Библиографическое описание:

Петрачков К. В. Теоретические основы педагогической технологии обучения учащихся кадет строевому пению [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 116-118.

В статье рассмотрены теоретические основы для создания педагогической технологии обучения строевому пению учащихся кадетских школ и учебных заведений. Рассмотрены специфические особенности строевых песен, выделен ряд необходимых условий для формирования навыков строевого пения.

Ключевые слова: педагогическая технология обучения строевому пению учащихся — кадетов; строевая песня; педагогические условия формирования навыков исполнения строевой песни.

 

Обосновывая необходимость разработки педагогической технологии для обучения строевому пению, следует отметить, что в настоящее время, ввиду возобновления интереса к проведению смотров строя и песни в образовательных учреждениях кадетской направленности, данный вопрос является актуальным и приобретает особое значение. Подобные смотры песен включены в программу школьного обучения и воспитания, постоянно проводятся в президентских, нахимовских, суворовских, а также в военно-учебных заведениях. Пение строевых песен определенным образом формирует у учащихся нравственно — гражданскую позицию, что особенно важно в аспекте воспитательного контекста обучающихся.

Для определения теоретической основы формирования навыков обучения строевому пению необходимо, прежде всего, рассмотреть само понятие «педагогическая технология», сопоставить многообразие определений этого понятия у разных авторов и, на основе этого сопоставления, сформулировать ее рабочее определение.

«Педагогическая технология» (с англ. an educational technology) переводится как «образовательная технология». Слово «технология» произошло от греческого techne — искусство, logos — учение, что переводится как мастерство, искусство, способ, умение. Понятие «технология» было заимствовано из производственной практики и различных производственных процессов. Определенную роль в создании технологии сыграла научно-техническая революция, начавшаяся в начале XX века, которая стремилась к автоматизации производственных процессов на основе их электронизации. Соответственно, коренные изменения в производстве строились на основе электроники и внедрения первых электронных вычислительных машин, которые в дальнейшем повлияли на создание аудио и видео техники, а также первых компьютерных устройств.

На практике это послужило исходной точкой в применении новых технических средств обучения, с помощью которых в дальнейшем прослеживается стремление уже частично или полностью технологизировать педагогический процесс, внедряя в него изобретенные технические и электронные средства.

Созданные в то время электротехнические средства оказались способны моделировать определенные мыслительно-логические функции человека, что и послужило основанием для их последующего использования в практике обучения, а также и к последующей технологизации образовательных процессов.

К концу XX века повсеместное внедрение различных педагогических технологий послужили основанием для изучения и детального научно-обоснованного исследования понятия «педагогическая технология».

Анализ различных работ авторов, рассматривающих особенности педагогических технологий, также показывает, что одни авторы воспринимают технологию как «упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата». (В. М. Монахов) [5, с.27]. Другие (В. В. Гузеев) считают технологию комплексом, состоящим «из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий». [1, с.56]

Педагогическая технология также представлена как направление педагогической науки, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения, проектирует педагогические процессы.

Сопоставляя приведенные исследования и трактовки авторов, мы видим следующие определения педагогической технологии: она представляется и как образовательный процесс [2]; и как система процедур и как процесс обучения [3]; а также и как система действий [4].

Г. К. Селевко пишет о том, что педагогическая технология представляется как определенная последовательность действий (т. е. алгоритм), которая приводит к проектируемым результатам обучения и рассматривает ее в процессуально-описательном аспекте. [6]

Тех же идей относительно технологии как определенного алгоритма действий обнаруживаются в работах Л. Н. Ланда [7], который считает, что педагогическая технология является последовательностью элементарных операций или действий (то есть алгоритм).

Опираясь на Г. К. Селевко можно определить педагогическую технологию обучения строевому пению как последовательный алгоритм действий, так как для решения вопроса о формировании навыков совмещения пения с движением необходимо сформировать различные навыки: певческие, вокально-хоровые, двигательные.

Навык, как известно, формируется в процессе определенного и последовательно освоенного алгоритма действий. Поэтому совмещение пения с движением это тоже определенный алгоритм в процессе его формирования. [8]

Обучение соединению пения с движением должно происходить в определенной системе, при последовательном освоении комплекса действий: пение-движение и в закреплении этого комплекса на уроках музыки, и на занятиях по строевой подготовке. Однако, чтобы системность не была нарушена, обучение пению и движению необходимо было осуществлять в единстве пение-движение, а не раздельно: на уроке музыки и на плацу, что и ведет к необходимости самими кадетами координировать эти действия. В связи с этим, на уроке музыки при разучивании строевой песни кадетами активно включались двигательные действия, тогда как на занятиях строевой подготовкой — в двигательную (шаговую) тренировку включалось пение.

Пение (как и движение при выполнении) представлено определенным техническим процессом. Данная техничность достигается путем выполнения определенных последовательных действий. Навыки пения и двигательные навыки совмещены и реализуются в комплексе. При пении, например, невозможно перейти на этап формирования артикуляционных навыков, если не освоен навык певческого дыхания. Невозможно отрабатывать четкость движения при пении, если не будет сформирована координация рук и ног и т. д. В связи с этим, для обучения строевых песен, в которых пение и движения сочетаются необходимо выработать определенный алгоритм действий.

Для определения теоретических основ педагогической технологии обучения строевому пению имеет смысл подробнее остановиться на таком феномене музыкальной культуры, как строевая песня. Ее специфические особенности также позволят выделить условия, которые могут быть взяты учителем при подготовке и проведении смотра строя и песни. Строевая песня имеет определенное назначение: поддерживать определенный ритм и темп движения, который задается ритмом и темпом самой песни.

Музыкальная особенность строевых песен подчеркивается наличием двигательно-моторной основы марша, так как именно маршевостью определяется жанровая музыкальная составляющая строевых песен.

Специфической особенностью строевой песни является опора на речевую составляющую, раскрывающую ее содержание. Такая песня включает декламационные моменты, скандирование, акценты на определенных слогах. Темп строевых песен оптимален для шага, как правило, этот темп соответствует определенному (108–120) количеству ударов в минуту.

Исходя из специфики данного музыкального жанра для исполнения строевой песни необходимо:

-          умение совмещать пение и движение:

-          «держать» определенный темп в движении, заданный художественно-образным началом песни;

-          ощущать сильную долю двухдольного метра;

-          исполнять песню не «крикливо», но с четкой артикуляцией и произношением слова.

При разработке теоретических основ технологии обучения строевому пению было учтено, что любая педагогическая технология обладает системными признаками и должна базироваться на определенных педагогических условиях, которые, в конечном счете, предусматривают качественное и эффективное достижение поставленных учебных целей и задач.

В связи с этим возникает необходимость определения данных педагогических условий, которые содействуют формированию навыков исполнения строевых песен для последующей разработки технологии, которая способствовала бы успешному и качественному формированию этих навыков и обеспечивала бы целостность и последовательность системы обучения и ее продуктивности:

-          организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе;

-          обучение учащихся совмещению пения и движения при исполнении строевых песен;

-          развитие у учащихся чувства ритма;

-          формирование умения пения в речевой позиции

Рассмотренные условия по формированию певческих и двигательных навыков исполнения строевых песен могут стать базисом для разработки теоретических основ технологии обучения, способствующей достижению результата по качественному исполнению детьми строевых песен.

Педагогическая технология обучения строевому пению это технология, направленная и предполагающая, прежде всего, личностно-ориентированное обучение (ставящее в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий его развития), учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

В заключение, можно сформулировать определение педагогической технологии обучения строевому пению учащихся кадетов как процесс обучения пению, с соблюдением ряда необходимых педагогических условий, которые обеспечивают качественное и последовательное достижение учащимися целей и задач обучения.

 

Литература:

 

1.                  Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. — М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

2.                  Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 80 с.

3.                   Сластёнин В. А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог / Наука, технология, практика. — 1996. — № 1.– С. 17–28.

4.                  Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.

5.                  Монахов В. М. Аксиматический подход к проэктированию педагогической технологии // Педагогика, 1997. № 6. С. 26–28.

6.                  Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / / Школьные технологии. -1996. — № 3.

7.                  Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении, М., «Просвещение», 1966 г, 523 с

8.                  Петрачков К. В. Технология обучения строевому пению учащихся кадетских школ// Педагогика искусства. — № 4–2014. ISSN 1997–4558; URL://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4–2014/petrachkov.pdf (дата обращения: 24.12.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle