Библиографическое описание:

Обухова Е. А. Использование различных форм контроля и учёта достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС по системе Л. В. Занкова [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 109-113.

Статья раскрывает эффективность, объективность и качественную обратную связь при оценивании учащихся, при которой будет поддерживаться стимулирование учащихся, включит их в контрольно-оценочную деятельность.

Ключевые слова:средства фиксации и учета результатов контроля и оценки, особенности контроля и оценки учебных достижений.

 

Процесс обновления начального образования ориентирует педагогов на активный поиск нового содержания образования, изменения приоритетов обучения. Приоритетной задачей становится овладение ключевыми компетенциями участниками образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка, как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, то есть происходит построение индивидуальной траектории развития.

Основными направлениями работы школы являются:

-          овладение участниками образовательного процесса инновационными образовательными технологиями как средством достижения нового образовательного результата;

-          работа педагогов по развитию творческих способностей школьников в условиях проектно-исследовательской деятельности;

-          формирование методической культуры педагогов как средства повышения качества образования;

-          работа педагогического коллектива по внедрению и совершенствованию методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода;

-          создание системы требований и критериев оценки, мотивирующих участников образовательного процесса работать в режиме развития. [6]

МАОУ СОШ № 31 г. Тамбова является экспериментальной площадкой по апробации и внедрению различных новых программ и технологий. В рамках этой площадки педагоги работают по УМК системы Л. В. Занкова. [3] УМК включает учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта для оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально-организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Текущие показатели, фиксирующие продвижение учеников в освоении приобретённых умений и навыков по основным предметам, записываются в именованный «Лист индивидуальных достижений — Лист активности». [4]

Благодаря такой организации учебного процесса, учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретают навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения.

Навыкам самостоятельно принятого решения в организации дифференцированного контроля результатов обучения, способствуют и тематические проверочные работы разноуровнего характера. Эти текстовые и тестовые работы позволяют учителю оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения учащихся, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.

В качестве примера использования технологии разноуровневой дифференциации, в том числе интегрированной практической исследовательской работы (как формы контроля) мы предлагаем рассмотреть урок русского языка во втором классе по теме «Состав слова. Роль суффикса в образовании родственных слов». Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цели урока:

образовательные: создание условий для формирования у учащихся представлений о суффиксе как значимой части слова и его роли в образовании слов; формирование навыка образования слов с помощью суффиксов; понимание и воспроизведение алгоритма разбора слов по составу;

развивающие: развитие коммуникативных компетенций (речь, кругозор, мышление, эмоциональная сфера и т. п.); развитие умения анализировать состав слова, находить пути решения проблемной ситуации;

воспитательные: формирование интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к устному народному творчеству; воспитание нравственных качеств.

Целевые установки:

предметные: создание условий для усвоения механизма образования слов — имён прилагательных, имён существительных (родственных) с помощью суффиксов; выявление чередования согласных в корнях слов; совершенствование навыков правописания слов с буквосочетанием чн;

метапредметные: формирование универсальных учебных действий — регулятивных (понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку), познавательных (ориентироваться в дополнительном материале и материале учебника, находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений); коммуникативных (работать в паре, в группе, обосновывать сделанные выводы);

личностные: способствование развитию интереса к изучению русского языка, формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, карточки для работы в группе, листы активности для индивидуальной работы, графические модели морфем: суффикса, корня, основы, окончания, приставки, карточки со словарными словами, аудиозапись потешки.

Содержание урока представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание урока русского языка во 2 классе по УМК «Система развивающего обучения Л. В. Занкова» в соответствии с ФГОС

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1.

Мотивация к учебной деятельности

(1,5 мин.)

Эмоциональный настрой на урок

Приветствие гостей, друг друга. Чтение девиза урока.

Организует планирование деятельности на уроке, проверяет готовность учащихся к уроку.

Ответы на вопросы:

Почему такой девиз?

Можно ли это отнести к вам?

Как связаны слова с нашим уроком?

2.

Актуализация знаний

Минутка чистописания

(2 мин.)

Предлагают и объясняют вариант буквы для чистописания, записывают буквосочетания: ч, чн, нч

Формулирует задание, задаёт наводящие вопросы, организует работу в парах.

Объяснение написания.

Ответ на вопрос:

Почему в паре к букве ч предложена буква н?

Работа со словарными словами

(12,5 мин.)

Работают в парах и делят слова на группы;

объясняют, по какому признаку возможно деление; выписывают пары слов столбиками:

Молоко-молочный

Яблоко-яблочный

Улица-уличный

Облако-облачный

Проверка по образцу.

Выполняют разбор слова по составу; рассказывают правила о частях слова (корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова).

Самостоятельная работа учащихся по составлению алгоритма на листе активности. Работа в парах.

Проверка по образцу.

Учащиеся указывают, что заметили чередование в корнях согласных к и ч, правописание чн, нч, также отмечают, что все имена прилагательные образованы при помощи суффикса н.

Организует показ слайдов и задаёт наводящие вопросы; демонстрирует графические символы частей слова; предлагает меру помощи — составление алгоритма; контролирует работу в тетрадях и у доски.

Задание и ответы на вопросы:

Исследуйте данные слова и распределите их на группы. По какому признаку можно это сделать? Аргументируйте свой ответ.

Ответы на вопросы:

Что общего у слов 1 столбика? Что общего у слов 2 столбика?

Какое слово самое трудное в написании? Как понимаете его значение? Как образованы слова 2 столбика?

Какую большую тему мы повторяем?

Блиц: Учитель показывает портреты частей слова — учащиеся называют правило.

Разбор слов по составу.

Ответ на вопросы: Что заметили интересного в именах прилагательных?

Как образованы имена прилагательные?

3.

Мотивация и целеполагание

(2 мин.)

Образование родственных слов с помощью суффиксов

Учатся образовывать родственные слова с помощью суффиксов и выясняют, что суффикс может придавать слову различные оттенки.

С помощью учителя формулируют тему и основные задачи урока.

Помогает учащимся сформулировать тему и основные задачи урока.

Ответы на вопросы:

Об образовании каких слов мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Каковы задачи урока?

4.

Физкультминутка

(2мин.)

Выполняют движение под музыку.

Показывает движения физкультминутки

 

5.

Освоение нового содержания и его применение

(4 мин. + 5 мин.)

Самостоятельно образовывают имена прилагательные с помощью суффикса -н и делают вывод: «с помощью суффикса –н можно образовывать имена прилагательные».

1.Объясняют способ образования имён прилагательных. Взаимопроверка.

2. Работают в группах, исследуют слова, находят суффиксы и объясня­ют то значение, которые придают суффиксы словам.

Защита по группам.

3. Работа по учебнику упр. 255 [2]

При затруднении оказывает помощь;

напоминает правила работы в группах; знакомит со словарём значения суффиксов:

—ик — уменьшительно-ласкательное значение,-ищ -увеличительные оттенки, -ишк — пренебрежительные оттенки, -ист — принадлежность профессии.

Организует коллективную работу у доски.

1.Работа самостоятельно по рядам:

Рука — ручной

Скука — скучный

Мрак — мрачный

Огурец — огуречный

Наука — научный

После взаимопроверки ответ на вопрос:

Кто выполнил задание без ошибок?

2. Исследовательская работа в группах: в словах 2 столбика найти и выделить суффиксы, объяснить их значение.

6.

Развитие умений применения знания.

(9 мин)

4. Прослушивают потешку.

Работают в парах самостоятельно, выбирая разное по уровню сложности задание и делают вывод: в словах есть суффиксы –ок, -ушк с уменьшительно-ласкательным значением.

Организует прослушивание потешки; обобщает знания детей о жанре устного народного творчества — потешке.

Предлагает учащимся разноуровневые задания.

Проверка самостоятельной работы учащихся.

Проводит лингвистический эксперимент.

Ответы на вопросы:

Что прозвучало? Почему?

Выполнение заданий:

Задание 1 уровня

Какие суффиксы использованы в потешке?

Эти суффиксы позволяют лучше видеть характер слов (бородушка, головушка, петушок)

Задание 2 уровня

Прочитайте потешку так, чтобы слова не имели уменьшительно-ласкательное значение.

Как звучит потешка?

Вывод: суффиксы помогают ярче выразить эмоции, точнее передают смысл высказывания.

7.

Выводы и обобщения

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Отвечают на вопросы учителя; оценивают свою работу на уроке: отмечают своё отношение к уроку, уровень активности.

Организует обобщающую беседу.

 

Ответы на вопросы:

Зачем нужен был урок?

Какие открытия совершили?

Кого можете похвалить?

Оцените свою работу на уроке (письменно используя раздаточный материал).

8.

Домашнее задание (1мин.)

Записывают домашнее задание.

Записывает домашнее задание на доске или демонстрирует на слайде презентации через проектор

Домашнее задание по выбору:

1 уровень

Списать потешку. Обозначить суффиксы в именах существительных. Определить их значение.

2 уровень

Найти колыбельную потешку. Списать. Исследовать суффиксы. Определить их значение.

 

В конце учебного года планируется проведение интегрированной проверочной работы за весь год обучения, с целью оценки качества образовательного процесса (по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения).

Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио — портфеле достижений». Его составляющими компонентами являются:

-          лучшие творческие работы ученика,

-          листы индивидуальных достижений,

-          лесенки достижений,

-          стартовая диагностика,

-          итоговые контрольные,

-          грамоты, благодарственные письма, дипломы,

-          фотографии и др.

Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся. [5]

Одним из важнейших методических аспектов профессиональной деятельности считаем организацию психолого-педагогических исследований школьника, тестирования учащихся и родителей, с целью определения индивидуальных образовательных потребностей детей. [1] Вся статистическая информация оформляется в виде таблиц, диаграмм, презентаций на бумажном и электронном носителях (Word, Excel, PowerPoint).

На основе данной информации организовывается дальнейшая работа в классе с использованием индивидуальных дифференцированных заданий. Обучающиеся с уровнем интеллектуального развития выше среднего привлекаются к подготовке различных мероприятий, им даются творческие задания, повышающие их мотивацию к учёбе. Это делается для того, чтобы они не потеряли свой потенциал и вышли на высокий уровень развития. Для учеников с уровнем развития ниже среднего организуется поддержка со стороны учителей-предметников, психолога и родителей. С детьми, которые испытывают затруднения в изучении учебного материала, проводятся дополнительные занятия. Также необходимо уделять повышенное внимание медлительным учащимся. Для активации мыслительной деятельности школьников, привития интереса к предмету проводятся интегрированные уроки. [7]

В результате выполненных усовершенствований в системе контроля и оценивания достижений учащихся удалось повысить положительную мотивацию учения (на 10–15 % в разных классах) у учащихся, согласно исследованиям педагога психолога, повысился уровень самооценки. Анализируя динамику показателей качества обучения по предметам можно сделать вывод о том, что, качество знаний по русскому языку повысилось на 4 %, по математике — на 5 %, по литературному чтению — на 3 %, по окружающему миру — на 4 %.

Введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, эффективно включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать индивидуальный прогресс.

Данный подход к системе контроля и оценивания достижений обучающихся полностью соответствует ФГОС второго поколения и позволяет достичь главного: развития личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей; формирования общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого; становления элементарной культуры учебной деятельности, готовности к дальнейшему развитию личности в условиях обучения в среднем звене школы.

 

Литература:

 

1.                  Знакомься, школа, твой ученик: Изучение стартового уровня первоклассников // Практика образования, 2005, № 3. С. 35.

2.                  Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 2 класса. — М.: Просвещение, 2013.

3.                  Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. М, 2003.

4.                  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний: в 2 ч. Ч.1 / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.

5.                  Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.

6.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922

7.                  Хасан Б. И., Эльконин Б. Д., Нежнов П. Г. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся — новый подход к диагностике достижений. Красноярск: Печатный центр КПД, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle