Библиографическое описание:

Ислямова У. С. Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 19-22.

В статье описываются формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Ключевые слова: закаливание, старший дошкольный возраст, формы взаимодействия ДОУ с родителями.

 

Актуальность исследования. Вопросы здоровья детей методами закаливания и организации их жизни были предметом исследования многих педагогов как прошлого, так и настоящего времени: Дороновой Т., Зверевой О. Л, Кротовой Т. В., Маханёвой М. Д., Рылеевой Е. и другими. В их трудах поднимаются вопросы организации совместной с родителями оздоровительной работы с дошкольниками, использования в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе и рационального питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Анализ последних достижений. Вопросы здоровья детей методами закаливания и организации их жизни были предметом исследования многих педагогов как прошлого, так и настоящего времени: Дороновой Т. Н., Зверевой О. Л, Кротовой Т. В., Маханёвой М. Д., Рылеевой Е. В. и другими. В их трудах поднимаются вопросы организации совместной с родителями оздоровительной работы с дошкольниками, использования в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе и рационального питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Цель статьи заключается в раскрытии преемственных и согласованных форм взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон.

Изложение основного материала. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым "критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование нервной высшей деятельности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Т.к. фундамент здоровья ребенка закладывается в семье, важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка.

Многие авторы (В. Г. Алямовская, Т. С. Овчинникова) указывают в своих работах на то, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду, жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребёнка, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям.

К основным эффектам закаливающих процедур можно отнести: укрепление нервной системы, развитие мышц и костей, улучшение работы внутренних органов, активизация обмена веществ, невосприимчивость к действию неблагоприятных факторов природных изменений.

Весенне-летний период оптимален для начала занятий по общему закаливанию детей. Методика закаливания детей старшего дошкольного возраста в данный период предполагает наиболее простой и доступный метод — хождение босиком. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни — на траве или нагретом песке не более 30 минут в день, затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С.

Также  к мероприятиям по закаливанию в весенне-летний период относятся:

-                   ежедневные прогулки на свежем воздухе;

-                   гимнастика;

-                   воздушно-солнечные ванны.

Письмом Минобразования РФ от 22 июня 2002г. № 30–51–547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» определяется широкий аспект традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей, в том числе и по вопросам закаливания. Данный документ определяет цель деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи, которая сводится к возрождению традиций семейного воспитания. Опираясь, на все вышесказанное, работа педагогического коллектива ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка.

Доронова Т. Н. подчеркивает важность наглядной информации для родителей и раскрывает основные критерии для ее оформления: единый стиль, ясность логики, доступность, конкретность [1, с.60–68]. Е. П. Арноутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т. В. Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей [4, с. 86].

М. Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей.

1.                  Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2.                  Системность и последовательность работы

3.                  Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

4.                  Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей [с. 3, 76–121].

Д. Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем [3]:

-                   Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

-                   Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;

-                   Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

Формы работы взаимодействия ДОУ с семьей ребенка во время закаливания в весенне-летний период с родителями целесообразнее всего подбирать согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагают Т. В. Кротова и О. Л. Зверева. Они выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, представленные с помощью таблицы [4, с. 24–62].

Нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов и родителей во время закаливания

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение опросов, бесед, заполнение анкет, медицинских карт

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, посвященных вопросам закаливания

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности

 

Такие подходы к взаимодействию педагогов и родителей предполагают переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта в вопросах закаливания детей.

Таким образом, структурно-функциональная модель перспективного плана работы с родителями во время закаливания их детей в весенне-летний период состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, состоянии здоровья, наследственных факторов семьи, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Используемые методы: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок — практический. В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

К сожалению, результаты большой экспериментальной работы убедительно показали, что формы и методы сами по себе не являются столь значимыми.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью отслеживания качества и результативности работы с родителями необходимо введение третьего блока — контрольно-оценочного.

Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов [1, с.62].

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Эффективность использования данной модели в работе с семьями в повышении педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья неоспорима.

Выводы. Сотрудничество и поддержка семьи в вопросах закаливания дошкольников позволяет добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей. Оздоровительное значение закаливания (воздушных, солнечных ванн, водных процедур) несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, не только в весенне-летний сезон, но и в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений. В ДОУ придается большое значение рациональной организации режима дня и его выполнению во время закаливания, такое же отношение на основе традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями необходимо добиваться в семье, особенно в летний период, когда дети большую часть времени проводят дома, а не под руководством специалистов.

 

Литература:

 

1.                  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. — № 1. — с.60–68.

2.                  Рылеева Е. В. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — с.57–63.

3.                  Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.:ТЦ «Сфера», 2001. — с.76–121.

4.                  Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle