Библиографическое описание:

Зерщикова И. В., Шопоняк Е. В. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 12-14.

С раннего детства мы — педагоги дошкольного образования должны прививать навыки здорового образа жизни детям, выбирая оптимальные методы и формы работы. Особенность педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей мы рассматриваем как состояние физического, психического и социального благополучия.

Комплексная, целенаправленная работа по валеологическому воспитанию составляет существенное звено в развитии личности ребенка и позволяет научить детей использовать полученные знания на практике, на благо своему здоровью.

Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно доставлять ребенку радость. Необходимо соблюдать при этом принцип: здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм.

Организация валеологической среды позволяет нам решать следующие задачи:

1.      Забота об охране и укреплении здоровья детей, овладение приемами закаливания;

2.      Улучшение работы функций нервной и сердечно-сосудистой системы, дыхания;

3.      Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать эмоции;

4.      Развитие познавательной сферы ребенка на основе здоровьесбережения.

Педагогическим коллективом для решения вышеперечисленных задач был составлен план мероприятий; проведены диагностические исследования по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни; внедрены в учебно-воспитательный процесс комплекс мер, предусмотренных программой по валеологическому воспитанию; обобщены полученные в ходе подведения итогов результаты, составлены рекомендации.

Не можем не указать используемые нами формы и методы оздоровления детей.

Основные принципы организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей (целостность, комплексность, своевременность, дифференцированный подход, последовательность, учет психофизических и возрастных особенностей детей, систематичность) привели к следующим результатам: снизился уровень заболеваемости; изменилось отношение к своему здоровью; дети овладели навыками самооздоровления; пришло осознание взрослыми понятия «здоровье», и влияния образа жизни на состояние здоровья.

Медицинские работники совместно с педагогами ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Мы понимаем, что для массового оздоровления должны использоваться эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся, и, в тоже время, не нарушающие учебно-воспитательного процесса.

Лучшими для решения данной проблемы являются методы:

1.       Витаминотерапия;

2.       Оптимальный двигательный режим и лечебная физкультура (по показаниям);

3.       Физиотерапия;

4.       Фитотерапия и аромотерапия;

5.       Укрепление зрительного анализатора;

6.       Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на свежем воздухе;

7.       Проведение дыхательных упражнений и точечного самомассажа;

8.       Оздоровительные занятия и мероприятия.

Чтобы комплексная система оздоровления влилась в общий ритм работы детского сада, мы скорректировали организацию воспитательно-образовательного процесса. Приняли решение: создать благоприятные условия для оптимального физического, психического и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности. На педсоветах, семинарах, консультациях обсуждались вопросы общего и индивидуального оздоровления детей.

Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка в саду ведется разработанная для этих целей документация: лист педагогического наблюдения за ребенком; лист здоровья, в котором отмечается состояние здоровья ребенка, назначения врача, рекомендации психолога, логопеда.

Мы уверены, что режим жизни детей должен быть «подвижно — адаптирован» в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Каждый ребенок воспринимает материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой — увиденное, третий — проигранное. Следует также отметить важность неоднократного повторения излагаемого материала, иногда даже в одной и той же интерпретации.

Рекомендуем элементы здоровьесберегающих технологий вводить в утреннюю гимнастику, в режимные моменты, в свободное время, заменять ими динамические паузы на занятиях.

Изучение материала целесообразно начинать с младшего дошкольного возраста на доступном для детей уровне, используя стихи, сказки, рассказы, исполнение песен, организации подвижных игр.

Работа с малышами по валеологическому воспитанию должна быть динамичной, эмоциональной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных приемов в оздоровительной и профилактической работе с детьми.

Дети должны знать, для чего они делают то или иное упражнение. Для этого педагогу необходимо доступно обосновать каждое упражнение, которое они предлагают сделать детям. Создать условия, при которых дети будут выполнять упражнение с удовольствием, легко, весело, без принуждения. Педагогам необходимо помнить о влиянии эмоций на деятельность детей. Умеренные эмоции являются организующими, а сильные — дезорганизующими.

Темы занятий в игровой форме с использованием элементов здоровьесбережения изучаются в свободное от занятий время. При работе педагогов с данной рекомендацией важен творческий подход, допускаются изменения, дополнения.

Работа построена по концентрическому принципу. Первые занятия являются формирующими. На последующих занятиях умения и навыки совершенствуются и закрепляются.

Чтобы профилактическая и оздоровительная работа положительно влияла на развитие детей, укрепление их здоровья необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1.                  Вырабатывать у детей положительную мотивацию на здоровый образ жизни, что приведет к улучшению их физического, психического и духовного благополучия;

2.                  Четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей — суть рационального режима;

3.                  Коррекционно-оздоровительная работа, в частности профилактический точечный массаж и дыхательная гимнастика, позволяют уравновесить повышенную возбудимость детей;

4.                  Релаксационные упражнения позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение;

5.                  Оздоровительные мероприятия после дневного сна необходимо применять для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию;

6.                  Обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности, учитывая индивидуальные особенности детей;

7.                  В полной мере использовать основные средства естественного закаливания — воздух, вода и солнце;

8.                  Используя закаливающие мероприятия необходимо соблюдать основные принципы: постепенности, системности, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;

9.                  Настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию — дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

10.              Воспитание навыков личной гигиены и поддержание чистоты тела, одежды;

11.              Изменение мировоззрения воспитателя, его отношения к себе, своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения.

Невозможно воспитать ребенка словами без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре и в то же время быть сердитым. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу. Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям мудро подметил В. А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 

Литература:

 

1.         Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». М.,1998

2.         Касаткина В. Н., Щеплянина Л. А. «Здоровье» Учебно-методическое пособие, 2003

3.         Каралашвили Е. А. «Физкультурная минутка» — М.,2003

4.         Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии»- М., 2003

5.         В. Н. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» — М., 2004

6.         Л. А. Обухова «Тридцать уроков здоровья для первоклассника» — М., 2002

7.         К. К. Утробина «Занимательная физкультура для детей 6–7 лет» — М., 2004

8.         М. Р. Максиняева «Занятие по ОБЖ с младшими школьниками» — М., 2004

9.         Н. С. Голицина «Нетрадиционные занятия физкультурой» — М., 2004

10.     Н. Яковлева «Технологическая помощь детей» — С.Пб., 2002

11.     В. Г. Алямовская «Предупреждение психологического напряжения» — М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle