффективно проходят уроки с использованием сборников упражнений. Авторами таких учебных пособий являются учащиеся старших классов. Сборники представлены на школьном конкурсе электронных пособий, составлены в разных программах. По пособиям учащиеся отрабатывают такие разделы как «Орфография», «Пунктуация», «Морфология». Формируются навыки грамотного письма.

Творчество, самостоятельность показывают ребята, работая над созданием проектов. Презентации, слайды, пособия. Формы защиты разнообразные. «Книга, о которой хочу рассказать», «Традиции моей семьи», «Я представляю сказку», «Лирика Заболоцкого» и т. д. Таковы темы проектов, над которыми работали учащиеся.

Можно сделать вывод, что ИКТ позволяет организовать различные формы работы, что является третьим направлением для развития коммуникативной компетенции. Экспериментальная работа показала, что именно групповая работа позволяет учащимся большую часть времени работать самостоятельно, планировать свою работу, оценивать ее. Учитель выступает в роли фасилитатора. Групповая работа практикуется на уроках исследования, защиты проекта, семинарах-практикумах, творческих мастерских. Эта форма работы является эффективной при формировании коммуникативной компетенции: развивается устная и письменная речь, ведется диалог внутри группы, звучит монолог спикера, возможна дискуссия. Таким образом, содержание учебного материала, ИКТ, различные формы работы — основные источники развития коммуникативной компетенции.

В ходе исследования установлено, что формирование коммуникативной компетенции учащихся напрямую связано с уровнем их познавательной мотивации, поэтому следующим шагом в исследовательской работе будет отбор методов, приемов, способствующих созданию ситуации успеха: карточки-инструкции ответов у доски, клише по трудным темам

К. Д. Ушинский писал, что задача школы «пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить привычку к ней; направлять деятельность ребенка, помогая ей, где необходима, и оставляя ей действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания». Это и есть содержание следующего этапа экспериментальной работы.

 

Литература:

 

1.      Назарбаев Н. А., Построим будущее вместе. 2011г.

2.      Беляков Е. В., Информационно-коммуникационные технологии. Москва 2010г.

3.      Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Инновационные методы обучения // Алматы,2009,с.14–15

4.      Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан. Общее среднее образование // Астана, 2012.с.8.

5.      Пустовалов П. С., Сенкевич М. П. Пособие по развитию речи // М., Просвещение,1987. с.13.

6.      Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога // М., 1998.-180с.

7.      Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Инновационные методы обучения // Алматы, 2009,с.14–15.

8.      Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения //М.: Высшая школа, 2004, с.157.

9.      Сальникова Т. П. Педагогические технологии // М.,2008.-128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle