Библиографическое описание:

Степкина Е. В. Формирование у детей потребности в счете [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 37-39.

Современные дети рано знакомятся с числами и получают огромное удовольствие от ритмического счета: раз-два-три-четыре-пять. Но... довольно часто это умение считать лишь внешнее, а сам счет механический.

Как помочь ребенку научиться считать осмысленно, в каких математических играх хорошо развиваются первые счетные умения?

Попробуем провести небольшой эксперимент. Нам понадобятся два одинаковых прозрачных стакана. В них мы наливаем одинаковое количество слегка подкрашенной воды. Обратите внимание ребенка на стаканы, спросите, в каком из них воды больше, а в каком меньше? Почти все дети с полной уверенностью отвечают, что воды в стаканах одинаково. Теперь берем третий стакан более узкий и на глазах ребенка переливаем в него воду из первого стакана. Теперь снова задаем вопрос, в каком же стакане на данный момент воды больше. Не удивляйтесь, если ребенок без колебания ответит, что в третьем стакане воды стало больше. Все ваши попытки его переубедить ни к чему не приведут. В лучшем случае он сделает вид, что с вами согласился хотя на самом деле все будет совершенно иначе. Ваша задача состоит в том, чтобы правильно организовать наблюдение, показать, что совершенно ничего не изменилось, и объём воды остался прежним. Предложите ребенку перелить воду из третьего более узкого стакана обратно в первый. Так он сможет сам убедиться в правильности ваших слов.

Приводим в пример серию занятий, которые ориентируют ребенка на количественную сторону объектов, создавая тем самым предпосылки для формирования у него потребности в счете.

В качестве подготовительной работы для начала нам необходимо убедится, что ребенок уже достаточно хорошо может определить, в каком из двух стаканов воды налито больше, в каком — меньше или же одинаково. Для этого наливаем в один стакан жидкости почти доверху, а в другой — до половины.

Задаем вопрос: — Покажи стакан, в котором воды больше. А в каком стакане меньше?

После чего предъявляем два стакана с одинаковым количеством воды. Ребенок находится в замешательстве. Если же при ответах на эти вопросы затруднений не возникает, то можно переходить к основной работе.

Первая ситуация.

Перед ребенком ставим два стакана с водой, один полный, другой наполнен лишь до половины. Рядом ставим кастрюльку с водой и пустую кружку. Задаем вопрос: -Как сделать так, чтобы воды в стаканах стало поровну?

Если ребенок медлит с ответом, то покажите ему сами. Доливайте воду в стакан, где меньше воды до тех пор, пока ребенок вас не остановит, мотивируя тем, что стало одинаково. После чего все верните в начальное положение и предложите ребенку самостоятельно проделать тоже самое. Ни в коем случае не ограничивайтесь показом этого способа, так как он должен обязательно пройти через руки самого малыша.

Вторая ситуация.

Она схожа с предыдущей, только кастрюлька уже пустая и совсем нет кружки. Необходимо подвести малыша к мысли, что в этом случае воду не доливают в меньший стакан (так как брать ее не от куда) а по не многу отливают из большого стакана в кастрюльку и так продолжается до тех пор, пока уровни двух стаканов не совпадут.

Третья ситуация.

В данном случае у нас не будет ни кружки, ни кастрюли, а вода будет уравниваться путем переливания из одного стакана в другой.

После усвоения трех способов уравнивания воды в стаканах, можно переходить ко второму этапу. Он также состоит из нескольких связанных друг с другом ситуаций.

Ситуация 1. Поставьте на стол на расстоянии 15–20 см друг от друга два одинаковых пустых стакана. Обратите внимание ребенка на то, что стаканы пустые. Закройте стаканы небольшой ширмой так, чтобы они были скрыты от непосредственного зрительного восприятия ребенка.

Возьмите небольшую мерную кружечку (на 40–50 мл) и налейте несколько таких порций воды в левый стакан и только одну — в правый. Свои действия комментируйте: «Вот я налил одну кружечку в левый стакан, вот еще одну кружечку в левый, еще в левый и, наконец, последнюю кружечку в левый стакан. А сейчас я наливаю кружечку в правый стакан». После этого задайте вопрос: «В каком стакане воды больше, в правом или левом?».

Ситуация 2. Отличие от первой ситуации состоит в том, что в левый стакан наливается воды только на одну мерную кружечку больше, чем в правый (например, в левый — 5, а в правый — 4. Ребенок, как правило, затрудняется ответить на вопрос, в каком стакане воды больше, так как различие невелико и не фиксируется без умения считать. Как выйти из этого положения?

Ситуация 3. Предложите ребенку следующий выход. Перед тем как наливать воду в стаканы, поставьте с внешней стороны ширмы, закрывающей стаканы, две детские пирамидки без колечек (каждую пирамидку напротив соответствующего стакана). Каждый раз, вылив мерную кружечку в один из стаканов, положите колечко на стоящую напротив него пирамидку. В итоге, после окончания всей процедуры, на обеих пирамидках будет по несколько колечек.

Чтобы сравнить количество воды в стаканах, достаточно сравнить пирамидки и выяснить, на какой из них колечек больше. Последняя операция для ребенка не сложна, так как уже была отработана ранее. Убрав ширму, убедитесь в правильности полученного ответа.

Таким образом, особенность данной ситуации состоит в том, что для сравнения воды в стаканах вводится посредник — две пирамидки. Тем самым задача визуального сравнения непрерывной величины (воды в стаканах) сводится к уже знакомой детям задаче визуального сравнения дискретной величины (колечек на пирамидках). Повторите ситуацию еще раз, но теперь уже пусть ребенок сам после каждой мерной кружечки надевает колечки на нужную пирамидку, а после окончания процедуры производит сравнение.

Полученное противоречие является для ребенка значительно более сильным аргументом, чем ваши попытки переубедить его, опираясь на здравый смысл. Данные ситуации очень помогут вам и вашему малышу. Вся эта работа непосредственно предшествует и является подготовительной для сравнения двух множеств путем присчитывания их элементов. Поэтому данную работу можно оценить как подготовку детей к счету.

 

Литература:

 

1.                  Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3–5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.

2.                  Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии М.: Педагогика, 1991. — 174 с.

3.                  Смолякова О. К., Смолякова Н. В. Математика для дошкольников. В помощь родителям при подготовке детей 3–6 лет к школе.— М.: Издат-школа, 2002.

4.                  Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для родителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle