Библиографическое описание:

Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 47-51.

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Внедрение ФГОС в ДОУ и требование к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

В «Концепции модернизации российского образования в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять воспитательно-образовательный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технология и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услуги, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно — компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.

Направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это — личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу, лабиринты для развития мелкой моторики.

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);

Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.

-          Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

-          Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;

-          Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker).

•            ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.

•            ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

-          Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;

-          Создание электронной почты, ведение сайта. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;

-          Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах интернет — журнала «Планета детства», на международном образовательном портале «МААМ.RU». Свои достижения в области информационно — компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер — классов, на семинарах.

Выступление на семинаре с показом презентации «Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию проекта Мы будущие олимпийцы»» 2014г; Использовала мультимедийные презентации при подготовке и проведении мастер — класса по нетрадиционным техникам рисования «В гости к весне» 2015г.; Подготовила и провела занятие с показом презентации по нетрадиционным техникам рисования «Салют Победы» 2015.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Личностно-ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия в развитии детей, реализации их природных качеств. Личность ребенка в этой технологии открыта для воспитания и условия новых знаний, осознаний и ответственный выбор в различных ситуациях.

Я, считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своим образовательным возможностям. В моей группе дети с разным уровнем развития. Используя личностно-ориентированную технологию, делю воспитанников на условные группы с учетом особенностей в развитии. Мною учитываются личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, взаимоотношения с воспитателем, особенностям развития психических процессов. Подбираю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Воспитательное-образовательный процесс я выстраиваю таким образом:

-          в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

-          организую образовательную деятельность в форме совместной игры;

-          организую игру в совместной деятельности с одним ребенком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

-          обучение провожу в спокойном тоне;

-          откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

-          в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даю возможность проявить свой интерес и выполнить задания правильно.

Используя технологию личностно-ориентированного обучения, решаю следующие задачи:

1.      Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

2.      Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.      Приоритет личностных отношений.

4.      Индивидуальный подход к воспитанникам.

Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему. Стремлюсь установить доверительные отношения с воспитанниками, обращаюсь ласково, с улыбкой. Проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам. Поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности, успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз». В течение дня стараюсь общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками (ООД «В гости к весне» Аудиозапись «Встреча весны», проводится игра «Передача настроения»

— Ой, ребята мы столько с вами путешествовали, что расцвёл цветок добра.

— Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки под музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу и всем нашим гостям! Я чувствую, как мне и вам друг от друга передаётся доброта, мы стали добрыми друзьями.

Собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям. При организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных, ролевых игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы. Помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени.

— А сейчас поиграем в игру «Вежливые отгадки»

Раз, два, три, четыре, пять

Постарайся угадать

Кто тебя сейчас похвалит

Комплимент тебе подарит?

(дети, взявшись за руки, идут по кругу, в центре ребёнок, после слова «подарит» водящий дотрагивается до любого из детей и тот говорит комплимент ребенку, стоящему в центре круга)

—Даша ты добрая, красивая.

—Даша, кто подарил комплимент? –Саша.

Совместно с детьми создаём условия развивающей среды, изготавливаем пособия, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, игрушки, подарки к праздникам.

—В последнее воскресенье ноября отмечается праздник день матери. На каждый праздник принято дарить подарки. Давайте сделаем подарки “сердечки” своим мамам и подарим их. А вместе с ними и свою любовь, свою ласку, свое внимание и заботу. (Дети изготавливают сердечки из солёного теста).

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и могут использоваться в различных видах деятельности.

Игровая технология.

Основной вид дошкольной деятельности — это игра. Играя, ребёнок познаёт мир, учится общаться, обучается. Исходя из возрастных особенностей детей в своей практической деятельности я постоянно использую игровые технологии. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровосбережение.

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игра — главное содержание детской жизни.

В своей педагогической деятельности мною используются занятия-путешествия, которые построены на игровой форме обучения. Вместе с детьми мы побывали «в необыкновенной стране, где происходят чудеса», путешествовали по стране Феи математики, побывали в космическом путешествии в «звездной стране», окунулись в пучину «морского путешествия». На занятиях по развитию речи прошли испытание вместе с героями в сказке «Колобок». Было проведено игра-занятие по ознакомлению с окружающим «Давайте познакомимся», где дети знакомились играя с профессией медсестры.

На этих занятиях детям предоставляется возможность «переживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи- от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Готовясь к «путешествию», дети рисуют, лепят, конструируют. Организация и проведение игры напоминает подготовку к театральному спектаклю. Игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

При планировании воспитательно-образовательной деятельности использую игровые ситуации (ООД «Путешествие в страну здоровья»

—Ой, дети смотрите что это?

—Воздушный шарик.

—А шарик не простой, а волшебный. Смотрите он кое — что нам доставил, что?

—Письмо.

—Письмо от Доктора Пилюлькина детям группы «Ягодка». Что же он пишет, хотите узнать?

—Да… Дело серьёзное, что же делать? Вы хотите помочь малышам?

—Тогда нам надо отправиться в страну здоровья, именно там находиться главный секрет здоровья. Но он спрятан в волшебном сундуке за тремя замками. А где найти ключи нам подскажет воздушный шарик), игры импровизации, игры путешествия, игровые конкурсы (Игровой досуг «Азбука безопасности» Конкурс — игра «Красный шар». Ребята вместе с ведущими встают в круг. Ведущий начинает стихотворную строку, которую должен закончить тот ребенок, которому передается красный шар.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой... (пожар).

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар... (в квартире)!

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил... (утюг)!

Стол и шкаф сгорели разом. И т.д), сюжетно-ролевые, которые проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии формируют любознательность, инициативность, самостоятельность, побуждают детей творить и импровизировать, помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Играя, дети погружаются в организованную взрослым ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи от психологических до познавательных. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации (Игровой досуг «Азбука безопасности» Конкурс — «Вызов пожарных». Каждому члену команды необходимо добежать до телефона, набрать «01» и вызвать пожарных, громко и четко сообщив свою фамилию и домашний адрес), приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно — пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения

Заключение.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Применяемые мной современные образовательные технологии используются на протяжении всего периода посещения детьми дошкольного образовательного учреждения при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей.

Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным.

Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

 

Литература:

 

1.         Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 112 с.

2.         Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3–7 лет: Сборник игр и упражнений — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 48 с.

3.         Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 5–7 лет. — М.: Мозаика — Синтез, 2010. — 128 с.

4.         Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. — СПБ: 000 «Издательство «Детство — пресс», 2012.

5.         Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 64с.

6.         Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми4–7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle