Библиографическое описание:

Волкова А. А., Смольская С. А. Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 89-91.

Всем известно, что урок — основная организационная форма учебной работы детей в школе. На традиционном уроке, как правило, учитель должен учить, а ученик — учиться.

Во время традиционной фронтальной работы наиболее активные ученики завладевают вниманием учителя, и учитель, как правило, больше работает с ними. Остальным учащимся почти всегда достается роль зрителей, которая им не интересна. Быть объектом современному ребёнку трудно и непривлекательно. Многим из них такая роль совсем не подходит, поэтому они начинают на уроке бездельничать или создавать видимость, что заняты делом. Учитель пытается подчинить себе учащихся, превращаясь незаметно для себя в авторитара, что ещё больше усиливает сопротивление учеников. Таким образом, возникает противостояние сторон и снижение продуктивности урока.

Изучив требования к современному уроку в рамках нового стандарта образования, мы решили, что на уроке современным учащимся будет интересно тогда, когда они сами окажутся в роли учителя или ученика-наставника. Тогда им самим необходимо продумывать подачу материала урока, ставить цели и задачи. Перед учащимися ставится задача: в процессе работы в парах или малой группе помочь друг другу отследить каждую ошибку, осознать, почему она возникла и сделать все необходимое, чтобы она больше никогда не появлялась. Работа учащихся в группе может начинаться только после того, как ученикам станет совершенно понятно, какую работу необходимо выполнять, почему именно этот способ изучения материала в данном случае актуален, и ранее они на конкретном материале уже освоили эти действия. Но и этого недостаточно для отличного усвоения нового.

Потребность в общении — самая важная социальная и психологическая потребность человека (Ломов Б. Ф.) При работе в паре или малой группе дети во время урока могут общаться, обмениваться информацией, комментировать решение и высказывание своего собеседника, то есть вести диалог по теме урока, чего нет в индивидуальной устной, письменной и фронтальной работе. Установка на обнаружение ошибок собеседника даёт возможность каждому из них совершенствовать свою умственную деятельность.

В результате каждый из учеников получает заслуженно высокую оценку. Такая перспектива нравится им, поэтому они с удовольствием и старанием принимаются за работу. Учитель контролирует и помогает ученикам по мере необходимости. В данной ситуации каждый из учащихся своими разумными действиями создает сам себе и своему партнеру психологически благоприятные условия для повседневной работы. Учащиеся приобретают необходимые знания и умения, учатся учиться и общаться, совмещают приятное с полезным.

В процессе такой деятельности успешно и совсем незаметно разрешается задача: «При одинаковой направленности сознания собеседников роль речевых раздражений может быть сведена до минимума — взаимное понимание обеспечивает ситуация, в которой та или иная часть высказывания подразумевается» (Выготский Л. С.)

Мы хотим предложить план одного из нестандартных уроков, на котором большее время отводится на работу в малых группах сменного состава.

Мы представляем урок геометрии в 8 классе, проведенный с помощью технологии «Зигзаг».

Тема урока: Виды четырехугольников.

Задачи:

Образовательные:

-        актуализировать знания о четырёхугольниках, полученные в начальной школе (квадрат, прямоугольник);

-        дать определение прямоугольника, трапеции и ромба;

-        познакомить со свойствами прямоугольника, трапеции и ромба;

Воспитательные:

-        совершенствовать навыки общения;

-        вовлечь в активную деятельность

Развивающие:

-        продолжить развитие умения анализировать;

-        продолжить развитие умения сопоставлять;

-        продолжить развитие умения сравнивать;

-        продолжить развитие умения выделять главное;

-        продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Личностные:

-        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию;

-        понимать смысл поставленной задачи;

-        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач;

Предметные:

-        овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,

-        представление об основных видах четырёхугольников,

-        умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

-        овладение навыками моделирования;

Метапредметные:

-        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни,

-        умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, алгоритмы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Межпредметные связи:

-        черчение,

-        история и культура Санкт-Петербурга

Формы деятельности:

-        фронтальная,

-        малые группы

Формы обучения:

деятельностный способ обучения

Ресурсы:

Основные:

-        ПК учителя,

-        медиапроектор,

-        Геометрия: учебник для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян и др. Изд. — М.:Просвещение

Дополнительные:

-        ножницы, цветной картон, таблички с названиями четырехугольников, задания группам

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель:

-        знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками,

-        развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту,

-        формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе

Ход урока:

Учащиеся работают в группах по 4–5 человек, всего 6 групп. Объявляется тема урока, тема пишется на доске и в тетрадях: «Прямоугольник, трапеция, ромб». Группа получает карточку с названием четырехугольника. Расположение групп:

 

1 этап. На этом этапе задача каждого — как можно больше узнать о вашем четырехугольнике. Каждая группа получает карточку с заданием (планом изучения материала).

Задания группам 1 и 4:

1.                  Прочитайте теоретический материал п.44 стр. 98 учебника.

2.                  Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки), равнобедренной трапеции (3 штуки), прямоугольной трапеции (3 штуки)

3.                  Составьте в тетради конспект (определение трапеции и ее свойства). Свойства выписываются с доказательством.

Задания группам 2 и 5:

1.                  Прочитайте теоретический материал стр. 105 учебника.

2.                  Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки).

4.                  Составьте в тетради конспект (определение прямоугольника и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.

Задания группам 3 и 6:

1.                  Прочитайте теоретический материал стр. 105–106 учебника.

Изготовьте модели: ромба (3 штуки).

2.                  Составьте в тетради конспект (определение ромба и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.

2 этап. Взаимообмен знаниями. 2 учащихся из каждой группы уходят по схеме в другие группы.

 

На этом этапе задача каждого рассказать и послушать. Каждый получает информацию от одноклассников и делится с ними своей информацией, показывая на изготовленных моделях элементы четырехугольников и их свойства.

3 этап. Осмысление информации.

Пересадка. Все садятся в первоначальные группы. Дополняют полученную информацию. Корректируют ее. Задание: Узнай фигуры. На экране появляются чертежи. Учащимся предлагается найти знакомые фигуры и прокомментировать выбор.

 

4 этап. Подведение итогов. Команда случайным образом получает карточку с фигурой. Задание: деталью какого реального предмета или архитектурного сооружения нашего города вы видите эту фигуру. Дорисуйте. Рисунки вывешиваются на доске.

5 этап. Рефлексия.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы: С какими трудностями вы столкнулись, находясь в роли учителя, ученика? В какой роли было проще?

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle