Библиографическое описание:

Волкова А. А., Смольская С. А. Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 89-91.

Всем известно, что урок — основная организационная форма учебной работы детей в школе. На традиционном уроке, как правило, учитель должен учить, а ученик — учиться.

Во время традиционной фронтальной работы наиболее активные ученики завладевают вниманием учителя, и учитель, как правило, больше работает с ними. Остальным учащимся почти всегда достается роль зрителей, которая им не интересна. Быть объектом современному ребёнку трудно и непривлекательно. Многим из них такая роль совсем не подходит, поэтому они начинают на уроке бездельничать или создавать видимость, что заняты делом. Учитель пытается подчинить себе учащихся, превращаясь незаметно для себя в авторитара, что ещё больше усиливает сопротивление учеников. Таким образом, возникает противостояние сторон и снижение продуктивности урока.

Изучив требования к современному уроку в рамках нового стандарта образования, мы решили, что на уроке современным учащимся будет интересно тогда, когда они сами окажутся в роли учителя или ученика-наставника. Тогда им самим необходимо продумывать подачу материала урока, ставить цели и задачи. Перед учащимися ставится задача: в процессе работы в парах или малой группе помочь друг другу отследить каждую ошибку, осознать, почему она возникла и сделать все необходимое, чтобы она больше никогда не появлялась. Работа учащихся в группе может начинаться только после того, как ученикам станет совершенно понятно, какую работу необходимо выполнять, почему именно этот способ изучения материала в данном случае актуален, и ранее они на конкретном материале уже освоили эти действия. Но и этого недостаточно для отличного усвоения нового.

Потребность в общении — самая важная социальная и психологическая потребность человека (Ломов Б. Ф.) При работе в паре или малой группе дети во время урока могут общаться, обмениваться информацией, комментировать решение и высказывание своего собеседника, то есть вести диалог по теме урока, чего нет в индивидуальной устной, письменной и фронтальной работе. Установка на обнаружение ошибок собеседника даёт возможность каждому из них совершенствовать свою умственную деятельность.

В результате каждый из учеников получает заслуженно высокую оценку. Такая перспектива нравится им, поэтому они с удовольствием и старанием принимаются за работу. Учитель контролирует и помогает ученикам по мере необходимости. В данной ситуации каждый из учащихся своими разумными действиями создает сам себе и своему партнеру психологически благоприятные условия для повседневной работы. Учащиеся приобретают необходимые знания и умения, учатся учиться и общаться, совмещают приятное с полезным.

В процессе такой деятельности успешно и совсем незаметно разрешается задача: «При одинаковой направленности сознания собеседников роль речевых раздражений может быть сведена до минимума — взаимное понимание обеспечивает ситуация, в которой та или иная часть высказывания подразумевается» (Выготский Л. С.)

Мы хотим предложить план одного из нестандартных уроков, на котором большее время отводится на работу в малых группах сменного состава.

Мы представляем урок геометрии в 8 классе, проведенный с помощью технологии «Зигзаг».

Тема урока: Виды четырехугольников.

Задачи:

Образовательные:

-        актуализировать знания о четырёхугольниках, полученные в начальной школе (квадрат, прямоугольник);

-        дать определение прямоугольника, трапеции и ромба;

-        познакомить со свойствами прямоугольника, трапеции и ромба;

Воспитательные:

-        совершенствовать навыки общения;

-        вовлечь в активную деятельность

Развивающие:

-        продолжить развитие умения анализировать;

-        продолжить развитие умения сопоставлять;

-        продолжить развитие умения сравнивать;

-        продолжить развитие умения выделять главное;

-        продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Личностные:

-        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию;

-        понимать смысл поставленной задачи;

-        креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач;

Предметные:

-        овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,

-        представление об основных видах четырёхугольников,

-        умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

-        овладение навыками моделирования;

Метапредметные:

-        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни,

-        умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, алгоритмы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Межпредметные связи:

-        черчение,

-        история и культура Санкт-Петербурга

Формы деятельности:

-        фронтальная,

-        малые группы

Формы обучения:

деятельностный способ обучения

Ресурсы:

Основные:

-        ПК учителя,

-        медиапроектор,

-        Геометрия: учебник для 7–9 классов общеобразовательных учреждений. Л. С. Атанасян и др. Изд. — М.:Просвещение

Дополнительные:

-        ножницы, цветной картон, таблички с названиями четырехугольников, задания группам

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель:

-        знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками,

-        развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту,

-        формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе

Ход урока:

Учащиеся работают в группах по 4–5 человек, всего 6 групп. Объявляется тема урока, тема пишется на доске и в тетрадях: «Прямоугольник, трапеция, ромб». Группа получает карточку с названием четырехугольника. Расположение групп:

 

1 этап. На этом этапе задача каждого — как можно больше узнать о вашем четырехугольнике. Каждая группа получает карточку с заданием (планом изучения материала).

Задания группам 1 и 4:

1.                  Прочитайте теоретический материал п.44 стр. 98 учебника.

2.                  Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки), равнобедренной трапеции (3 штуки), прямоугольной трапеции (3 штуки)

3.                  Составьте в тетради конспект (определение трапеции и ее свойства). Свойства выписываются с доказательством.

Задания группам 2 и 5:

1.                  Прочитайте теоретический материал стр. 105 учебника.

2.                  Изготовьте модели: прямоугольника (3 штуки).

4.                  Составьте в тетради конспект (определение прямоугольника и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.

Задания группам 3 и 6:

1.                  Прочитайте теоретический материал стр. 105–106 учебника.

Изготовьте модели: ромба (3 штуки).

2.                  Составьте в тетради конспект (определение ромба и его свойства). Свойства выписываются с доказательством.

2 этап. Взаимообмен знаниями. 2 учащихся из каждой группы уходят по схеме в другие группы.

 

На этом этапе задача каждого рассказать и послушать. Каждый получает информацию от одноклассников и делится с ними своей информацией, показывая на изготовленных моделях элементы четырехугольников и их свойства.

3 этап. Осмысление информации.

Пересадка. Все садятся в первоначальные группы. Дополняют полученную информацию. Корректируют ее. Задание: Узнай фигуры. На экране появляются чертежи. Учащимся предлагается найти знакомые фигуры и прокомментировать выбор.

 

4 этап. Подведение итогов. Команда случайным образом получает карточку с фигурой. Задание: деталью какого реального предмета или архитектурного сооружения нашего города вы видите эту фигуру. Дорисуйте. Рисунки вывешиваются на доске.

5 этап. Рефлексия.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы: С какими трудностями вы столкнулись, находясь в роли учителя, ученика? В какой роли было проще?

Основные термины: рамках ФГОС, уроках математики, подачу материала урока, и снижение продуктивности урока, малой группе, уроке современным учащимся, Тема урока, обнаружение ошибок собеседника, традиционном уроке, роль речевых раздражений, теме урока, традиционной фронтальной работы, объектом современному ребёнку, Развитие коммуникативных навыков, отличного усвоения нового, Работа учащихся в группе, малой группе дети, урок — основная организационная, форма учебной работы, в процессе работы в парах

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle