Библиографическое описание:

Тенишева С. Б. Повышение мотивации на уроках английского языка в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 125-127.

Современная система образования развивается в условиях возрастающей глобализации экономических и социокультурных процессов, интеграции в различных областях деятельности. Общепризнанным требованием времени является подготовка личности, владеющей определенным набором социальных, культурных и коммуникативных качеств и способной действовать в условиях постоянно меняющейся реальности. В связи с этим важную роль в обучении современных школьников играет изучение иностранных языков как важного средства межкультурного взаимодействия и общего развития личности.

Наиболее важным, по нашему мнению, является этап изучения иностранного языка в начальных классах, когда учащиеся впервые знакомятся с культурой и языком другого народа. Именно с это время формируется отношение к данному учебному предмету, на основе которого будет осуществляться дальнейшее его усвоение.

При изучении иностранного языка в начальной школе многие дети и родители сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, приводят к снижению интереса к изучаемому предмету. Поэтому учителю, работающему в начальных классах, очень важно прививать интерес с первого года обучения, разрабатывать уроки с применением различных инновационных технологий, ориентироваться на каждого ребенка, как на креативную личность.

В связи с этим очевидно, что формирование положительного имиджа нового предмета и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников. Одним из важнейших факторов, способствующих достижению положительного результата в реализации вышеуказанных задач, является, по нашему мнению, формирование положительной учебной мотивации.

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем современной педагогической науки. Подобное внимание объясняется, с одной стороны, тем, что главной психологической характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является ее мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения дает возможность управлять и учебным процессом, что является важным условием для достижения его успешности.

Задачи, связанные с обучением иностранному языку, должен решать методически грамотный учитель, знакомый с современными технологиями обучения, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста.

Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста основывается на их возрастных и психологических особенностях, а именно: быстрая утомляемость, непроизвольность внимания, подсознательный уровень запоминания. Одновременно к основным трудностям развития коммуникативных способностей следует отнести мотивационные проблемы, такие как:

нехватка у учащихся языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;

слабая степень вовлеченности учащихся в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

учащимся сложно выдержать в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке. Особенно это касается слабоуспевающих детей.

Поэтому следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. На начальном этапе обучения английскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев. Но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал.

При осуществлении задач по повышению мотивации учащихся следует учитывать и фундаментальный научно-педагогический опыт. Исследованию вопросов мотивации учебной деятельности посвящены работы многих психологов и педагогов: А. А. Вербицкого, В. К. Вилюнас, А. И. Гебос, О. С. Гребенюк, Е. П. Ильина, Т. И. Ильиной, А. Н. Леонтьева, В. А. Якунина и других. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. На нее оказывает влияние ряд факторов: образовательная система, образовательное учреждение, в котором осуществляется учебная деятельность; организация образовательного процесса; субъектные особенности обучающегося; субъектные особенности педагога; специфика учебного предмета.

Л. С. Выготский сформулировал три основных педагогических закона, направленных на формирование интереса учащихся, которые и в наши дни не утратили своей актуальности: «1. Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.

2. Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен.

3. Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [1].

Мотивирование учащихся к выполнению вышеперечисленных задач должно, как нам кажется, включать в себя следующие компоненты.

Создание положительного микроклимата. Учитель должен постоянно контролировать, регулировать учебный процесс, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций, доброжелательно относиться к ученикам и их мнению.

Предоставление учащимся максимально возможной свободы действий. Предоставление свободы должно в данном смысле пониматься в особом, специфическом смысле. Следует дать детям возможность выбора системы оценки знаний, способа подготовки и презентации индивидуальной или групповой самостоятельной работы.

Поощрение хорошей работы и успехов учеников. Похвала, особенно публичная, с характеристикой достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет ученику уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая.

Заинтересованность личным опытом и интересами учеников. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач — важные способы не только организации учебного процесса, но и налаживания качественных коммуникаций между учителем и учеником. Немаловажно также демонстрировать осведомленность в области проблем и интересов современных детей.

Приемлемые способы изложения новой информации. Человек с большей готовностью воспринимает разговорную речь, живой рассказ, беседу. Учитель, читающий материал по книге, не только не может следить за реакцией класса на свои слова, но и производит впечатление несобранного, малознающего, растерянного человека. Постоянно сидящий за собственным столом, учитель отгораживается им от детей. Создается визуальный и психологический барьер. Оптимальным является перемещение учителя по классу во время объяснения темы, возможна попутная проверка успешности работы учащихся.

Организация различных конкурсов, викторин, игр. Стремление выделиться, показать свои навыки и умения в какой-либо области характерны для большинства детей. Данные стремления можно использовать как дополнительные способы учебной мотивации.

В младшем школьном возрасте дети легко вступают в общение, радуются предлагаемым им разнообразным ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя. Самосознание и самооценка воспроизводят ту оценку, которую они получают от взрослых. Согласно мнению большинства учителей, первоначальная мотивация является высокой, действует непродолжительное время и объясняется новизной предмета, желанием школьников показать, что они сумеют получить новые знания. Поэтому, чтобы поддержать высокую мотивацию на начальном этапе, достаточно использовать игры, наглядность, диалоги, песни, загадки, ролевые игры, разнообразные воображаемые ситуации.

Мотивация непосредственно связана с осязаемым, реальным, этапным и конечным успехом. Если нет успеха, то угасает и мотивация, что отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

На уроках иностранного языка следует уделять особое внимание таким формам занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, стимулируют стремление к речевому общению, повышают интерес к изучению языка и культуры других стран.

Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре наиболее полно проявляются способности любого человека, а особенно ребенка. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если дети при этом говорят на иностранном языке, открываются богатые обучающие возможности.

Решая игровые задачи, учащиеся неосознанно достигают поставленные учителем педагогические цели. Например, играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют свое внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, развитие навыков общения на иностранном языке.

В то же время важно учитывать, что игра не должна являться единственным методом обучения. Она предназначена для того, чтобы развивать познавательные способности учеников, но не формирует саму способность к обучению. Игры лучше всего подходят для повторения и закрепления изученного материала, развития навыков общения и самовыражения.

Ценность игры как способа повышения мотивации заключается еще и в том, что она посильна любому ученику, даже не проявляющего значительных способностей к усвоению иностранных языков. При организации обучающего процесса на основе игр учителю требуется проявлять компетентность. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий — все это позволяет ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.

Одним из важных составляющих формирования положительной мотивации является максимально возможное использование наглядного материала и технических средств обучения (ТСО). Наиболее подходящими для обучения детей младшего школьного возраста видами ТСО являются, на наш взгляд, слайды, видеоматериалы (мультфильмы, специальные обучающие программы и т. д.), аудиоматериалы (песни, стихотворения, диалоги и монологи, соответствующие уровню развития обучаемых).

Важно также стремиться к соблюдению методической преемственности, избегая при переходе от одной ступени к другой резкой перемены видов деятельности и содержания учебного материала. Легче всего этого можно достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Желательно также использовать учебно-методические комплексы, основанные на единой авторской концепции. Ученику легче и интереснее общаться со знакомым учебником, в котором материал излагается последовательно и взаимосвязано.

Разумеется, каждый увлеченный своей работой учитель самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания. Тем не менее, на наш взгляд, самостоятельная творческая деятельность учителя должна быть основана учете возрастных и психологических характеристик учеников и на накопленном научно-педагогическом опыте.

Выполнение данных рекомендаций, по нашему мнению, обеспечит создание устойчивой положительной мотивации учащихся, будет способствовать развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению общей эрудиции.

 

Литература:

 

1.                 Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

2.                 Поликарпова И. А. Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2014/12/15/sposoby-povysheniya-motivatsii-pri-obuchenii (по состоянию на 29.04.2015).

3.                 Самохвалова И. Г. Социокультурная компетентность личности // http://journals.uspu.ru/attachments/article/95/Педобраз_2012_2_ (по состоянию на 29.04.2015).

4.                 Шарафутдинова Т. М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностр. яз. в шк., 2005, № 8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle