Библиографическое описание:

Фёдорова Д. Н. Взаимосвязь обучения и творчества в процессе музыкального развития детей в контексте ФГОС ДО (музыкально-ритмические движения). Этапы обучения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 77-78.

Да пропади пропадом день, когда мы не танцевали хоть раз!

Фридрих Ницше

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Занимаясь этим видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т. д. На мой взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимая в чем выражается основной эффект развития и стремился к психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Цель музыкально-ритмического воспитания дошкольника — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Обучение музыкально — ритмическим движениям включает ТРИ ЭТАПА.

На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движениях, начать разучивание (в общих чертах). Методика обучения состоит в следующем: музыкальный руководитель прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкальн- ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть правильным, эмоциональным, целостным. Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить его. Если элементы танца хорошо знакомы (или не представляют собой трудности), то педагог вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новые движения полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движения для более точного выполнения задания. Важное значение, на первом этапе, имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка. Из многообразия существующих способов вызвать интерес у детей к новому материалу, я выбираю наиболее оптимальные, а также учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов.

Приведу пример разучивания танца «Ни вола и ни двора» — муз. И. Ефремова, сл. Р. Сеф.

Начинаю работу над освоением музыкально-ритмической композиции: «Нужен дом для трех друзей, чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело, строим дружно и умело. Раз, два, три и все готово, приходите в дом наш новый».

Далее спрашиваю у детей, кто их приглашает к себе на новоселье? Затем предлагаю вместе с поросятами исполнить веселую пляску. Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за движениями педагога. Темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Однако во многих композициях (как и в приведенном примере — плясках поросят) сочетается исполнение фиксированных движений (по показу) и свободное, самостоятельное выполнение движений (на проигрыш песни «Ни кола и ни двора» — импровизация движений, где каждый ребенок сам придумывает и показывает, как танцует поросенок). Переход от подражания к самостоятельности требует включения самоконтроля, быстроты реакции, психологической раскрепощенности. На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать творческую активность.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально — ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроение музыкального произведения. Методика обучения состоит в многократном повторении как движения в целом, так и его элементов. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность движений, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения, предлагаю вкратце пересказать сюжет игры или композиции. Эти приемы помогают детям глубже почувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмики задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни.

Мы все немного художники и нам должны быть близки слова великого Рембрандта: «Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — все служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и тысячи природных богатств вызывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас». Разве, смотря на то, как двигается зайчик, медведь, плывет лебедь, бегают жираф и кенгуру нельзя научиться свободе творчества, танцевальной импровизации, виртуозности и смелости.

 

Литература:

 

1.      С. И. Бекина «Музыка и движение»- М.,1979, с. 82

2.      А. И. Буренина «Ритмическая мозаика», Санкт- Петербург,2000

3.      С. Н. Рерих «Стремиться к прекрасному» — М.,1993

4.      В. А Сухомлинский «О воспитании»- М.,1979, с. 82

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle