Библиографическое описание:

Маюрова Л. В. Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 99-102.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования сегодня рассматриваются, как возможность перейти на более высокий уровень образования за счёт обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания, образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определённом этапе развития ребёнка) [1].

Северо-Енисейский детско-юношеский центр (далее ДЮЦ) — муниципальное учреждение дополнительного образования детей. Одно из приоритетных направлений его деятельности — организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в области учебно-исследовательской деятельности.

На базе детско-юношеского центра ежегодно проходят муниципальные конференции старших (5–11 класс) школьников «Первые шаги в науку» и младших (1–4 классы) — «Я — исследователь». Число учащихся включенных в учебно-исследовательскую деятельность ежегодно увеличивается, что обусловлено, прежде всего, методологическим значением такой работы. Растут достижения юных исследователей на разных уровнях компетенции.

Работа с интеллектуально одаренными детьми в рамках школьных научных обществ, их обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится одной из важных задач дополнительного образования, которая решается на основе интеграции учреждений дополнительного и общего образования. И это не случайно, исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: развитие исследовательской компетентности, творческого потенциала учащихся и их учебной мотивации, преодоление недисциплинированности части учеников, профессиональное самоопределение школьников и др.

В рамках образовательных стандартов второго поколения учебно-исследовательская деятельность приобрела новый контекст. Исследовательская деятельность рассматривается как эффективная образовательная технология, комплексно развивающая универсальные учебные действия, исследовательские компетенции, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социокультурного опыта исследовательской деятельности. Цели и задачи этого вида деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что учебно-исследовательская деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности школьников в определённой предметной области, на развитие их способностей, но и на получение результата, имеющего значимость для других.

В условиях интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей на базе детско-юношеского центра создаются условия для реализации исследовательских проектов, презентации их результатов (фестивали, научно-практические конференции и т. п.), проводятся консультации, осуществляется мониторинг хода учебно-исследовательской деятельности, достижений.

Тема интеграции дополнительного и общего образования разрабатывается уже много лет. Интеграция (от лат. Integrum — целое; лат. Integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Можно выделить внешние и внутренние факторы интеграции. Среди внешних факторов интеграции можно отметить: социальный заказ; государственную политику в области образования (ориентация российского образования на инновационное развитие). Среди внутренних факторов интеграции: общность цели образовательных учреждений; стремление образовательных учреждений к оптимизации образовательного процесса; создание единого информационно-образовательного пространства территориальной образовательной системы [2].

Форма взаимодействия субъектов интеграции, учреждений общего и дополнительного образования, основана на кооперации и характеризуется определенной степенью сближения. При организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательными учреждениями используются возможности учреждения дополнительного образования детей. Известно, что школьные педагоги, большей частью своей, за любой образовательной программой видят, как правило, организацию познавательной деятельности. И занятия дополнительным образованием часто смешивают с углубленным изучением того или иного предмета, где на первом плане остается учебная деятельность. Для дополнительного образования главным является другое — организация занятий детьми своим, любимым делом, целиком отвечающим внутренним потребностям ребенка. Учебная деятельность в дополнительном образовании обязательно присутствует, но она имеет подчиненное значение.

Учебно-исследовательская деятельность — особый вид образовательной деятельности, в основе которой лежит исследовательское обучение, построенное на освоении методик получения нового знания в различных предметных и жизненных областях, как для себя, так и для общества. Занятия в рамках данной технологии строятся в естественной форме с разновозрастным составом детей в объединении. Ключевые слова в данном случае — это: воспитание исследовательской культуры, поддержка творчества, организация эксперимента, создание конструкции. Дополнительное образование связано с освоением культуры познания и общения, ростом ресурсов личности, ее творческим развитием. В этом случае и результаты получаются соответствующими: это — творческие, исследовательские и проектно-исследовательские работы детей (индивидуальные и коллективные), рост мотивации саморазвития.

Для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, мотивированных в этом направлении деятельности, на базе всех школ района работают дополнительные общеобразовательные программы детско-юношеского центра «Юный исследователь» для младших школьников, «Основы исследовательской деятельности» для среднего и старшего звена. Педагоги средствами разной предметности развивают исследовательскую компетентность школьников во внеурочное время, финансирование осуществляется за счёт средств учреждения дополнительного образования. На развитие исследовательской компетентности направлены надпредметные дополнительные общеразвивающие программы «ЛиЗИ» (любители и знатоки истории) военно-патриотической направленности; «Исследователь природы», «Юный изобретатель» научно-технической направленности, другие.

Учебно-исследовательская деятельность сегодня — востребованное направление работы с одаренными детьми, она является средством развития личности школьника, приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления. В процессе учебно-исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность.

Школьники обучаются основным действиям и мыслительным операциям: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация. В процессе исследования формируется культура мышления, навыки выбора действий и принятия решений, дискуссионная культура. Эти качества важны для личной самореализации индивида, эмоционального и личностного развития школьника. Знания и умения, приобретенные школьниками в ходе учебно-исследовательской деятельности, служат основой для реализации проектов и научных исследований при обучении в ВУЗах и техникумах.

Свои результаты исследования школьники района представляют на школьных, муниципальных, краевых и федеральных конкурсах.

Для активного участия педагогов и школьников в учебно-исследовательской деятельности, повышения качества исследовательских работ, развития интеграционных процессов выстроена система взаимодействия между образовательными учреждениями в обозначенной сфере.

Целевые установки и задачи этой системы ориентированы на развитие учебно-исследовательской деятельности на разных уровнях:

-          на уровне интегрированных организационных структур (Положение о методическом объединении, Положение о районном НОУ, Положение о муниципальной научно-практической конференции);

-          на уровне образовательного учреждения (Устав, Положение о школьном НОУ, Положение о творческом объединении, функции координатора УИД);

-          на уровне педагога (дополнительная общеобразовательная программа);

-          на уровне школьника (индивидуальный маршрут в рамках образовательной программы).

Содержание образовательного процесса системы интеграции предполагает:

-          вариативность обучения методологии исследования в ДЮЦ и школах (при освоении дополнительных образовательных программ, реализации курсов модулей, через систему консультаций);

-          освоение школьниками этапов проектирования исследовательской деятельности;

-          организация конкретных исследований, экспериментов моделирования конструкций в рамках разрабатываемых проектов.

Организационный компонент системы интеграции предполагает использование разных механизмов взаимодействия, которые осуществляются через деятельность разных структур:

·                    Методическое объединение координаторов УИД:

-          изучение и распространение нормативно-правовой, учебно-методической документации по вопросам организации, координации и коррекции учебно-исследовательской деятельности школьников;

-          совершенствование методики организации образовательного процесса в сфере учебно-исследовательской деятельности школьников;

-          анализ организации и качества учебно-исследовательской деятельности школьников;

-          организация практико-ориентированной работы по повышению квалификации педагогов в области учебно-исследовательской деятельности.

·                    Обучающие семинары для педагогов на базе ДЮЦ и выездные в школы района, цели которых:

-          повышение исследовательской компетентности педагогов и школьников;

-          активизация участия педагогов и школьников в муниципальных научно-практических конференциях «Первые шаги в науку» и «Я — исследователь»;

-          повышение исследовательской культуры участия в краевых и всероссийских конкурсах по исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.

·                    Консультации имеют системный характер и проводятся для педагогов и школьников района.

·                    Экспертная оценка исследовательских работ школьников:

-          распорядительным документом на каждую конференцию определяются экспертные группы из квалифицированных педагогов района и специалистов районного управления образования;

-          оценка осуществляется на основе разработанных экспертных листов;

-          в ходе экспертизы проводится отбор лучших исследовательских работ для участия в краевых и российских научно-практических конференциях.

Потенциал интеграции дополнительного и общего образования не исчерпывается выше изложенными возможностями взаимодействия. Главное, что дети могут не только «быть пристроенными», но глубоко и всесторонне развивать сферу своих интересов, в сфере исследовательской деятельности в том числе.

Дополнительное образование с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» детей. Каждый ребенок обретает способность: 1) адекватно оценивать самого себя, свои индивидуальные особенности и возможности; 2) уверенно ориентироваться в социуме; 3) осмысленно принимать самостоятельные решения; 4) накапливать опыт индивидуальной и коллективной деятельности. Оценка результатов, которых достигают школьники в решении этих задач, и есть оценка качества образования в его социальном значении.

И так как каждый человек ежедневно сталкивается с разнообразными бытовыми, профессиональными и глобальными проблемами, владение исследовательским методом, поисковыми способностями или, как принято говорить, исследовательской компетенцией являются сегодня как никогда актуальными.

 

Литература:

 

1.         Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации / под ред. А. В. Золотаревой — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — 312 с.

2.         Кайгородова О. В. Развитие процессов интеграции образовательных учреждений в системе педагогического образования: Автореферат дис.... канд. пед. наук: — Калининград, 2008. — 20 с.

3.         Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золоторёвой.С. Л.Паладьева. — М.:АРКТИ, 2006. — 296с.

4.         ГорбуноваТ.С., Колядинцева О. А., Акентьева И. Ю., Бородавкина Т. Г. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС.//Методист. — 2010. — № 8. — С.4.

5.         Развитие теории и практики интеграции общего и дополнительного образования детей. Методическое пособие/под научн. ред. А. Б. Фоминой.- М: — «Перспектива», 2010–120с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle