Формирование компетенций в системе профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 28.05.2015

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Гладышева, Е. Н. Формирование компетенций в системе профессионального образования / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8247/ (дата обращения: 25.04.2024).

Цель:

формирование готовности студентов к профессиональной деятельности с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Задачи:

-                   развитие коммуникативных и творческих способностей студентов;

-                   повышение личностного потенциала студентов;

-                   повышение заинтересованности студентов в учебе, приобретении профессии;

-                   стимулирование их к активной жизненной позиции;

-                   создание условий для раскрытия социального потенциала студентов;

-                   выявление и поощрение лучших студентов в области информационных технологий, общественно-полезной деятельности.

Повысить качество знаний различных дисциплин, используя информационные, моделирующие, демонстрационные и другие возможности компьютеров — вот скромный вклад уроков информатики в систему профессионального образования.

Чтобы не отстать от стремительно несущейся жизни в наш быстро развивающийся век инновационных технологий, необходимо не терять способность к обучению: из скудной или насыщенной, навязчивой или завлекающей информации, из всего огромного списка событий делать выбор не только в пользу интереса или интриги, а с учетом практической значимости информации в конкретной профессиональной деятельности.

Формированию необходимых компетенций при освоении дисциплины «Информатика и ИКТ» способствуют технологические возможности нынешнего века. Я ограничусь рассмотрением изучаемых компьютерных технологий — пакета MS Office и сервисов Интернета.

Интегрированный пакет MS Office — это набор нескольких программных продуктов, функционально дополняющих друг друга, поддерживающих единые информационные технологии, реализованные на общей вычислительной и операционной платформе. Компоненты MS Office работают изолированно друг от друга, но основное достоинство этого пакета проявляется при разумном сочетании программ друг с другом.

Отличительные особенности данного пакета:

-                     полнота информационных технологий для конечных пользователей;

-                     однотипный интерфейс для всех программ, входящих в состав интегрированного пакета — общие команды меню, стандартные пиктограммы одних и тех же функций (сохранение на диске, печать, проверка орфографии, шрифтовые оформления и т. п.), стандартное построение и работа с диалоговыми окнами и др.;

-                     общий сервис для программ интегрированного пакета (например, словарь и средства орфографии для проверки правописания, построитель диаграмм, конвертер данных и др.);

-                     легкость обмена и ссылок на объекты, созданные программами интегрированного пакета, единообразный перенос объектов (метод drag-and-drop);

-                     наличие единой языковой платформы для разработки макрокоманд, пользовательских программ;

-                     возможность создания документов, интегрирующих в себе возможности различных программ, входящих в состав интегрированного пакета.

1.                  MS Word

Цель:

познакомить с функциональными возможностями текстовых редакторов и общей методологией их использования в делопроизводстве.

Технология обучения построена так, что постепенно знакомит с разнообразным инструментарием текстового процессора Microsoft Word — от типовых процедур для создания простых документов до сложных режимов, применяемых в профессиональной подготовке текста.

Используются:

1.                  дифференцированный подход в изучении темы «Microsoft Word»;

2.                  профильный дидактический материал, формирующий умения работы с программой и знания из предметной области профессионального цикла.

После изучения темы студенты должны знать:

-                   назначение и основные возможности текстового процессора;

-                   типовую структуру интерфейса и назначение его элементов;

-                   различие режимов вставки и замены символов;

-                   суть операций копирования, переноса, удаления фрагментов текста и роль буфера промежуточного хранения;

-                   суть операций форматирования документов;

-                   возможности окон текстового процессора;

-                   минимальный набор типовых операций любого текстового редактора;

-                   операции, расширяющие возможности текстового процессора;

-                   приемы автоматизации работы с текстом;

-                   логику слияния отдельных элементов в один документ;

-                   сходство и различие обработки документов при помощи текстовых процессоров и издательских систем;

-                   основные идеи технологии верстки страниц.

Через умения создавать текст появляется способность форматировать, обрабатывать чужие творения и первые зачатки к анализу текстов (информации). Через оформительские навыки, грамотную цветопередачу развиваются умения передать настроение, а также формировать ощущения читателей, зарождается вкус к прекрасному, желание соблюдать эстетику в любом деле.

Итак, Microsoft Word — это не только компьютерная технология для обработки текстов, но прежде всего это методическая основа для формирования лучших качеств человека, которая служит для просветления ума (формирует анализ и синтез, информационную культуру студентов), развивает ощущения, умения чувствовать цвет, текст, прививает эстетический подход к любой работе.

Отличительной чертой современных текстовых процессоров является обязательное наличие средств автоматической проверки правописания: Microsoft Word проверяет орфографию, грамматику, а во многих случаях и стиль текста. То есть MS Word выступает как тренажер для ликвидации безграмотности наших студентов. Пусть не будут они лингвистами, филологами, но постепенно они приучаются к поиску ошибок, к проверке своей работы, а в дальнейшем и к самоконтролю.

Профессиональная направленность дидактического материала способствует вовлечению в деятельность каждого студента, появляется познавательный интерес к упражнениям и необходимые навыки. Формирование умений работать с текстом необходимо для учебной деятельности — это и написание рефератов, и оформление дипломных работ, и создание чертежей, схем.

Постигая преимущества использования пакета MS Office на одной программе, студенты стремятся знать и другие возможности программных продуктов.

2.                  MS Excel

Цель:

Познакомить с технологией обработки табличных данных; развивая логическое мышление, способствовать развитию правильной речи и корректному выражению своих мыслей, личной ответственности за результаты своей работы на компьютере, за возможные ошибки.

Интерес к теме можно вызвать, продемонстрировав заранее подготовленные задачи. Вполне подходит занимательный практикум: практико-ориентированные задачи, исследовательский характер заданий, новизна содержания и формы задания. Несложная прикладная задача, например задача о назначении стипендии, заметно активизирует работу с электронными таблицами. Подчеркну немедленную реакцию таблицы на изменения исходных данных, сугубо диалоговую и исследовательскую работу студента. Мотивацию можно усилить, позволив студентам предварительно на бумаге решить задачу. Заодно они уточнят и постановку задачи.

Автоматизация расчетов, подбор параметров и моделирование — основа для формирования навыков структурирования информации, анализа данных.

Перед студентами ставятся следующие задачи:

-                   овладение умениями работать с числовой информацией с помощью электронной таблицы MS Excel, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

-                   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами электронных таблиц;

-                   воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

-                   выработка навыков применения электронных таблиц в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии.

3.                  MS Access

Цель:

Сформировать представление о базах данных, функциональных возможностях систем управления базами данных, методологией использования этих программных средств в профессиональной работе, связанной с организацией хранения и обработки данных.

Современные информационные системы основаны на концепции интеграции данных. Каждая конкретная СУБД имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Системы управления базами данных нашли широкое применение в процессах управления производством, при автоматизированном проектировании, в маркетинговой деятельности, а также при разработке систем искусственного интеллекта и экспертных систем.

Студенты при работе с реляционной СУБД должны обратить внимание на среду хранения и доступ к данным, графический интерфейс при создании форм, отчетов, выводимых на экран, принтер или в файл, формирование запросов, безопасность доступа к информационным ресурсам.

Приобретаемые компетенции:

-                     использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

-                     владение технологией;

-                     ответственность за результаты своей работы при решении профессиональных задач;

-                     системный подход к осмыслению всего, что происходит вокруг, в процессе анализа и исследования структуры информационных объектов и их взаимосвязей;

-                     умение делать самостоятельные выводы и интерпретировать полученные результаты в исходных терминах поставленной задачи;

-                     чёткое понимание технологических концепций и систем их применения.

4.                  MS PowerPoint

Цель:

Определить факторы успешного публичного выступления с помощью презентации и дать основы графического и цифрового дизайна.

Среди информационных технологий создание презентаций в MS PowerPoint, как и в других программах этого класса, позволяет раскрыться творческому потенциалу студента, систематизирует знания по графическому и цифровому дизайну, учит представлению информации с учётом целей и потребностей аудитории, дает основы релевантного подхода к информации.

Владение мультимедийной технологией подачи материала — необходимый атрибут профессиональной пригодности в обществе.

Важно рассмотреть и прокомментировать разные ошибки в дизайне, требования к оформлению презентации, критерии оценивания работы. Удобнее воспользоваться «веером» тем профессионального цикла, что снимает страх перед выбором зачетных заданий.

Получив на уроке тему презентации и Дальтон-план (в нем обозначаются понятия, термины, правила, которыми студент должен овладеть; определяются временные рамки изучения, виды работ, формы и сроки сдачи изучаемого материала, выделяется часть, которая изучается самостоятельно), студент сам выбирает, что, как, когда, сколько и с кем он будет изучать. Здесь действует принцип: «Работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам» (ответственность). Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При индивидуализации процесса обучения студент приобретает и развивает:

-                   способность выбора;

-                   активный способ обучения;

-                   умение сотрудничать;

-                   реализацию собственных идей;

-                   стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей;

-                   умение оценить свою работу;

-                   чувство ответственности;

-                   знания по теме;

-                   самостоятельный опыт учебной деятельности.

Презентация должна быть сфокусирована на выбранных целях профессии и включает соответствующую информацию о конкретных предложениях и требованиях к соискателям. В презентации также может быть представлена информация о том, что еще необходимо студентам для достижения поставленных целей карьеры.

5.                  Сервисы Интернета

Цель:

Научить практическому использованию коммуникационных технологий в выбранной профессии, развивать умение и потребность работать в коллективе, обучить навыкам систематизации и структуризации информации с использованием образовательных ресурсов Интернета.

Техническими и программно-методическими средствами информационных технологий студенты пользуются ежедневно соответственно своему возрасту и имеющимся условиям. Повседневно пользуясь современным инструментарием интеллектуального труда, студенты не только конструируют свое видение мира, но и учатся эффективному использованию информационных услуг в собственной жизни и учебной деятельности. Насыщенная самостоятельная работа в Интернете позволяет студентам приобрести следующие компетенции:

-                     исследование и сбор информации о профессиях в лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной промышленности;

-                     планирование и выполнение стратегий поиска информации;

-                     понимание и тренировка навыков, согласующихся с принципами непрерывного образования (навыков исследования требований, предъявляемых к специалистам определенной профессии на рынке труда; навыков преподнесения информации);

-                     развитие навыков управления проектом (организация массива данных, управление содержимым, проведение рецензирования и переработка проекта, создание графических представлений);

-                     формирование дизайнерских навыков (стиль и согласованность, логичность макета, шрифтовое оформление, доступность);

-                     применение высоких технологий при коммуникациях и сотрудничестве (использование цифровых средств и среды для общения и коллективной работы на расстоянии для поддержки индивидуального обучения и возможности дистанционного обучения других);

-                     демонстрация критического мышления в решении проблем и использовании цифровых инструментов и ресурсов;

-                     понимание гуманитарных, культурных и социальных вопросов, связанных с информационными технологиями и практикой легального и этического поведения;

-                     формирование личной ответственности за постоянное повышение квалификации, эффективное и продуктивное использование приложений технологических систем.

Программное обеспечение за полвека своего существования претерпело огромные изменения, пройдя путь от программ, способных выполнять простейшие логические и арифметические операции, до сложных систем управления предприятиями. Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Компьютеры давно и прочно вошли в такие области управления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом и закупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого применения информационных технологий в управлении предприятием. Для принятия любого грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, будь то торговля, производство или предоставление каких-либо услуг.

Развитие Интернета расширило возможности работы с удаленными подразделениями, открыло широкие перспективы электронной коммерции, обслуживания покупателей через Интернет, оплату услуг. Определенные преимущества дает использование Интернет-технологий во внутренних сетях предприятий. Благодаря компьютерным технологиям студенты могут пользоваться большим объемом ранее не доступной им информации.

Компьютерное обучение формирует управленческий стиль деятельности, акцентирует в ней творческое начало. В условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. При изучении компьютерных технологий формируется культура учебной деятельности обучаемого, происходит интенсификация процессов интеллектуального развития студентов, предоставляются возможности в познании студентами самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и свойств своей личности.

Основные термины (генерируются автоматически): интегрированный пакет, студент, учебная деятельность, текстовой процессор, баз данных, возможность, программа, профессиональная деятельность, работа, личная ответственность.

Похожие статьи

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

Трактовка выбора профессии как деятельности дает возможность более эффективно решать проблемы...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

 ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Использование компьютерной лингводидактики в процессе...

Такая среда может интегрировать пакеты для презентации текста, высококачественную графику и звук

На первых этапах использования компьютеров в обучении языку это были такие программы, как текстовые процессоры, базы данных, разнообразные игровые программы.

Проблемы применения инновационных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебная программа, студент, свободный анализ, процесс

3) самостоятельный поиск информации студентами в рамках работы над проектом и другой исследовательской деятельностью.

Обзор информационных технологий и пакетов прикладных...

Microsoft Office Профессиональный 2007 — исчерпывающий комплект рабочих приложений и программ управления базами данных, помогающих экономить время и эффективно организовать работу. Широкий спектр возможностей управления контактами позволяет...

Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы...

...текстовыми процессорами, графическими редакторами, системами управления базами данных, электронными процессорами, интегрированными пакетами прикладных программ, экспертными системами, пакетами программ...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная деятельность, процесс формирования

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы.

Управление самостоятельной работой студентов...

Управление самостоятельной работой студентов с использованием облачных сервисов.

В связи с чем, большую роль в организации деятельности студентов играют дополнительные средства

− распределенные базы данных по отраслям знаний; − средства телекоммуникации

Разработка реляционной базы данных для автоматизации...

Процесс проектирования базы данных для кадровой деятельности предприятия ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» включает в себя выбор системы управления базой

Этот программный продукт является составной частью интегрированного пакета для офиса Microsoft Office Professional.

Похожие статьи

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

Мотивация учения развивается в самой учебной деятельности студента.

Трактовка выбора профессии как деятельности дает возможность более эффективно решать проблемы...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

 ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Использование компьютерной лингводидактики в процессе...

Такая среда может интегрировать пакеты для презентации текста, высококачественную графику и звук

На первых этапах использования компьютеров в обучении языку это были такие программы, как текстовые процессоры, базы данных, разнообразные игровые программы.

Проблемы применения инновационных технологий...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, учебная программа, студент, свободный анализ, процесс

3) самостоятельный поиск информации студентами в рамках работы над проектом и другой исследовательской деятельностью.

Обзор информационных технологий и пакетов прикладных...

Microsoft Office Профессиональный 2007 — исчерпывающий комплект рабочих приложений и программ управления базами данных, помогающих экономить время и эффективно организовать работу. Широкий спектр возможностей управления контактами позволяет...

Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы...

...текстовыми процессорами, графическими редакторами, системами управления базами данных, электронными процессорами, интегрированными пакетами прикладных программ, экспертными системами, пакетами программ...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

познавательная активность, познавательная активность студентов, познавательная деятельность, профессиональная деятельность, процесс формирования

Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы.

Управление самостоятельной работой студентов...

Управление самостоятельной работой студентов с использованием облачных сервисов.

В связи с чем, большую роль в организации деятельности студентов играют дополнительные средства

− распределенные базы данных по отраслям знаний; − средства телекоммуникации

Разработка реляционной базы данных для автоматизации...

Процесс проектирования базы данных для кадровой деятельности предприятия ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» включает в себя выбор системы управления базой

Этот программный продукт является составной частью интегрированного пакета для офиса Microsoft Office Professional.