Автор: Мулендейкина Татьяна Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Библиографическое описание:

Мулендейкина Т. А. Содействие социально-профессиональному самоопределению студента-спортсмена посредством технологии веб-квест [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 169-172.

Ключевые слова:фасилитация, педагогическое сопровождение, профессиональная идентичность.

 

Характерная особенность системы подготовки студентов-спортсменов в училищах олимпийского резерва (далее УОР) заключается в том, что наряду с совершенствованием спортивного мастерства студенты должны овладеть набором общих и профессиональных компетенций. Высокие результаты спортивных достижений обеспечивают стабильную мотивацию студентов-спортсменов к спортивной подготовке, однако мотивация студентов к учению и овладению профессиональными компетенциями значительно уступает. К окончанию обучения в УОР у всех студентов-спортсменов отмечается динамика в совершенствовании спортивного мастерства, однако не у всех обучающихся сформировано социально-профессиональное самоопределение. Социально-профессиональное самоопределение рассматривается нами как открытый, динамичный процесс, в ходе которого соотносятся цели студента-спортсмена в области спортивного совершенствования с предпочтениями в профессиональной карьере, а также формируется готовность к профессиональной самоидентификации и к проектированию профессиональной карьеры.

Среди 110 студентов-спортсменов с 1 по 5 курсы Омского государственного училища олимпийского резерва (далее Омское ГУОР) было проведено исследование статусов профессиональной идентичности. В качестве диагностического инструментария использовалась методика А. А. Азбель и А. Г. Грецова, согласно которой человек в процессе профессионального самоопределения может находиться в одном из четырех статусов профессиональной идентичности, так авторы выделили неопределенный, навязанный, мораторий и сформированный статусы. В результате исследования было выявлено, что 53 % студентов-спортсменов имеют статус «мораторий», и характеризуются как люди, исследующие альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающиеся выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. 17 % из опрошенных студентов-спортсменов имеют статус «неопределенная идентификация». Эти студенты характеризуются как обучающиеся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов. 30 % студентов-спортсменов имеют «сформированную профессиональную идентичность». Таким образом, по данным нашего исследования 70 % студентов-спортсменов испытывают трудности в профессиональной самоидентификации. Данный факт объясняется тем, что студенты-спортсмены, занимаясь спортом высших достижений, не думают о будущей профессиональной деятельности, они отдают все свое время спортивной подготовке, что является одной из приоритетных задач УОР.

На основе анализа исследований, затрагивающих проблемы профессионального самоопределения спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры (Д. К. Давлеткалиева, И. Б. Иванова, О. Ю. Сенаторовой, Н. Б. Стамбуловой, С. Н. Шихвердиева), а также анализа результатов исследования о профессиональной идентификации студентов-спортсменов Омского ГУОР, нами была предпринята попытка организации образовательного процесса таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию готовности к профессиональной идентификации и проектированию профессиональной карьеры. К тому же современное образование, характеризующееся вариативностью и многообразием, как в отборе содержания, так и в средствах и технологиях позволяет оказывать индивидуальную помощь студенту-спортсмену для предотвращения его проблем в социально-профессиональном самоопределении.

Оказание адресной помощи студенту-спортсмену реализуется в Омском ГУОР через педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения, которое осуществляется как в рамках учебного, так и внеучебного процесса. Следует отметить, что основной задачей педагогов, реализующих сопровождение, является поддержка сопровождаемого, а именно поддержка того, что уже заложено в студенте для осознания им своих сильных и слабых сторон с целью успешного продвижения в образования и совершения осознанного выбора в профессиональном становлении. По мнению Е. И. Казаковой и А. П. Тряпицыной, исходным теоретическим положением для формирования теории и методики педагогического сопровождения является системно-ориентационный подход, важнейшим положением которого выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»), следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Поэтому под сопровождением Е. И. Казакова и А. П. Тряпицына понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Где ситуации жизненного выбора рассматриваются как множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых субъект определяет для себя путь развития (прогрессивного или регрессивного) [3; с. 124].

Реализация сопровождения меняет форму взаимодействия между субъектами образовательного процесса — преподаватель выступает в роли консультанта, модератора, фасилитатора и т. д.

Следует отметить, что в ходе учебных занятий в Омском ГУОР преподавателями используются образовательные технологии контекстного обучения, такие как кейс-ситуации, проекты, веб-квесты и др. В настоящее время в отечественной педагогической практике накоплен большой опыт применения технологии веб-квест в образовательном процессе (Е. И. Багузина, О. В. Волкова, Ю. Б. Дроботенко, О. Л. Осадчук и др). Основоположниками концепции веб-квеста являются Б. Додж и Т. Марч. По мнению Ю. Б. Дроботенко, веб-квест — специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам [2].

Основные составляющие веб-квеста: 1. введение (задается исходная ситуация веб-квеста, ставится, цель и обозначаются сроки выполнения); 2. задание, соответствующее степени автономности и самостоятельности студентов (распределение ролей); 3. набор ссылок на ресурсы сети Интернет; 4. описание процесса выполнения работы; 5. пояснения по переработке полученной информации; 6. заключение (анализ проделанной работы) [там же].

Тематика веб-квеста может быть разнообразной и охватывать как отдельную проблему, так и раздел. В профессиональном образовании веб-квесты позволяют педагогу смоделировать для студента возможную ситуацию будущей профессиональной деятельности, развить интерес студента к осваиваемой профессии, а студенту, в свою очередь, примерить на себя роль специалиста и расширить, таким образом, понимание сущности и задач будущей профессии.

В данной статье представим опыт применения веб-квеста на дисциплине «иностранный язык» со студентами 3 курса в рамках раздела «Подготовка специалистов по спорту». Задания веб-квеста выполняются студентами-спортсменами в течение завершающего занятия раздела, тема занятия — «Мое будущее образование». Еще раз подчеркнем, что основная идея сопровождения — поддержка студента, обуславливающая изменение стратегии взаимодействия преподавателя и студента. При организации работы студентов-спортсменов с данным веб-квестом преподаватель выступает в роли фасилитатора.

Педагог-фасилитатор, по мнению К. Роджерса, в своей деятельности следует трём главным установкам: конгруэнтность, принятие и доверие, эмпатическое понимание обучающегося [4; с.227]. К. Роджерс также выделил отличия преподавателя фасилитатора от традиционного преподавателя, перечислим некоторые из них:

1.                  обращение к обучающимся: Чему вы хотите научиться? Занимает ли это вас? Что вам интересно? Что вас заботит? Какие проблемы вы хотели бы уметь решать?

2.                  создание учебной атмосферы, т. е. обучающиеся имеют возможность работать над проблемами, представляющими для них реальный интерес, причем работать на том уровне, на котором они способны уяснить проблему и найти приемлемое решение.

3.                  проникновение во внутренний мир обучающегося, чтобы понять, что для него важно;

4.                  установка личных взаимоотношений;

5.                  выявление интересов и предпочтений обучающихся, т. к. в здоровой психологической атмосфере они проявляют высокую готовность поделиться своими стремлениями;

6.                  сохранение любознательности;

7.                  обеспечение обучающихся источниками учения;

8.                  поощрение творчества;

9.                  гармоничное развитие когнитивной и духовной сферы.

Поскольку по результатам исследования, направленного на изучение статуса профессиональной идентичности, студенты-спортсмены были поделены на три группы — студенты-спортсмены с сформированной профессиональной идентификацией, мораторием и неопределенной идентификацией, то студентам-спортсменам 3 курса предлагается веб-квест в соответствии с их идентификацией. Статус идентификации в тоже время является определяющим для выбора роли студента, которая требуется согласно данной технологии.

При реализации веб-квеста преподаватель Омского ГУОР ставит целью в ходе занятия не только достичь результатов, заданных ФГОС СПО по дисциплине (общаться устно и письменно на иностранном языке на профессиональные (повседневные) темы; переводить тексты профессиональной направленности; пополнять словарный запас; сформировать общие компетенции), но и содействовать развитию социально-профессионального самоопределения студента-спортсмена.

При создании веб-квеста мы придерживались структуры, предложенной Ю. Б. Дроботенко [1; с.145]. Содержание веб-квеста для понимания логики изложения отражено на русском языке в таблице 1, в ходе занятия студенты получают задание, сформулированное на английском языке.

Таблица 1

1.                  Обобщающая формулировка задачи — высокие требования к молодому специалисту, большая конкуренция на рынке труда, где предпочтение отдают выпускнику вуза, актуализируют проблему дальнейшего образования выпускника СПО.

2.                  Ключевое задание — определите дальнейшие варианты образовательного пути и профессионального совершенствования выпускника Омского ГУОР.

3.                  Контекст решения индивидуальной задачи для студентов в зависимости от их профессиональной идентификации:

1.                  неопределенная

2.                  мораторий

3.                   сформированная

Вы студент-спортсмен Омского ГУОР, который еще не решил, чем будет заниматься дальше и куда пойдет учиться.

Вы студент-спортсмен Омского ГУОР, который хочет получить высшее образование после окончания Омского ГУОР и имеет несколько альтернативных вариантов, но не может сделать выбор, где учиться дальше.

Вы студент-спортсмен Омского ГУОР, который знает, где будет учиться и работать после окончания училища.

4.                  Задания, которые приведут к решению — используя ресурсы Интернет, найдите информацию о:

- востребованных специальностях на Омском рынке труда;

— названия специальностей, которые вас заинтересовали;

— требования, предъявляемые к специалистам выбранной специальности;

— учебные заведения Омска или других городов, готовящие данных специалистов;

— экзамены для поступления.

- названия учебных заведений Омска или других городов, готовящие специалистов по интересующим вас направлениям;

— области труда данных специальностей;

— задачи, которые необходимо будет решать специалистам интересуемого профиля;

— требования, предъявляемые к специалистам выбранной специальности;

— экзамены для поступления.

- название вашего ВУЗа;

— специальность;

— область вашей будущей профессиональной деятельности;

— задачи, которые необходимо будет решать специалисту вашего профиля;

— требования, предъявляемые к специалистам выбранной специальности;

— проанализируйте учебный план вашего будущего направления подготовки.

— какие дисциплины вы будете изучать.

Для поиска необходимой информации воспользуйтесь представленными ссылками, а также дополнительными ресурсами информационных поисковых систем:

http://edunews.ru/professii/rating/

http://finansiko.ru/vostrebovannye_professii_2015/

http://eduscan.net/region/Омск http://eduscan.net/region/Омск

http://edunews.ru/universities-base/spisok/sportivnye.html

http://academica.ru/vysshee-obrazovanie/Sportivnye-vuzy/stranitsa_1/

Интернет-сеанс 40 минут

5.                  Найденную информацию скопируйте и сохраните в отдельном файле. Переведите на английский язык. Оформите в виде презентации и подготовьте для устного выступления.

6.                  Критерии оценивания:

обоснованность своего выбора,

— логичность изложения,

— грамотность,

— эстетичность оформления.

 

В ходе занятия преподаватель оказывает необходимую помощь студенту-спортсмену в поиске, отборе и переработки информации в зависимости от уровня его знаний и самостоятельности.

Благодаря организации занятия в логике технологии веб-квест у студента-спортсмена не только развивается самостоятельность, совершенствуются умения по иностранному языку, но и инициируются размышления о дальнейшем социально-профессиональном самоопределении. Так у студента-спортсмена формируется и развивается представление о перспективах его образовательной деятельности, о направлениях профессиональной деятельности, ее задачах, а также о требованиях профессиональных позиций к личностным особенностям.

 

Литература:

 

1.                  Дроботенко Ю. Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. — Омск: ОмГПУ 2006–215с.

2.                  Дроботенко Ю. Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-samostoyatelnoi-raboty-studentov-v-vuze-pri-izuchenii-pedagogicheskikh-distsip (дата обращения 29.05.2015).

3.                  Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).— СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997–160 с.

4.                  Роджерс К. Фрейберг Дж. Свобода учиться М.: Смысл, 2002–527с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle