Библиографическое описание:

Шагивалеева Г. Р., Калашникова В. Ю. Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 43-47.

В статье показан сравнительный анализ мнений студентов российских, сербских и немецких вузов по вопросам отношения к учебной деятельности, мотивов и условий обучения, а также мероприятий стимулирования успешной учебы.

Ключевые слова: мотивация; студенты вузов; учебная деятельность; учебная мотивация.

 

Происходящие в любом современном обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют постоянных перемен в подготовке будущих специалистов. Каждая страна нуждается в людях с высоким уровнем общего развития и профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Основой успешной учебы любого студента является высокий уровень мотивации к учебной деятельности.

Проблема изучения мотивации учебной деятельности является одной из важнейших в психологии и педагогике, о чем свидетельствует многочисленное количество работ, посвященных данной теме. В последнее время стала обозначаться проблема мотивации учебной деятельности студенческой молодежи [1, 2, 3, 4]. Мотивация, способствующая успешности обучения студентов, является основой для эффективного осуществления учебного процесса.

Известно, что студенты побуждаются к обучению целым комплексом мотивов. Результаты исследований учебной мотивации российских студентов (Ильин Е. П., Василькова А. М., Иванова С. С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальностью снижается [3, С. 104].

 Анализ литературно-научных источников, в том числе по глобальной сети Интернет, позволил определить, что, несмотря на значительное количество исследований, посвященных мотивации учебной деятельности студентов высших учебных заведений, особенности мотивации российских студентов в сравнении с мотивацией студентов вузов других стран мало изучены, а работ по сравнению, именно, русских, сербских и немецких студентов нет, что определило новизну и актуальность выбранной темы исследования.

 В апреле-мае 2015 года нами был проведен опрос среди студентов высших учебных заведений, представителей таких стран, как Россия, Сербия и Германия. Беседы с иностранными студентами проходили на их родном языке, соответственно, немецком и сербском, что способствовало повышению качества сбора первичной информации, так как в ходе бесед раскрывались особенности условий и обстоятельств, связанных с их обучением в вузах, специфичность которых отражена в анализе результатов исследования.

Всего в опросе приняли участие 97 студентов, в числе которых 34 российских студента, 30 — сербских и 33 — немецких. Выборка исследования сформирована случайным способом, поэтому не является репрезентативной, но она позволила обозначить проблему исследования. Анализ результатов анкетирования проведен в сравнении распределений ответов по странам. Результаты опроса показали существенные различия между ответами студентов различных стран.

Косвенным показателем мотивации учебной деятельности является оценка свободного времени. Больше половины студентов-немцев (54,5 %) отметили, что они в свободное от учебы время занимаются самообразованием, таковых из числа сербов всего 16,7 %, из русских — 11,8 %. Если рассмотреть по приоритетности занятий, то заметим, что представители Германии в абсолютном своем большинстве (75,8 % из их числа) занимаются спортом; в Сербии все 100 % отдают предпочтения встречам с друзьями и вечеринкам; 58,8 % русских студентов сидят за компьютером и 41,2 % — смотрят телевизор. Меньше студентов, читающих книги, газеты и журналы в России. Следует обратить внимание и на то, что готовятся к занятиям по учебе только российские студенты (32,4 %). В ходе личных бесед с сербами и немцами выяснилось, оказывается, в их учебных заведениях нет практики «домашних заданий», скорее всего, это и является причиной также нулевых результатов в Сербии и Германии, и, по критерию «у меня нет свободного времени», в России каждый пятый (20,6 %) отметил этот вариант.

Согласно результатам исследования доминирующим мотивом учебной деятельности является: у немцев, с показателем 93,9 %, — «иметь в будущем интересную и престижную профессию»; у 60 % из числа сербов — «пожить студенческой жизнью»; 44 % из русских — «получение новых знаний, повышение эрудированности». На втором месте: у немцев — «получение новых знаний» (42,4 %); у сербов — «научиться самостоятельности» (53,3 %); у русских — «усвоение отдельных интересных им предметов» (41,2 %). На третьем: 1/3 часть из числа немцев и почтим половина (46,7 %) из сербов — «возможность в будущем иметь достойную зарплату»; каждый третий русский указал на «интерес к профессии» и «получение любимой специальности».

В отличие от мотивов студентов Сербии и Германии перечень мотивов россиян более широкий, что, в частности отражает общественно-политическую ситуацию в стране. Например, молодые люди в России поступают учиться в высшее учебное заведение только лишь для того, чтобы получить отсрочку от армии, данный факт выявлен и в нашем исследовании (27 % от общего числа). С учетом того, что в опросе принимали участие, как юноши, так и девушки, а в армию призываются только лица мужского пола, нами рассмотрено влияние пола на этот показатель.            Результаты показали, что 75 % от числа российских юношей, попавших в выборку исследования, указали именно этот мотив.

У студентов Сербии прослеживается наличие неосознанных мотивов, отсутствие интереса к познавательному процессу, слабая мотивация в целом к учебной деятельности. Следует заметить, что практически каждый пятый (20 %) поступил учиться в вуз для того, чтобы угодить родителям.

Мнения студентов вузов Германия значительно отличаются от России и Сербии. Наблюдается более сконцентрированная профориентационная мотивация к получению знаний, т. е. имея четкую цель в получении интересной и престижной профессии, немцами движут внутренние личностные побудительные мотивы, ориентированные на получение новых знаний, самостоятельность и раскрытие своих способностей и талантов. В отличие от сербских и русских, никто из немецких студентов не указал такие мотивы, как «пожить студенческой жизнью», «найти свое место в обществе», «угодить родителям» и т. п.

Полученные результаты дают основание для предположения, что в Германии ведется целенаправленная работа по профессиональной ориентированности, изучение которой не входило в задачи данного исследования, но это дает повод для продолжения научного поиска в заданном направлении.

Следующий блок вопросов анкеты был направлен на выявление мотивов выбора учебного заведения и специальности.

Основанием для выбора вуза у большинства (38,8 %) российских участников опроса является «престиж учреждения». 64 % немцев и 77 % сербов сослались на то, что только выбранный ими вуз готовит специалистов по предпочитаемой профессии. Ответ «самостоятельный выбор специальности» выбрало 100 % немецких и ровно половина из числа российских и сербских студентов. Влияние родителей, близких родственников или друзей и знакомых на профессиональную ориентированность имеет вторая половина из числа опрошенных представителей Сербии. В среде российских студентов на участие родителей указало 19 %, столько же отметили влияние школы. Распределение ответов по вопросу: «Кто посоветовал выбрать специальность, по которой Вы обучаетесь?» представлены в таблице 1:

Таблица 1

Распределение ответов по вопросу: «Кто посоветовал выбрать специальность, по которой Вы обучаетесь?»

Кто Вам посоветовал выбрать специальность, по которой обучаетесь?

Страна (в % по столбцам)

Россия

Сербия

Германия

Всего:

Родители (Брат или сестра)

18,8

36,7

0,0

17,9

Друзья, знакомые

0,0

13,3

0,0

4,2

Школа (учитель)

18,8

0,0

0,0

6,3

Представители (или преподаватели) вуза, техникума, ПТУ

6,3

0,0

0,0

2,1

Убедили рекламные проспекты

0,0

0,0

0,0

0,0

Выбрал(а) самостоятельно

50,0

50,0

100,0

67,4

Всегда знал (а), что поступлю именно сюда

6,3

0,0

0,0

2,1

Всего:

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Желание учиться зависит и от правильности выбора профессии и ее привлекательности.            На личный интерес к осваиваемой профессии указали 76 % из числа немецких, 47 % — русских и 37 % — сербских студентов.

Уверенность в правильности выбора своей специальности больше всего испытывают сербы. «Уверенных» в России и Германии примерно одинаково.      

Выявлена интересная закономерность, студентам, имеющим внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, в нашем случае это немцы, легче дается учеба. Социально мотивированные российские студенты ссылаются на свои старания, хотя им не очень легко учится. Те, кто указал на трудность обучения, есть только среди респондентов Сербии.

В жизни вуза имеется много различных сторон и аспектов, которые, так или иначе, затрагивают каждого студента. Мотивация формируется всеми составляющими учебно-образовательного процесса, поэтому важна оценка удовлетворенности, как материально-технической, так и социально-психологическим климатом в среде студентов, преподавателей и администрации.

Больше всего положительных оценок вузу поставили немецкие студенты. Отметим лишь параметры неудовлетворенности. Единственное недовольство с показателем в 48,5 % немцы выразили в отношении «удобства аудиторий».

Половину сербов не устраивает материально-техническая оснащенность вузов и участие в вузовских мероприятиях, также 38 % недовольных деятельностью администрации вуза.

Из числа российских студентов по 23,5 % не довольны системой организации питания и материально-технической оснащенностью вузов; по 17,6 % — деятельностью администрации вузов, условиями выплаты стипендии и удобством аудиторий. Отметим, что на недовольство в отношении к ним преподавателей вуза указали только студенты из России (29 %).

Далее рассмотрим вопрос о том, как мотивируют своих студентов в вузах. Отмечены такие стимулирующие мероприятия, как: «повышенная стипендия за хорошую учебу и активную научно-творческую деятельность» (88 %); «материальная поддержка студентов из семей, нуждающихся в помощи» (59 %); «требовательность преподавателей» (59 %). Примерно такая же доля студентов из Германии (58 %) указала на преподавательскую требовательность. Обращает на себя внимание следующее: если из числа сербов и россиян никто не указал на возможность прохождения практики на престижных предприятиях, то более половины немцев (52 %) отметили именно этот стимулирующий к учебе фактор. Действительно, использованная возможность личного общения с немецкими студентами позволила выделить особенность немецких вузов по организации трудоустройства своих студентов и организации их практики. Оказывается, в основном, когда немцы поступают учиться в вуз, они уже заранее нацелены на будущую работу в конкретной организации и, соответственно, практику проходят именно там. Только успешные смогут найти престижную и желаемую работу, а вуз, в свою очередь, оказывает всяческую помощь в будущем трудоустройстве с учетом желаний самого студента, что еще раз подтверждает наличие четкой профессиональной мотивации.

Еще одним доказательством вышесказанного являются ответы на открытый вопрос: «Что Вас лично мотивирует к учебной деятельности?». 67 % из числа проанкетированных студентов Германии написали на немецком языке «persönliche Motivation», что в переводе на русский означает «личная мотивация». Кроме этого ими отмечены «амбиции и собственная цель».

Сербские студенты (63 % от их числа) в основном мотивированы на хорошую успеваемость возможностью сохранения или потери бюджетного места. В ходе личных бесед с сербами, выяснилось, что, если студент по результатам экзаменов не набирает определенное количество баллов, то он лишается возможности оставаться на бюджетной основе и переходит на следующий год на платное обучение и, как следствие, лишается остальных социальных привилегий. Сербские студенты, обучающиеся на бюджете, получают бесплатное питание, проживание и даже проезд, а тот, кто учится на коммерческой основе, соответственно, за все платит самостоятельно.

Регулирование мотивов учебной деятельности, направленных на приобретение молодыми людьми определенной специальности, вселяет в них уверенность «в завтрашнем дне», то есть на возможность трудоустройства по выбранной профессии. Именно поэтому важно знать, от чего зависит реализация жизненных планов и от кого ожидают помощи в трудоустройстве студенты после окончания высшего учебного заведения.

Результаты исследования показали неопределенность российских и немецких студентов, они еще пока не знают, каким образом будут трудоустраиваться, но практически каждый четвертый студент-немец надеется на свое учебное заведение. Сербы рассчитывают на помощь со стороны своих родителей или других родственников, о чем свидетельствует таблица 2.

Таблица 2

Ожидание помощи в трудоустройстве

От кого, в первую очередь, Вы ожидаете помощи в трудоустройстве после окончания учебы?

Страна ((в % по столбцам)

Россия

Сербия

Германия

Всего

От учебного учреждения

11,8

13,3

24,2

16,5

От родителей, братьев, сестер или от других родственников

0,0

70,0

12,1

25,8

От службы по трудоустройству выпускников нашего образовательного учреждения

11,8

0,0

0,0

4,1

От городского агентства по трудоустройству

5,9

0,0

0,0

2,1

Пока еще не знаю, каким образом буду трудоустраиваться

76,5

16,7

63,6

53,6

 

В то же время современная молодежь осознает, что реализация их жизненных планов зависит от собственной инициативы, настойчивости человека и от того, насколько он станет хорошим профессионалом. Данные варианты ответов являются лидирующими по всем изучаемым странам. Общим для всех является и вариант зависимости «от личных связей с нужными людьми», который занимает вторую строчку в рейтинге факторов по всем странам.

Обозначим особенности мнений российских, сербских и немецких студентов. Примечательно, что 24 % из опрошенных молодых людей Германии рассчитывают на Божью волю, в Сербии и России данный вариант никто не выбрал. 33 % немцев сослались на свое здоровье. Доли распределения по странам показано в таблице 3.

Таблица 3

Факторы, влияющие на реализацию жизненных планов

Как Вы думаете, от чего в основном зависит реализация Ваших жизненных планов?

Страна (в % по столбцам)

Россия

Сербия

Германия

Всего:

от того, насколько хорошим профессионалом я стану

58,8

36,7

48,5

48,5

от политики государства

17,6

13,3

0,0

10,3

от любимого человека

23,5

16,7

9,1

16,5

от удачи

23,5

20,0

24,2

22,7

от моих личных связей с нужными людьми

32,4

50,0

54,5

45,4

от поддержки родителей

5,9

0,0

12,1

6,2

от собственной инициативы и настойчивости

64,7

50,0

75,8

63,9

от друзей

0,0

0,0

12,1

4,1

от моего здоровья

14,7

0,0

33,3

16,5

от Божьей воли

0,0

0,0

24,2

8,2

от отношения других стран к России

14,7

0,0

0,0

5,2

 

По таблице 3 можно заметить, что российских студентов отличает ориентированность на социально-политическую обстановку в стране, 15 % указали на «отношение других стран к России» и 18 % — на зависимость от политики государства.

Таким образом, мотивирование студентов к учебной деятельности в российских и сербских вузах преимущественно носит материальный характер. Немцев стимулирует то, что они в будущем будут трудоустроены на предприятие или в организацию по выбранной ими специальности. Они изначально, еще до поступления в вуз, имеют цель и личную мотивацию на получение определенной профессии, при этом они знают, что только при успешной учебе у них увеличиваются шансы работать именно в той организации, которая, по их мнению, является престижной и даст возможность хорошо зарабатывать. Мотивы поступления в вуз у немецких студентов более сконцентрированы на внутреннюю мотивацию и однообразны. Сербские студенты получают образование не по собственному желанию и не испытывают интерес к познавательному процессу. Мотивы же российских студентов разрозненны: от получения отсрочки от армии и возможности пожить студенческой жизнью до стремления освоить отдельные учебные предметы.

 

Литература:

 

                  1.               Гребенюк Е. Н., М. Каракоч. К проблеме мотивации исследовательской деятельности студентов вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — С. 233–235.

                  2.               Гурова Н. А. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLVII междунар. научно-практической конф. (15 декабря 2014 г.). URL: http://sibac.info/17033.

                  3.               Кравченко Ю. О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2011. — С. 104–106.

                  4.               Шкиндер В. И. Мотивация учебной деятельности. [Электронный ресурс] // Сайт дистанционного обучения ГБОУ ВПО УГМУ. URL: http://do.teleclinica.ru/184374/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle