Библиографическое описание:

Чеботарева Е. Н. Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 134-137.

В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У детей с нарушением зрения сокращение количества образов памяти частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, т. е. увеличением количества представлений других видов, и главным образом, осязательных. На основе проведенного исследования автор делает следующий вывод: не у всех дошкольников с нарушением зрения плохая память, так же, как и у детей без подобной патологии. Чем больше нарушено зрение, тем ниже развита память.

Ключевые слова: познавательные способности, память, нарушение зрения, дошкольники, психика, исследования, слабовидящие, методика.

 

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения: во всем мире насчитывается около 285 миллионов человек, страдающих от нарушений зрения, из которых 45 миллионов поражены слепотой и 246 миллионов имеют пониженное зрение.

Статистика состояния зрения у населения показывает, что проблемы со зрением есть у 30 % жителей планеты. В России у каждого второго жителя есть нарушения зрения, число инвалидов по зрению — до 500 тыс. человек. Замечено, что проблема плохого зрения «молодеет»: нарушения зрения у детей, поступающих в школу, наблюдается у 4 % первоклассников, каждый четвертый в 6 классе средней школы становится близоруким. Врачи объясняют это тем, что в школе слишком большая нагрузка на мышцы глаза; среди выпускников школ нарушения зрения — имеются уже у 40 % подростков.

Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе [4].

Изучение психики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих [1]. Первые работы по изучению памяти у лиц с патологией зрения появились в начале XX века. В 1950–1960-е гг. уделялось особое внимание изучению памяти слабовидящих школьников в связи с открытием специальных школ для детей этой категории. Первые экспериментальные работы были проведены Т. Н. Головиной в 1954 году. Второе сравнительное исследование осуществлено В. А. Лониной в 1962- 1985 гг. В дальнейшем изучением процессов памяти занимались М. И. Земцова, А.И. и Л. А. Зотовы, Л. В. Егорова, В. Ф. Морева и другие [7]. Важное значение для работы с детьми с нарушениями в развитии, имеют исследования Л. С. Выготского. Им введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты) [2].

90 % информации человек воспринимает с помощью зрения, если этот главный и основной анализатор не может в полной мере передавать информацию об окружающей нас действительности. Частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

Без сомнения, процесс взаимодействия с миром значительно затруднен, а значит, страдает и общение как главный фактор социализации личности. Однако общение и социальные отношения слепых строятся тяжело. Как следствие у человека, имеющего нарушения зрительного анализатора, формируется неполное представление об окружающем мире, искажен процесс познания мира вокруг.

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки.

Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Под остротой зрения, подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки) выделяются:

1)      слепые — острота зрения от 0 до 0,04 включительно;

2)      слабовидящие — острота зрения от 0,05 до 0,2 [5].

Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения. Иногда слабовидящие или слепые дети неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами.

Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, то есть пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. Необходимым условием развития ребенка является полноценность всех функциональных систем организма [5].

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, то есть приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй — ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики.

Психология лиц с нарушением зрения привлекала к себе внимание исследователей с глубокой древности и остается актуальной до наших дней. Несмотря на это, в тифлопсихологии, процессы памяти изучены не столь полно и разносторонне. В связи с малой освещенностью вопроса, в работе основной акцент делается на попытку понимания специфики психики дошкольника с нарушенным зрительным восприятием, и попытку исследовать особенности его памяти.

Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей. К познавательным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Далее рассмотрим подробнее память как основной психический процесс.

Память — это форма психологического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении индивидуумом данных прошлого опыта [3]. Память человека является чрезвычайно сложной функцией, обусловленной не только его биологическим, но и историческим развитием, которое вызывает к жизни новые, специфические формы поведения. Память являлась предметом изучения многих отечественных психологов: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов и др. Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Поэтому без специальной помощи и коррекционной работы обойтись довольно сложно. В связи с этим мы провели исследование, направленное на изучение особенностей памяти таких детей. Для того чтобы выявить определённый уровень памяти, были проведены следующие методики: «Узнай фигуры», «Заучивание 10 слов», «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников» [6].

После проведения методики «Узнай фигуры» были получены следующие результаты: у всех детей показатель уровня развития запоминания очень низкий, так как детям требовалось гораздо больше времени на выполнение задания, чем то, которое предлагается автором в инструкции. Можно предположить, что низкие результаты в данной методике получились из-за того, что стимульный материал был черно-белого цвета.

Результаты методики «Заучивание 10 слов»: указывают нам на то, что количество названных слов Н. и М. — увеличивается с каждой следующей попыткой. Дети повторяют 5–6 слов. Вероятнее всего у них средний уровень запоминания. Д. и Л. показатели высокие результаты запоминания. Количество, названных ими, слов с каждой попыткой увеличивается и составляет 7–9 слов — это свидетельствует о высоком уровне запоминания. А. показала низкий уровень запоминания. С каждой следующей попыткой девочка называла меньшее количество слов- 2–3 слова. Возможно, что она была рассеяна и быстро утомилась.

Анализ исследования методики «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников». При проведении этой методики отметилась закономерность — все дети без затруднения называли первые пять картинок по памяти, последующие же названия картинок вспоминались с трудом. У всей экспериментальной группы в ходе исследования получился средне — высокий уровень непроизвольного запоминания материала. Наглядный материал был представлен яркими и красочными картинками, которые привлекали внимание детей и были им интересны.

По результатам проведенных методик можно сказать о том, что дети показали разные результаты развития памяти. Вероятнее всего, это связано со степенью выраженности зрительного дефекта каждого ребенка. Чем хуже степень нарушения зрение, тем ниже показатели. В связи с этим дети больше напрягаются и устают. У них повышается утомляемость и соответственно страдает уровень запоминания материала. Для данной группы детей не маловажен, предлагаемый им, стимульный материал. Им интересны яркие и красочные картинки, нежели те, которые были представлены в черно- белом цвете.

Проведённые исследования показали, что дети даже с нарушениями зрения оказываются в состоянии ставить перед собой сознательные цели запомнить и припомнить. Результаты, проведенных методик показали, что не у всех дошкольников с нарушением зрения плохая память, так же, как и у детей без подобной патологии. Чем больше нарушено зрение, тем ниже развита память. Есть дети, у которых низкий уровень запоминания материала, а есть те, у которых — высокий. Полученные результаты необходимо учитывать при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Преимущественно детям предлагался зрительный материал для запоминания. Активнее работал анализатор зрения, который дает нам больше всего информации и который первично нарушен у данной группы детей. Дети, у которых в меньшей степени выражен дефект, уровень развития памяти лучше, чем у которых дефект выражен больше.

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Память и её развитие в детском возрасте. М., 1979. — 161с.

2.                  Выготский Л. С. Психология. / ЭКСМО- Пресс Сборн. работ. — М., 2000. –1008с.

3.                  Гиппенрейтер Ю. Б. Психология памяти. Хрестоматия. — М.: Изд-во ЧеРо, 2002. — 816с.

4.                  Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н.и Запорожца А.В -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.

5.                  Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб.пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос.пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. — 271с.

6.                  Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 632с.

7.                  Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений / В. И. Лубовского, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испрр.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle