Библиографическое описание:

Боталова Л. И. Экологическая тропа как средство ознакомления детей с природой [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 33-36.

Есть у меня шестеро слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,-

Все узнаю от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: «Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где…»

Р. Киплинг

В настоящее время современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. По мнению большинства ученых дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования основ экологической культуры. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача заложить основы здорового отношения к природе, понимания ее ценности и эстетического значения.

В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

В ФГОС ДО (Приказ № 1155) четко прослеживается горизонталь формирования положительного познавательного интереса к природе, ее явлениям, уходе за растениями и животными, эстетическая сторона природы.

Большая нагрузка и ответственность ложится на плечи педагогов — экологов, работающих в детских садах. Организация взаимодействия воспитателей, детей и родителей, эстетическое оформление территории, способствующее познавательным и воспитательным запросам детей дошкольного возраста.

Значительную часть времени летом дошкольники проводят на прогулке. Естественный природный ландшафт открывает ребенку возможность узнавать новое, проявлять любознательность, расширять впечатления; позволяет приобретать и обогащать эмоциональный, чувственный, сенсорный опыт: видеть красоту и разнообразие форм и оттенков растений.

С чего начать? Такой вопрос встал перед коллективом детского сада. Ведь очень сложно вырастить цветы, траву, оформить клумбы, разбить огород, вырастить овощи и ягоды на суровой Югорской земле. Это намного труднее, чем в других областях нашей страны — у нас песчаная почва, короткое холодное лето, резкие перемены погоды. МБДОУ ЦРР-д\с «Соловушка» п.г.т. Белый Яр, Сургутского района, занимает большую территорию, требующую ухода и озеленения. На территории созданы удивительные композиции: сказочные персонажи, представители флоры и фауны, альпийская горка служат оригинальным украшением и придают особое очарование. Оформляют все это сотрудники учреждения, привлекая детей и их родителей. Созданной красоте предшествовала большая работа по изготовлению эскизов, подготовке цветочной рассады, поиску материалов.

Гостей на территории детского сада встречают искусно вылепленные сказочные герои. Дальше, можно увидеть прекрасное, сказочное озеро с камышами, у которого в знойный летний день можно отдохнуть в тени и прохладе.

Гуляя вокруг здания нельзя остаться равнодушным к хороводу стройных, белоствольных, тенистых красавиц, в чаще которых можно встретить лесных обитателей: загадочного Старика — Лесовика, гигантскую Божью Коровку, Веселого Паровозика, фантастическую Змейку и др. Всего через несколько метров — внимание привлекает большая, Сказочная Птица, которая зорким взглядом смотрит на прохожих. Она, как будто охраняет эти владения.

В дошкольном возрасте дети очень любят сказки. Педагоги решили создать поляну сказок, которая удовлетворит желание детей творить и фантазировать. Это место для исследований, наблюдений, игр, прогулок, отдыха, изобразительной деятельности. На поляне сказок посажены многолетние растения: ромашки, колокольчики и лилии.

Украшают фасад здания оригинальные клумбы, сконструированные из земли, камней и цветов, обрамленные декоративным заборчиком. Недалеко расположен огород с грядками, там растут сельскохозяйственные культуры, которые выращивают детвора и педагоги детского сада: морковь, свекла, лук, тыква, огурцы, помидоры, лекарственные травы. Каждую грядку украшает яркая табличка с рисунком выращиваемого растения.

Ребята с интересом наблюдают за ветром, за жителями искусственного водоема, за дикорастущими и культурными растениями, за насекомыми и птицами, экспериментируют и играют с камнями, водой, почвой, песком и глиной, пускают кораблики в бассейне.

Дети знакомятся с разнообразием природы, учатся ее наблюдать, слышать, общаться с ней. Малыши с раннего детства привыкают к тому, что все вокруг них должно быть красивым. Со временем они осознают: для того, чтобы создать комфортную окружающую среду, нужно немало потрудиться, а значит, нужно бережно относиться ко всему окружающему. Возможно, так рождается чувство, которое мы называем любовью к своей малой родине.

На территории детского сада есть метеорологическая площадка. Цель — учить детей определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого специальные приборы: термометр и флюгер.

Дети уже научились определять направление и силу ветра по флюгеру. На площадке установлены два термометра. Один расположен под навесом, защищенный от солнечных лучей, второй на другом столбике без навеса. Таким образом, дети определяют температуру воздуха на солнце и в тени. На метеорологической площадке есть два дождемера, которые служат для измерения количества осадков. Один прибор висит на открытом месте, а другой под берёзой. Дождемер сделан из большой пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Верхняя часть перевёрнута горлышком вниз и вставлена в нижнюю часть бутылки. На её стенке нанесены цветные деления, для старших детей — с цифрами, для малышей — в идее полосок разного цвета. Дети определяют, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий их период.

Выше всех установлен флюгер — для определения силы и направления ветра. Дети узнают, откуда дует ветер. Определить силы ветра помогают также ленточки из разных тканей: шёлк, ситец, драп, бязь. Если ветер раскачивает только шёлковую ленточку, значит, он легкий. Если от его порывов качается даже драповая ленточка, значит, на улице сильный ветер. Воздушные змеии другие летающие игрушки — показывающие, есть ли ветер.

Своеобразный гигрометр, то есть прибор для определения влажности воздуха, сделан из шишек хвойных пород. В сухую погоду чешуи шишек открыты, во влажную закрываются, так как водяные пары плотно закрывают чешуйки. Таким образом, растение сохраняет свои семена, защищая их от намокания. И заодно предсказывает погоду. Шишки позволяют достаточно точно предсказать, сырой или сухой будет погода в ближайшее время. Предсказывать погоду помогают нам и растения-барометры:

1.      Одуванчик, мать-и-мачеха, календула перед непогодой закрывают цветки.

  1. Ночная фиалка перед дождем издает сильный запах. Оформлять солнечные часы помогали дети.

Солнечные часы — это круг с цифрами («циферблатом»), посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время. Круг солнечных часов разделен на секторы, в которых с помощью пластиковых бутылок разного цвета выложены названия частей суток. Для удобства детей на метеорологической площадке находиться стол и лавочки. В теплое время года на этой площадке и в лаборатории дети проводят разные опыты, делают зарисовки в альбомах.

«Живые» часы»

Как известно, многие растения засыпают и просыпаются в строго определенное время суток. Именно из таких растений (одуванчиков, мать-и-мачехи, ноготков, портулака) и сооружаются «живые» часы. Цветы показывают зависимость от того, в какое время открываются или закрываются их лепестки. Мы с детьми наблюдали и сделали выводы, что у нас ноготки раскрываются в 9 утра, мать-и-мачеха в 9.30. Вечером закрываются: мать-и-мачеха — на 17 часов, а календула — 17.30.

На территории детского сада есть лаборатория «Почемучка», где дети занимаются поисково-исследовательской деятельностью. В тазиках находится материал для исследований: песок, глина, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки разных растений, вода. Весь материал находится удобно для проведения опытов. Рядом располагается стол, на котором размещается оборудование (лупы, совочки, стаканчики из-под йогурта и т. п.

С целью воспитания заботливого отношения к птицам. На территории детского сада есть «Птичья столовая». Каждый год в нашем детском саду проводится акция «Покормите птиц зимой». Нами оборудована птичья столовая. Родители делают кормушки и вместе с детьми их вешают. Мы уже с лета начинают собирать семена арбуза, яблок, винограда, трав, ягоды калины, рябины и другие. Зимой дети кормят ими зимующих птиц. Таким образом, дети иметь возможность наблюдать за прилетающими птицами и заботиться о них.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях

«Птицы зимой». Например, узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена.

За жизнью птиц дети наблюдают, начиная с младшего возраста. Зимой подкармливают их на участке и в лесу, устраивая птичьи столовые. Старшие дошкольники делают сами кормушки из молочных пакетов. Весной дети и взрослые развешивают на деревьях скворечники.

«Лебединое озеро». Оно занимает немного места, но радует всех. Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни люди, ни растения, ни птицы.

На наш бассейн часто прилетают птицы. Они пьют воду в жаркий день и плещутся в нем. Чаще прилетают голуби и воробьи. Здесь можно постоять тихо и понаблюдать за ними. Птицы заботятся о своих перьях: чистят, моют Купаются птицы не только в воде. Вороны, сороки барахтаются в мокрой траве, моются под дождем. Мы спим на кровати, а у птиц постель всегда с собой: перья на брюшке — перина, перья на спине и крыльях — одеяло. Крыльями они машут, чтобы летать. У маленьких птиц — маленькие крылья, у больших — большие. Птицы переговариваются, суетятся, дерутся, трепыхаются в воде. Им нравится бассейн.

Цветник — украшение на территории детского сада. В нем высажены растения, цветущие до поздней осени. В цветнике используются декоративные возможности однолетних растений. Их компонуют по окраске, высоте, сортам, составляя на цветнике композиции. На нашем цветнике — разнообразные петунии: розовые, красные, пурпурные, сине-фиолетовые, желтые. Соцветия эффектные воронковидные или махровые.

Декоративные синие лобелии со свисающими побегами, усыпанные мелкими цветками, цветут до поздней осени. Ослепительные бархатцы по-прежнему продолжают оставаться в цветниках основным источником желтого, оранжевого и коричневого цветов. Все цветы отличаются обильным и длительным цветением, повышенной устойчивостью к неблагоприятным условиям произрастания и сохраняют длительное время свежесть и яркость окраски.

Дети с большим удовольствием помогают ухаживать за цветами. Педагоги создали много разных клумб, на которых высадили девять видов однолетних и шесть видов многолетних растений. Их дополняют клумбы на своих участках.

Наши клумбы делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей зону отдыха. Цветники являются источником не только эстетических переживаний для детей, но также содержат в себе познавательный аспект. Максимально используя территорию детского сада, мы решили, рационально распределить различные виды цветочных композиций. С этой целью нарисовали план-схему своего участка, где продумали место, форму клумбы, а также и цветочные насаждения. На территории детского сада посадили растения — барометры (ноготки, лен посевной, клевер луговой, мать-и-мачеху и т. д).

На Экологической тропинке дети узнают много нового о животном и растительном мире, о явлениях и изменениях в природе, учатся наблюдать и экспериментировать. На огороде выращивают урожай капусты, картофеля, свеклы и т. д. Соприкасаясь с живой природой, дети стали добрее, отзывчивее, научились бережному отношению к окружающему. Красота не может оставить равнодушными и родителей. Они стали нашими союзниками и помощниками. Созданная развивающая среда позволила решить художественно-эстетические и оздоровительные задачи, способствовала проявлению и развитию творческих способностей детей. И главный результат — это блеск и интерес в глазах наших воспитанников, а в сердце — тепло и доброта.

Мы считаем, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

Большое внимание уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, учим уважительному отношению к окружающему миру.

Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей. Совместно проводятся акции «Посади дерево!», «Сохраним природу чистой», «Ёлочка зелёная иголочка», «Покормите птиц зимой», «Берегите воду». Эти мероприятия давно стали ежегодными и являются доброй традицией МБДОУ ЦРР — д/с «Соловушка»

 

Литература:

 

1.                  Рыжова Н. А. Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе: Материалы всероссийской конференции. — М.: ВООП, 1999. -С.23–34.

2.                  Рыжова Н. А. Создание условий для экологического воспитания в детском саду // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе: Материалы всероссийской конференции. — М.: ВООП, 1999.— С. 34–39.

3.                  Рыжова Н. А. Экологическая тропа // Дошкольное воспитание. — 2000.—№ 4.— С. 25–36. Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle