Библиографическое описание:

Тенишева С. Б. Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 232-234.

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компьютер, Интернет, эффективность, старшеклассник.

 

В настоящее время мы являемся свидетелями стремительных изменений в области информационно-коммуникационных технологий. То, что еще недавно считалось новейшим достижением науки и техники, стало обыденным широко распространенным явлением.

В связи с этим меняются и требования к современному учителю, уровень квалификации которого в наши дни определяется не только уровнем педагогического мастерства и знания предмета, но и тем, насколько эффективно он может использовать новые технологии в учебном процессе.

С начала XXI века информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают все более значительное место в процессе обучения иностранному языку в школе, особенно в старших классах. Накопленный педагогами практический опыт свидетельствует о том, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами: повышение уровня индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности. В то же время следует отметить, что методика обучения с помощью ИКТ — постоянно развивающееся явление, нуждающееся в дальнейшем изучении и анализе.

Современные школьники с каждым годом все более вовлекаются в сферу информационных технологий. «В настоящее время компьютер прочно вошел во все сферы жизни и деятельности общества. Современные учащиеся воспринимают его так же естественно, как простейшие бытовые приборы. Для многих из них гораздо проще работать с клавиатурой и дисплеем, чем с ручкой и бумагой» — отмечает Т. В. Кожевникова [2, с. 126].

Использование информационных и коммуникационных технологий в сфере образования позволяет по-новому взглянуть на педагогическую деятельность, так как оказывает существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организацию, контроль, прогноз и др.). Широкое разнообразие и универсальность информационных Интернет ресурсов (электронных курсов, пособий, учебников, обучающих Интернет сайтов и др.) обеспечивает большуюсвободу доступа всех участников образовательного процесса к быстро изменяющимся информационным фондам, способствует индивидуализации педагогического процесса, обеспечивает возможность вхождения учащихся в единое образовательное пространство. Таким образом, активное использование информационных Интернет ресурсов предоставляет массу возможностей для развития навыков самостоятельной работы и творческих способностей обучаемых, что, в свою очередь, играет существенную роль не только в развитии профессионально значимых навыков и умений, но и в повышении мотивации к изучению иностранного языка. Направленность обучения на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учеников изменяет и роль педагога, он становится руководителем, консультантом и координатором учебного процесса.

Информационные ресурсы позволяют применять их при обучении различным видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению, аудированию, а также осуществлять коммуникацию с носителями языка, что, в свою очередь, способствует формированию социокультурной (страноведческой) компетенции. Ценность таких средств обучения заключается в наглядности (они обладают всеми достоинствами мультимедиа), простоте их применения, компактности предоставляемого материала. К достоинствам можно также отнести быструю обратную связь, возможность работать в индивидуальном режиме, регулярно корректировать эти средства обучения новыми данными.

Кроме того, следует отметить, что информационные средства обучения являются учебными материалами особого типа и обладают целым рядом присущих только им характеристик, среди которых необходимо, в первую очередь, отметить следующие:

а)     интерактивность, т. е. способность обучающей программы вести диалог с пользователем, реагировать на запросы и команды. Большую роль при этом играет наличие удобного и доступного интерфейса. Интерактивное общение помогает учащимся достичь большей автономности в самообразовании, мотивирует к осуществлению общения на иностранном языке и способствует развитию профессиональных коммуникативных навыков и умений.

б)     мультисенсорность, т. е. использование комплекса средств для предоставления информации — текст, звук, графика, мультипликация, видео, что способствует лучшей презентации учебного материала, усилению мотивации к изучению иностранного языка, а следовательно и повышению эффективности процесса обучения.

в)     нелинейность предоставления информации. В отличие от печатных пособий, где материал представлен как последовательность разделов, полное содержание информационного ресурса является скрытым от пользователя. При открытии программы он получает лишь общее представление о ее структуре. Для ознакомления с содержанием программы требуется последовательный просмотр учебного материала или выполнение основных операций, что также способствует повышению мотивации и развитию у студентов навыков самостоятельной познавательной деятельности.

При этом современные педагоги должны иметь в виду, что новые обучающие технологии имеют и ряд недостатков. Во-первых, намечается все увеличивающийся разрыв между темпами прогресса в области новых информационных технологий и темпами овладения ими неподготовленными пользователями. Основная масса желающих изучить иностранный язык еще не владеет компьютерной техникой настолько хорошо, чтобы с легкостью использовать предлагаемые ресурсы. Во-вторых, не все программы отличаются интуитивно понятным интерфейсом, развитой системой помощи, наличием эффективной обратной связи с пользователем, позволяющей ему оценить правильность усвоения материала. Существенным недостатком является, также, отсутствие реального учета программного материала и особенностей конкретной учебной группы, отсутствие преемственности преподаваемого материала, что может затруднить учебный процесс. Кроме того, созданием информационных Интернет ресурсов, направленных на обучение иностранному языку, часто занимаются люди, которые являются специалистами в области разработки программного обеспечения, но не знают язык и культуру стран, говорящих на данном языке, достаточно хорошо, чтобы передавать знания другим. В результате, в их работах можно встретить не только фактические несоответствия явлениям реальной жизни, но и элементарные грамматические ошибки.

В связи с этим большое значение приобретает совершенствование навыков самих преподавателей иностранных языков по работе с компьютерными программами, в глобальной сети и созданию собственных web-сайтов. «Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной литературе существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формированию у них не ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка.

Немаловажно также учитывать возрастные особенности обучаемых. Учащиеся старших классов на уроках иностранного языка, как и на других уроках, отличаются более высокой активностью мышления, направленностью на решение логических задач, стремлением к логической систематизации и обобщению. В этом возрасте для школьников важно не усвоение отдельных фактов, деталей, а понимание сущности производимых действий, их интересует синтез частного и общего, соотношение конкретного действия и общей схемы деятельности. Новые технологии, соответствующие интересам современных старшеклассников и способные при правильном методическом подходе учитывать все вышеперечисленные психологические особенности данной возрастной группы, являются, на наш взгляд, наиболее подходящим способом повысить уровень мотивации и качество обучения иностранному языку.

Таким образом, очевидно, что современный образовательный процесс уже немыслим без применения информационно-коммуникационных технологий. Они обладают целым рядом преимуществ. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности, значительно облегчает поиск новой информации.

В то же время следует помнить о том, что, несмотря на все свои положительные качества и огромные потенциальные возможности, ИКТ могут эффективно применяться в образовательном процессе только при соблюдении определенных методических принципов, во взаимосвязи с другими видами обучения и по разумно продуманному плану. В противном случае ИКТ не окажут положительного влияния на обучение и могут нанести вред, провоцируя искаженное восприятие информации учащимися, вызывая отрицательное отношение к данному виду обучения.

ИКТ сравнительно недавно вошли в систему обучения иностранному языку и методы их применения постоянно развиваются. В связи с этим современному учителю необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки в этой важной области педагогической деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Коблева С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2006. — № 1. — С. 180–181.

2.                  Кожевникова Т. В. Компьютерные технологии в изучении иностранных языков // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. — М.: Экзамен, 2006. — С. 126–27.

3.                  Сысоев П. В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // ИЯШ, 2008. — № 6. — С. 2–9.

4.                  Цатурова И. А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. — М.: Высш. шк., 2004. — 95 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle