Библиографическое описание:

Богуславец И. А. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 31-33.

В утвержденной стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года, приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. «…Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни и в обществе…» (Проект от 13 января 2015 г.)

Правительством страны особо подчеркивается важность формирования коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста. Госзаказ дословно предписывает более детально и глубоко изучить направление по созданию условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями [3]

От уровня развития коммуникативных компетенций зависит успешность человека не только в профессиональной, но и в личной сфере. Проблема общения усугубляется научно-техническим прогрессом. В наше время по данным ВЦИОМ в каждой третьей семье имеется компьютер и практически у каждого в доме есть телевизор. Однако, у технического прогресса есть и обратная сторона: общение становится все более опосредованным.

Ученые отмечают резкое уменьшение процента времени для непосредственного общения. Вместо того, чтобы пообщаться с близкими людьми, современный человек большую часть своего свободного времени тратит на порой бессмысленный просмотр телевизора либо на компьютерные игры и всемирную паутину. Подобное положение дел приводит к потери навыка непосредственного, личного общения. Встречаясь с другим в реальном мире и не по деловым вопросам, большинство теряется, не зная, о чем и как говорить, не понимая этого другого. Да и в деловом взаимоотношении забывается культура общения, элементарная вежливость. [5] Это может быть связанно с тем, что в виртуальном мире такой необходимости и таких требований, на первый взгляд, нет, полагают ученые, изучающие процессы коммуникации известных соцсетей.

Совершенно очевидно, что современный мир претерпевает невероятное количество сложностей в общении между взрослыми, то каково же состояние проблемы общения и уровня развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста? Психологи бьют тревогу: дошкольники перенимают модель социального поведения у своих родителей и близкого окружения. По данным последних наблюдений, ребята играя в семью, все чаще берут с полок книги и открывают их, как ноутбук, и играют в «танки» или «просматривают страничку» в соцсетях. Это в основном делается либо молча, либо с возгласами от «увиденного» в «компьютере». И такие молчаливые семейные игры возникают все чаще. Тем более что, сегодня даже двухлетний ребенок, не умеющий читать, прекрасно разбирается в планшетных компьютерах и без труда самостоятельно находит, что ему посмотреть и во что поиграть, для этого даже не надо взаимодействовать со взрослым. Таким образом, происходит еще большее сокращение общения в семье. Да и взрослые особо к общению со своими детьми не стремятся: многие выплачивая непомерные кредиты вынуждены проводить большую часть времени на работе, а то и на двух. Времени и желания общаться не так много. Некоторые родители даже, придя на утренник к ребенку умудряются эти полчаса проиграть в телефон. Что это? Зависимость, усталость, нежелание общаться или просто психологическая защита от внешних проблем и забот? Возможно, даже совокупность, но ребенку, особенно дошкольнику, необходимо взаимодействие со взрослым, и он нуждается в непосредственном общении с ним. Ведь так он учится и развивает свои коммуникативные компетенции. Стратегия воспитания РФ предусматривает также работу в направлениях по формированию коммуникативных компетенций родителей и работу с семьей в целом. Компетенции не являются врожденной способностью, а формируются в результате взаимодействия ребенка с социальной средой. Формирование компетенций (в первую очередь коммуникативных) должно быть поэтапным и систематическим.

Проблемы создания условий для формирования коммуникативных компетенций дошкольников находились в центре внимания: С. В. Проняевой, А. П. Вороновой, Б. М. Гриншпун, О. В. Защиринской, Т. А. Ниловой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова, JI. M. Шипицыной, Н. М. Юрьевой и др.).

Коммуникативная компетенция в дошкольном и любом другом возрасте относится к категории ключевых, т. е. таких, которые имеют особое значение в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять особое внимание. [3] В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетенция» впервые стали использовать в социальной психологии (В. Н. Мясищев) от лат. сompetens — «способный» — способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми.

Известно, что коммуникативная компетенция (ФГОС) может включать в себя множество компонентов. Важно помнить, что одни компоненты могут повышать компетенцию конкретного человека, а другие — понижать. При формировании коммуникативных компетенций дошкольников необходимо пристальное внимание уделить таким компонентам, как

-        желание вступать в контакт,

-        умение организовать общение,

-        знание норм и правил при общении. [1]

Исследование В. А. Самсоновой, направленное на оптимизацию образовательного процесса старших дошкольников посредством среды с применением произведений искусства, показывает, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых мыслительных и коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение к объектам культуры, удовлетворяется стремление детей к деятельному общению. [3]

Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит, в. частности, отражение в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленной в соответствии с ФГОС «на достижение целей, овладения конструктивными способами и средствами — взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны, речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи». [4]

Одной из главных установок образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — отражена и в планируемых результатах освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ней указываются следующие коммуникативные компетенции: — «развитие свободного общения с взрослыми и детьми». Нормативно определено, что современный выпускник ДОО — это ребенок, который «адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации». [1]

Совершенно очевидно, что формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста входит в госзаказ Правительства РФ и четко концентрирует работу педагогов и руководителей ДОО на повышении самообразования по заданному направлению, активному сотрудничеству с семьей и целенаправленного поэтапного развития коммуникативной личности детей.

 

Литература:

 

1.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 (ФГОС ДО)

2.                  Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. — М., 2008. С. 58–65.

3.                  Стратегии развития воспитания Российской Федерации (Проект от 13.01. 2015г. Утвержден 2.06.2015г)

4.                  Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. –229 с.

5.                  Хизгияева Н. В. Психологические особенности развития коммуникативной культуры формирующейся личности: дисс….канд.псих.наук..- М..2014..- 312с.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативных компетенций, дошкольного возраста, коммуникативных компетенций детей, компетенций детей дошкольного, детей дошкольного возраста, Формирование коммуникативных компетенций, развития коммуникативных компетенций, формирования коммуникативных компетенций, коммуникативных компетенций дошкольников, коммуникативных компетенций у детей, коммуникативных компетенций родителей, формировании коммуникативных компетенций, формирование коммуникативных компетенций, развития воспитания Российской, дошкольного образования, Стратегии развития воспитания, воспитания Российской Федерации, уровня развития коммуникативных, свободного общения, важность формирования коммуникативных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle