Библиографическое описание:

Антонова Е. В., Томашевская О. А. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 1-5.

Тема детских страхов привлекает к себе внимание ученых-специалистов самых разных направлений: врачей, педагогов, философов, социологов, психологов. В ходе исследовательской работы рассмотрены точки зрения зарубежных и отечественных учёных, на феномен страха в детском возрасте.

Особенности страхов в детском возрасте исследовали А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк, С. Г. Файберг и другие. Для каждого возрастного периода психического развития ребенка характерны своеобразные страхи.

В психологическом словаре А. В. Петровского понятию «страх» дается следующее определение — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [9, c. 132]. К основным или фундаментальным эмоциям Изард К. относит: интерес, радость, удивление, стресс, отвращение, гнев, презрение, чувство вины, стыд, а также страх, называя его «врожденной психосоматической реакцией». Изард К. замечает, что страх — это очень сильная эмоция, переживаемая как тревожное предчувствие и беспокойство [5, c.274].

В современных исследованиях А. И. Захарова страх понимается как аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни, самочувствия и благополучия [2, c. 67].

Раншбург Й. называет страх эмоциональным состоянием, которое появляется перед определенным событием и как бы предвещает наступающее фиаско. Иными словами, ребенок ощущает страх тогда, когда он не верит в успех своей попытки избежать опасности.

Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Он, как губка, впитывает в себя все, что увидел, услышал и узнал, верит разным историям.

Страх — одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действий или воображаемой опасности [10, c. 67].

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего, потенциально травмирующего стимула. Такими стимулами или раздражителями могут стать боль, испуг, болезнь, конфликты и неудачи. Профессор А. И. Захаров различает две угрозы, имеющие «универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер» — это смерть и крах жизненных ценностей. В своих исследованиях ученые подчёркивают социальную природу и условно-рефлекторный характер страха. Само чувство страха, отмечает Захаров А. И., появляется непроизвольно, помимо воли ребенка, и сопровождается выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса [3, c. 67].

Необходимо отметить, что страх, как и другие неприятные эмоции (гнев, стыд, стресс), не является однозначно опасной и вредной для ребенка эмоцией. Каждая, даже негативная эмоция, выполняет свою определенную функцию. Эмоция страха имеет определяющее значение для психического развития ребенка. По мнению Захарова А. И., страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. В случае нормального психического развития детские страхи становятся важным звеном в регуляции поведения ребенка, и, с точки зрения Карвасарского Б. Д. имеют положительное адаптационное значение. Интересно следующее высказывание Захарова А. И.: «Подобно тому, как организму ребенка нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных и даже «острых» эмоциях» Ученый считает, что страх полезен в том случае, если он точно выполняет свои функции, а потом исчезает [3, c. 97].

Детские страхи и их коррекция — это проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка многие родители, воспитатели. Психологи утверждают, что существует около 30 разновидностей страха — безобидных, серьезных, а иногда и смешных по взрослым меркам, которые закрепляясь, превращаются в фобии. По данным многочисленных исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве [1, c. 20–27]. В ходе изучения темы исследования рассмотрены классификации видов страха по разным авторам. Так, например, Карвасарский Б. Д. делил страхи на группы исходя из того, чего боится человек, — это так называемая классификация по фабуле страха. Этот исследователь различал 8 основных фабул страха: боязнь пространства, социофобии (страхи, связанные с общественной жизнью), «контрастные» страхи, фобофобии (страх боязни), страхи нанести вред себе или близким, сексуальные страхи, нозофобии (страхи заболеть каким-либо заболеванием), танатофобия — страх смерти [11, c. 180]. Отечественный исследователь эмоции страха Захаров А. И., разделяет страхи по следующим признакам: по характеру, по степени реальности и по степени интенсивности [4, c. 243].

Страх — это естественная реакция на настоящую или вымышленную опасность. Ребёнок живет в собственном мире, где сказочные персонажи реальны, а неодушевленные предметы могут оживать. Именно поэтому маленький ребенок иногда видит угрозу там, где ее нет.

Вне зависимости от того, чем вызвана и как проявляется боязнь, необходима своевременная коррекция страхов [6, c. 108].

Своевременная коррекционная работа с дошкольниками способствует снижению эмоционального напряжения детей, облегчению, а иногда и полному избавлению от страхов.

Одним из эффективных направлений работы по коррекции страхов у детей является артпедагогика. «Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства» [7, 86 с.].

Артпедагогические методы позволяют погружаться в проблему страха на столько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

Для преодоления страхов может использоваться изобразительная деятельность. Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

Среди разработанных методов коррекции детских страхов наибольшей популярностью и эффективностью пользуются рисуночные и игровые методы, разработанные Захаровым А.И позволяющие предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей [2, c. 24].

При помощи рисования дети выражают свои эмоции. Рисунок ребенка отражает его увлечения, интересы, особенности характера и является своеобразным «зеркалом» его переживаний. Именно поэтому метод коррекции страхов у детей с помощью рисунка является наиболее эффективным. При графическом изображении объекта, вызывающего боязнь, уменьшается тревожность, связанная с ожиданием чего-то страшного. Нарисованный страх — это что-то уже случившееся, а значит, неопасное, поэтому ребенок не будет бояться своего рисунка. Страхи, которые удалось преодолеть в детстве, не будут тревожить взрослого. Коррекция фобий должна производиться в присутствии близких взрослых. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей и знать, что ему помогут, если что-то произойдет.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждения. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию.

Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Это не означает, что активно рисующих ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития.

Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка [7,c. 208].

Методы и приемы артпедагогики которые успешно используются в коррекции страха (таб.1).

Таблица 1

Методы и приёмы артпедагогики для коррекции страхов

Методы

Приемы

Игра

Игровая театрализация

Манипуляции с игрушками и другими предметами

Подвижные игры

Сказкатерапия

Разыгрывания сказки по ролям

Сочини сказку (страшилку)

Переделывания сказки на новый лад

Изодеятельность

Нарисовать свой страх

Дорисовка «защитного объекта».

Закрашивание «страшного».

Уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать).

Дорисовка интересных, интригующих деталей (сюрприз).

Видоизменение рисунка, превращение «страшного» в «смешное».

Музыкотерапия

Слушание музыки и воображение. Музыкальное сопровождение беседы с ребенком, рисование под определенную музыку.

 

Рогов Е. И. предлагает следующие приёмы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений:

1.                  Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре, что помогает отрегулировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое порождает явление неадекватного страха в обычных неэкстремальных ситуациях. Для игры рекомендуется подобрать игрушки, похожие на тот предмет, которого боится ребенок и поиграть в «страх», разыграть тот сюжет, в котором может «расправится» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения.

2.                  Манипулирование предметом страха — способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним.

3.                  Эмоциональное переключение, т. е. показать ребенку незначительность пугающего объекта, которое может быть подчеркнуто короткой фразой, выразительным жестом, как бы отбросить, проигнорировать его, при этом важна интонация, с которой произносятся слова, заражая ребенка уверенностью и спокойствием.

4.                  Подражание и заражение, когда ребенок, подражая взрослому не только в поведении, но и оценкам, заражается его состоянием. Поэтому из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди

5.                  Эмоциональные качели. Принцип заключается в переходе одного состояния в другое — противоположное. Для эмоциональных процессов качели означают попеременный переход от состояния опасности к состоянию безопасности, где ребенок испытывает прочность своих регуляторных возможностей, обучается управлять своим состоянием.

6.                  Эмоциональный конфликт. Поскольку страх — эмоциональное явление, то «вытормозить» его можно более сильной эмоцией. Воздействие на ребенка должно быть направлено не на его разум, а происходить опосредовано, либо через создание ситуации, в которой возможно овладение страхом.

7.                  Анатомирование страха — достаточно старый педагогический прием, это объяснение ребенку, что собой представляет пугающий его предмет, как он устроен, «откуда берется». Здесь коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностным отношением ребенка к причинам их породившим, в случае успеха, страх исчезает сам, либо через формирование дополнительных эмоциональных отношений, которые устраняют страх

8.                  Привыкание или сенсибилизация — уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, которое происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект его страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту [8,c. 148].

Таким образом, из разнообразных методов и приемов коррекции страхов выделяется использование изобразительного творчества и игры, как одних из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. Тем самым можно подчеркнуть своевременность и актуальность этих способов воздействия, дающих возможность помочь детям справиться с их страхами.

Исследование с целью выявления и коррекции страхов было проведено в МБДОУ Озерновском детском саду № 6. Группа респондентов: дошкольники 6–7 лет в количестве 10 человек.

Для достижения поставленной цели использованы следующие психодиагностические методики выявления детских страхов: индивидуальная беседа с родителями дошкольников, опрос «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой, рисуночный тест «Мои страхи» А. И. Захарова, тест на самооценку Т. В. Лаврентьевой «Лесенка».

В методике «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) [4, c. 130].

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель приневротического состояния. Диагностика по методике авторов А. И. Захарова и М.Панфиловой позволили выявить присущие детям страхи, наиболее выраженные: страх смерти родителей у девочек и мальчиков, страх умереть у девочек и мальчиков, страх стихи у девочек и мальчиков, страх пожара у мальчиков и девочек, страх огня у девочек и мальчиков, страх нападения у девочек и мальчиков. В среднем наличие страхов у девочек больше чем у мальчиков. Результаты диагностического анализа свидетельствуют о том, что у 5 (50 %) из 10 детей дошкольников повышенное чувство страха. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха.

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи» позволила дополнительно выявить страхи [3, c. 98]. Детям предлагается инструкция: «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях, яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров. Данная методика проводилась не только с целью диагностики, но и коррекции. В конце работы детям предлагается расправиться со своим страхом любым способом: порвать, разрезать, смыть водой, смять.

Самооценка напрямую связана со страхами. Следующей методикой стало изучение самооценки старших дошкольников тест «Лесенка» Т. В. Лаврентьевой [10, c 13].

Проанализировав результаты диагностики выявили пять детей, которые нуждаются в коррекции, так как у них по всем диагностикам прослеживается повышенное чувство страха. С этими детьми осуществлялась индивидуальная коррекционная работа. Методы коррекции страхов использовались в образовательных ситуациях и в режимных моментах.

В ходе коррекционной работы беседа с ребенком, игры и рисование осуществлялось под определенную музыку (музыкотерапия). Для успокоения были подобраны спокойные, плавные, умиротворяющие звуки природы. А для преобразования страшного в смешное, или для уничтожения, подойдет быстрая, интенсивная, более решительная музыка.

Использованы следующие методы для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества: игры «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик». Эти игры были включены в комплекс утренних зарядок, а также использовались на прогулке, и во второй половине дня

Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры: «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово»

Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу что-то приятное, «Отгадай, чего я боюсь»,

Применялись приёмы, основанные на использовании сказкотерапии с целью снижения уровня выраженности страха у детей старшего дошкольного возраста. Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребёнок самостоятельно моделировал эмоции направленные, на преодоление своих страхов. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты. Детям предлагали методику «Сказка про страх», где они придумывали и рассказывали различные истории, связанные со своим страхом.

Также детям было предложено переделать сказку «Лиса и петух» на новый лад, и разыграть ее по ролям.

В конце работы дети начали понимать, что сказочные персонажи — это вымысел и их можно сделать такими, какими ты сам хочешь, тот есть, добрыми, смешными, весёлыми

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам. Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и покинутости, тревожности.

Использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха имело немалый эффект. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения.

Подобранный комплекс артпедагогических коррекционных методов способствовал снижению количества страхов у детей старшего дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира.

Преодоление страхов — это комплекс мер психологического и педагогического воздействия, из которых наиболее эффективными средствами являются рисование и игра. Проведённая работа позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной и занимают значительное место в современной психологии.

С целью проверки эффективности коррекционной работы, направленной на снижение страхов у детей старшего дошкольного возраста, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения страхов у детей старшего дошкольного возраста.

 

Литература:

 

1.                  Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 1. — С.20–27.

2.                  Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 2003. — 115с.

3.                  Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. — СПб.: КАРО, 2006. — 175 с.

4.                  Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Речь, 2005. -176 с.

5.                  Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2006.-95 с.

6.                  Изотова Е. И., Никофорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М. «Академия». — 2004.- 278 с.

7.                  Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н.,. Добровольская Т. А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.-М.: «Академия», 2001. — 248 с.

8.                  Рогов Е. И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 384 с.

9.                  Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь — М.: Политиздат, 2005. — 431 с.

10.              Шишова Т. Л. Как помочь ребенку избавиться страхов Страхи это серьезно.- СПб.: Речь, 2007. — 106 с

11.              Щербатых Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2007.- 205 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle