Библиографическое описание:

Ращепкина Л. Р. К вопросу об интеграции в образовательном процессе ДМШ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 79-81.

В XXI веке интеграция становится одним из ведущих принципов развития образовательных систем, способствуя решению важной проблемы современного образования — разрозненности знаний учащихся. Понятие «интеграция» (лат. — восстановление, восполнение, объединение частей в целое) предполагает взаимосвязь, взаимопроникновение, синтез различных областей знаний, дисциплин, форм и методов работы, сложившихся в рамках данных дисциплин.

Интеграция бывает:

-                   внутрипредметная, т. е. находящаяся в рамках одного предмета, но касающаяся разных его сторон;

-                   межпредметная, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

В ДМШ, прежде всего, прослеживается интеграция внутрипредметная, находящаяся в рамках музыкального искусства.

Для выявления связи предметов теоретического цикла и специальности в школах используются следующие формы работы.

Сольфеджио:

-        из произведений по специальности можно выбрать примеры для слухового анализа, музыкального диктанта и чтения нот с листа;

-        навыки, полученные на уроках специальности, помогают учащимся на занятиях по сольфеджио в таких формах работы как: транспонирование, подбор мелодий по слуху, подбор аккомпанемента, чтение нот с листа.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   сообщение, сочинение, размышление о композиторах, произведениях, изучаемых на уроках специальности;

-                   анализ музыкальной формы и средств выразительности в произведениях, исполняемых учащимися.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-концерт, урок-состязание, урок-исследование, др.

 

Интеграция хора и сольфеджио хорошо изучена в рамках предмета «хоровое сольфеджио». Основные задачи этого предмета — способствовать активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, творческих способностей через развитие ладовых звуковысотных представлений.

В рамках предметов хора и музыкальной литературы можно разбирать стилистику композиторского письма хоровых произведений, особенности эпохи, в которой жил композитор, его мировоззрение; форму и основные средства музыкальной выразительности сочинений.

Те же самые задачи можно решать при изучении и анализе произведений, исполняемых в ансамбле и оркестре. При этом следует обращать внимание и на тембровые особенности сочинений.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-концерт, урок-фестиваль, урок-викторина, др.

 

Наряду с внутрипредметной, в музыкальной школе может быть использована и межпредметная интеграция, т. е. интеграция различных видов искусства, что способствует расширению кругозора учащихся, формированию широкого комплекса музыкально-эстетических знаний, более глубокому восприятию самой музыки.

С древних времен ярко прослеживается связь музыки с танцем.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   использование танцевальных движений, подходящих тому или иному музыкальному фрагменту;

-                   пластические этюды;

-                   музыкально-танцевальные игры;

-                   инсценировки.

Сольфеджио:

-                   пластическое интонирование — движения рук, следующие за мелодией (при работе над диктантом, чтением нот с листа);

-                   ритмически-координационные упражнения — движение группами или индивидуально под музыку в определенных ритмических рисунках.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-бал, урок-спектакль, др.

 

Связь музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   выбор из предложенных произведений живописи варианта, наиболее ярко отражающего образное содержание музыкального произведения;

-                   передача настроения музыкального произведения через изобразительное творчество учащихся.

Эти же формы можно использовать и при изучении музыкальных произведений на уроках специальности.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-впечатление, урок-дискуссия, др.

 

Связь музыкальных и литературных произведений.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   анализ литературного текста и либретто опер и балетов;

-                   подбор эпитетов, поэтических произведений к инструментальным произведениям;

-                   впечатления, сочинения, согласно плану анализа, от прослушанного музыкального произведения.

Сольфеджио:

-                   анализ мелодических, ритмических, динамических речевых акцентов при разборе вокальных музыкальных произведений.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-сказка, урок-спектакль, урок-размышление, урок-кроссворд, др.

 

Взаимосвязь музыкального искусства с историей. Музыкальные произведения всегда отражают в себе исторический облик эпохи, мораль и идеологию общества, надежды и устремления народа.

Слушание музыки и музыкальная литература:

-                   проведение параллелей между историческими событиями одного времени в разных странах;

-                   влияние исторических событий на создание произведений музыкального искусства.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок - исторический портрет (эпохи, стиля, композитора), урок – суд, урок – семинар, урок-экспедиция, др.

 

Современные преподаватели могут построить уроки теоретического цикла на основе интеграции музыки и иностранного языка.

-                   изучение биографий и творчества зарубежных композиторов.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок – путешествие, урок – интервью, урок – телемост, урок-диалог, др.

 

Интересна открытая еще в древние времена связь музыки и математики.

Специальность и сольфеджио:

-                   все понятия подчиняются счёту: количество тактов, фраз, ступеней в гамме, октав на клавиатуре, линеек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т. д.;

-                   использование математических понятий: параллельность, промежуток, расстояние;

-                   развитие абстрактного и логического мышления, которые необходимы на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов, последовательностей, при разрешении и обращении интервалов или аккордов.

Надпись: Формы интегрированных уроков: урок-олимпиада, урок-открытие, др.

 

В современной школе межпредметные связи являются важным принципом обучения. Форма реализации межпредметных связей — это интегрированные уроки. Именно на таких уроках синтезируются знания учащихся, формируются умения анализировать и сравнивать явления разных предметных областей, что важно для понимания целостной картины мира.

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Психология искусства. — Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 1998.

2.                  Медушевский В. Интонационная форма музыки: Сб. статей /Сост. О. А. Апраксина. — М., 1993.

3.                  Назайкинский Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. — М.. 1980.

4.                  Шишляшникова М. Проблема целостности в педагогики искусства./ Искусство в школе. — 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle