Библиографическое описание:

Уляшина А. Д. Синтез искусств на уроках в начальной школе как средство эстетического воспитания младших школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 81-83.

В свете внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств младшего школьника. Реализация данного компонента сводится к работе с учащимися начальной школы в рамках учебной и воспитательной работы, в процессе которой необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

В данной статье мы приведем несколько примеров эстетического воспитания на уроках, а так же рассмотрим теоретические аспекты эстетического воспитания, предложенные педагогами мирового масштаба.

Эстетическое воспитание — это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.

Эмоции являются важнейшей сферой личностного проявления человека, поэтому эстетическое воспитание — одна из самых важных сторон воспитания. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании» [2].

Б. Т. Лихачёв определяет эстетическое воспитание как целенаправленное формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, комическое, трагическое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [4]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на две группы: к первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.

Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Говоря об эстетическом воспитании, следует понимать о средствах его реализации. Одним из таких средств является синтез искусств на уроках в начальной школе.

В большом психологическом словаре синтез искусств (греч. synthesis − соединение, сочетание) определяется как органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир [1].

Е. Б. Мурина изучила теорию синтеза, порожденную социально острыми, переломными моментами в искусстве и обществе, главной задачей которой является устранение тех или иных социально-идеологических противоречий объединенными усилиями всех видов искусства [5].

Проблемы комплексного взаимодействия искусств рассматриваются как один из методов работы на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства в основном на уровне межпредметных связей и во внеурочное время (Н. А. Ветлугина, Э. Н. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, О. С. Нечаева).

Для того, что бы продолжать изучать практическое применение синтеза искусств с целью формирования эстетического воспитания младших школьников, мы провели педагогическое исследование. Базой нашего исследования являлось МОАУ «Гимназия № 3 г.Орска», 1 Б класс в составе 28 человек. После проведения урока изобразительного искусства на тему «Золотая осень», мы провели опрос среди первоклассников: понравился ли вам урок? На который нужно было дать ответ в виде показа сигнальных карточек: «да», «нет». Данный урок изобразительного искусства преднамеренно не был насыщен различными видами искусства. Учащимся было дано задание нарисовать пейзаж осени с натуры. В результате урока у детей получились работы однообразного характера в виде деревьев с желтой листвой. На вопрос, понравился ли детям урок, процентное соотношение ответов было следующим: 75 % учащихся ответили «да», 25 % учащихся ответили «нет».

Через неделю мы провели еще один урок изобразительного искусства на ту же самую тему. В процессе урока, наряду с изобразительным искусством мы использовали такие виды искусства как музыка и литература (лирические произведения). Ученикам было дано задание нарисовать осень. В этот раз мы предварительно показали учащимся репродукции картин русских художников И. Левитана и В.Поленова, указав на их красочность, форму передачи настроения. После этого, первоклассникам было прочитано стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье...» На протяжении того, как ученики создавали свои работы, мы включили классическую музыку П. И. Чайковского «Осень», А. Вивальди «Времена года (осень)». Нужно отметить, что общая атмосфера урока была радостной и светлой. Работы у детей получились красочные, с разнообразием цветов и форм (деревьев, листьев) и общего настроения пейзажа. Благодаря анализу художественных произведений в виде картин, лирического стихотворения и классической музыки дети смогли реализовать себя как художники, определив весь спектр осенних красок, которые, как оказалось, можно проследить не только на холсте, но еще и в литературе и музыке. На вопрос, понравился ли учащимся урок, 100 % учащихся дали ответ «да».

Анализируя данные исследования, можно сделать вывод о том, что используя на уроках различные виды искусств, у учащихся развиваются такие качества, как творчество, восприимчивость к прекрасному. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Классическая музыка, репродукции картин известных художников, лирические произведения мировых классиков литературы — все это в совокупном применении дает видимый эффект на реализации эстетического воспитания школьников. С помощью метода педагогического наблюдения, нами было проведено еще одно исследование, проводимое с октября 2014 года по май 2015 года.

Целью исследования была экспериментальная проверка положительного влияния синтеза искусств на уроках. На базе МОАУ «Гимназия № 3 г.Орска», на том же классе в рамках уроков изобразительного искусства, музыки и литературного чтения, на протяжении данного периода, были проведены уроки с использованием синтеза перечисленных искусств. Данные уроки проводились раз в неделю и представляли собой различные формы классных уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка и т. д. На этих уроках учащиеся наблюдали за природой, за жизнью птиц, за изменениями неживой природы с использованием соответствующего музыкального сопровождения, демонстрации репродукций картин художников и прочтением произведений мировых классиков литературы.

Учащиеся почувствовали глубокий интерес изучению нового материала. Уже к концу апреля 2015 года за учащимися наблюдались повышенная творческая активность, более углубленное восприятие красоты природы, звуков, картин и т. п. Изменилось и поведение обучающихся на уроках — если в начале учебного года на уроках изобразительного искусства или музыки наблюдалась низкая активность и отсутствие интереса к творческой деятельности, то к концу учебного года данные критерии изменились в противоположную сторону.

Таким образом, задачей современного педагога является воспитание эстетически-развитой личности, познающей творчество как способ самореализации и активно воспринимающей красоту окружающего мира. И применение синтеза искусств на уроках в школе — один из ключевых составляющих успеха при решении данной задачи.

 

Литература:

 

1.      Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2003.

2.      Буров, А.И., Лихачев Б. Т. Эстетическое воспитание школьников/ А. И. Буров, Б. Т. Лихачев. Москва: Педагогика, — 1974–304 с.

3.      Кушаева, И. А. Основы эстетического воспитания / И. А. Кушаева. — Москва, 1986.

4.      Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. — 4-е изд.; перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2000. — 464 с.

5.      Мурина, Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств / Е. Б. Мурина. — Москва: 1982.

6.      Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский — Изд.2-е. -Москва: Подлитиздат,1976.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle