Библиографическое описание:

Максимова С. М. Значимость художественной литературы в воспитании детей в семье [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 57-59.

В данной статье рассматривается роль художественной литературы в воспитании и развития личности ребенка в семье.

Детские книги — сокровища духовного богатства людей, самое ценное что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции, переживания людей. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка.

Цель детской книги является развитие данных им от природы элементов человеческого духа, развитие чувства любви и чувство бесконечного, развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям, изложенным в сообразной с ними форме.

Ключевые слова: проблематизация, социализация, тенденция, самоактуализация, детская художественная литература, общество, семья, детско-родительское взаимоотношения

 

Художественная литература играет большую роль в создании благоприятной психологической обстановки в семье. Совместное чтение способствует нахождению контакта между взрослым и ребёнком. Даёт возможность лучше понять друг друга, обсудить ситуации, встречающиеся в произведении, возможность высказать свою точку зрения.

Есть книги, читая которые дети видят себя как бы со стороны. Это сопоставление себя со своим сверстником — литературным героем — помогает малышам, задуматься «Какой я?», а взрослым выразить свои педагогические требования в образной, художественной форме, которая больше понятна и близка детям, чем прямое назидание и поучение. Чувства и мысли, усвоенные в детстве, глубоко западают в душу.

Художественные произведения, рассказывающие детям о детях, о семье, раскрывающие ребёнку его собственный мир, должны стать ядром всего детского чтения, а юмористические произведения занимают в этом ядре особое место.

Юмор формирует у читателя более широкий и объективный взгляд на себя и окружающих, а также создаёт своеобразную психологическую защиту. Юмор позволяет более открыто и свободно вести себя в трудных ситуациях, укрепляет уверенность в своих силах.

Книга может выступать как средство разрешения собственных проблем. Ребёнок, встретившись в жизни с какой-то новой для него ситуацией, не будет пугаться, если когда-то это уже было прочитано им в художественном произведении а, значит, уже знакомо. Юмор и занимательность — это порою кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и сознанием юного читателя. Такие знаменитые авторы, как В.Драгунский и Н.Носов виртуозно владели чувством юмора, глубоко чувствовали и понимали хрупкий мир ребёнка. Их произведения наполнены не только глубоким нравственным смыслом, но и юмором, способствующим лучше и глубже, чем все наставления раскрыть ребёнку взаимоотношения между людьми, нравственные принципы, принятые в обществе, в которое он только вступает. И чтобы эти шаги становились всё увереннее и твёрже детей просто необходимо знакомить с произведениями этих замечательных авторов.

С этой точки зрения очень интересны произведения современной детской писательницы М.Москвиной. Её книга «Моя собака любит джаз» получила Международный диплом Ганса Христиана Андерсена, то есть, признана одной из лучших детских книг на планете.

Главный герой этого сборника рассказов Андрюха Антонов — удивительный человек! Достаточно взглянуть на мир его глазами, и мир переворачивается с ног на голову. А может быть, наоборот, благодаря Андрюхе и его сногсшибательным приключениям, кажется, что так и надо смотреть на сложные и непонятные вещи. Главный герой обладает здравым смыслом, которого напрочь лишены взрослые. Он отвечает за спокойствие семьи и не допускает, чтобы родители вытворяли глупости, например, расходились накануне Нового года («Наш мокрый Иван»).

Ещё один современный детский писатель — Олег Кургузов. Его произведения говорят о том, как важны для ребёнка семья, родители, и неважно есть в доме новая мебель или нет: так приятно просто сидеть на полу в обнимку со своими самыми близкими людьми («Давно мы не прижимались друг к другу»).

У Т.Боковой вышла книга под названием «Стихи для детского сада», в которой есть блок стихов про семью. Читая эти стихи, понимаешь, с какой теплотой и любовью писательница относится к семье, как важны тёплые и нежные взаимоотношения. Эти стихи написаны от лица ребёнка и передают его чувства: переживание, тревогу, заботу, и конечно, любовь.

Читая вместе с ребёнком произведения на тему «детско-родительских взаимоотношений», взрослый и сам задумывается над тем, как складываются взаимоотношения в их семье. Что можно изменить к лучшему, как построить свою жизнь, чтобы всем членам семьи было комфортно в семье. А ребёнок, читая эти произведения, учится на примере героев правильному общению в семье со своими самыми близкими для него людьми.

Тенденции изображения семьи в современной детской литературе таковы, что очень мало внимания авторы, пишущие для детей, уделяют проблеме взаимоотношений самих детей между друг другом, между детьми и взрослыми. Современная литература для дошкольников имеет игровой характер, в ней превалирует жанр авторской сказки, подтекст которой не всегда понятен дошкольнику. Ещё одна тенденция- направленность книги на обучение, на подготовку к школе. Реалистических произведений, показывающих ребёнку жизнь современной семьи нет.

На первой межвузовской научно-практической конференции «Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения» также был поднят этот вопрос. Родители стали уделять внимание литературе, как источнику практического обучения. С идеей необходимости раннего обучения у родителей связан мотив детского чтения как получения полезной информации, необходимой ребёнку для развития. Сами детские книги нередко рассматриваются как источник получения полезных знаний и возможность формирования полезных же умений и навыков для наилучшей подготовки к школе. У современных родителей дошкольников достаточно распространено чтение детской художественной литературы, построенное по типу учебных занятий (с обязательными ответами на вопросы, пересказом и пр.) Такое чтение (фактически замена эстетической, эмоциональной деятельности — учебной) выключает у ребёнка механизм эмоционального восприятия текста, сопереживания героям, формирует негативное отношение к «работе над прочитанным». Результат — утрата интереса к чтению вообще. [1, с.74]

Другим последствием такого отношения к детскому чтению является частичная (а иногда и полная) замена детской художественной литературы — детскими энциклопедиями, т. е. ребёнок получает огромное количество разрозненных сведений и терминов, осмыслить и упорядочить которые у него не хватает ни времени, ни сил, ни умения. Дети, выросшие по преимуществу на энциклопедиях, хорошо и отлично успевая в начальной школе по математике и русскому языку, сталкиваются с трудностями при работе с текстами по литературе, природоведению, истории. Ребёнок, привыкший при чтении получать фрагментарную информацию и почти не читавший сюжетных произведений (сказок, рассказов, повестей) испытывает сложности при вычленении структуры текста, установление причинно-следственных связей. Текст представляется ему бессвязным набором сведений, систематизировать и понять которые весьма затруднительно.

В настоящее время теме семьи большое внимание уделяет детская зарубежная литература. (А.-К.Вестли, У.Старк, А.Кивирякх и др.) Современные книгоиздатели обращают внимание в большей степени на литературу развивающего характера. Вот и получается, что мы сами, с малых лет отучаем ребят от чтения хороших произведений, загружая их книгами, порой сомнительного содержания, направленными только на то, чтобы наш малыш подготовился к школе и как нам кажется, этим способствуем его развитию. А поскольку у нас в стране рыночные отношения, то и предложения зависят от спроса. В магазинах хорошие произведения для детей- это лишь переиздания уже известных и полюбившихся произведений.

В «Литературной газете» за 2002 год было опубликовано интервью с известным писателем В. П. Крапивиным. Он говорит о проблемах, с которыми сталкивается детская литература. И хотя это интервью состоялось 13 лет назад, но проблемы современной детской литературы ничуть не изменились и остались актуальными.

В. П. Крапивин очень точно подметил, что книги детские есть, но книги и литература — это понятия разные. Книги — это книги. Они стоят на полке как товар. А литература — это явление: «Мне говорить о современной детской литературе как о явлении очень трудно. Я иду в магазин и радуюсь массе красочных изданий. Ах, сколько красивых детских книг появилось! Но я смотрю, это же сотое издание «Буратино» или эпопеи о Волшебнике Изумрудного города. Это всё те же сказки Астрид Линдгрен, великолепные, известные многим поколениям. Но не современная детская литература, тем более не российская… Слава Богу, стали переиздаваться хорошие книги прошлых лет».

Владислав Петрович утверждает, что многие современные книги, написанные для детей просто невозможно читать, потому что язык настолько беспомощный, сюжетное построение настолько искусственно, что ему как литератору-профессионалу сразу понятно, что человек, взявшийся за сочинительство, не владеет русским языком… Но для воспитания детей необходимы хорошие книги. Ничто книгу никогда не заменит! Книга возникла с тех пор, как возникла цивилизация. Специфика книги не может быть воспроизведена ни в каком ином виде искусства. Ибо влияние идеи, мысли, энергетики автора на читательский разум может быть передано только словом.

За неимением качественных произведений о семье воспитатели обращаются к классике или к произведениям написанным в 50–80-е годы ХХ в. Интересные с точки зрения проблем, которые в них поднимаются, эти тексты не всегда понятны детям. Например, дети не понимают, почему мальчику нельзя было взять и съесть сливу до обеда, почему отец пугал мальчика тем, что, съев косточку, можно умереть (рассказ Л.Толстого «Косточка»).

Указанные тенденции и необходимость при формировании круга детского чтения обращаться к произведениям на тему семьи, созданным в прошлом, не способствуют развитию интереса к теме у дошкольников, а, значит, не оказывают или оказывают незначительное воздействие на них, не запоминаются, не способствуют формированию правильных представлений о внутрисемейных отношениях.

 

Литература:

 

1.      Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник по материалам l-ой Межвузовской научно-практической конференции /Под ред. З. А. Гриценко. — М.: МГПУ,2007.

2.      Бокова Т. Стихи для детского сада.-М.,2006.

3.      Вестли Анне-Кат. Маленький подарок Антона.-М.,2007.

4.      Кургузов О. Рассказы маленького мальчика.-М.,2006.

5.      Москвина М. Моя собака любит джаз.-М.,2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle