Библиографическое описание:

Яковлева Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 84-87.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

 

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим его окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют очень большую роль, в становлении личности ребенка. С раннего детства начинается формирование отношения к своей стране и государству, где живёт человек.

Мама, семья, город, Родина — самые дорогие и самые значимые слова в жизни каждого человека. Осознание их важности на доступном и близком для ребенка содержании, позволяющем его эмоционально включить в события, связанные с жизнью близких людей, историей своей страны и города, дать возможность воплотить пережитое в будущих творческих делах — и есть задачи патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно важная, и в то же время, сложная. Особенно, если она ставится применительно детей дошкольного возраста. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

На ступени дошкольного возраста у детей впервые появляется интерес к социальному миру, социальным чувствам и отношениям, способность сопереживать событиям, происходящим в жизни своего любимого города, своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им так глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Воспитание патриотических чувств у детей начинается с воспитания любви к родному городу, стране, в которой живут, родной природе, культурных традиций своего народа.

Важно то, чтобы дети не только хорошо знали родные места, но и чувствовали, как им дороги этот лес и парк, эти река и озеро, эта улица, по которой они ходят в детский сад, всё то, что заключено в понятии «Родина».

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.

Патриотизм — это особая направленность поведения граждан, заключающаяся в служении Отечеству.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным ужу в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Полноценно прожитый путь «маленького гражданина» в дошкольном детстве позволит позже с гордостью сказать: «Самое дорогое, что есть у меня на свете это мама!»; «Это мой самый любимый город!»; «Я себя не мыслю без России!».

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” — от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.

Государственная политика в области дошкольного образования, введение новых федеральных государственных требований, ориентируют педагогов на организацию и нахождение эффективных форм построения педагогического процесса ДОУ, направленного на воспитание в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, а также начал патриотизма и гражданственности.

Задачи воспитания патриотизма у детей не реализуются сами по себе. Конечно же, необходима систематическая и целенаправленная деятельность педагогов.

Педагог должен правильно отобрать из массы впечатлений, предлагаемых ребёнку и получаемых ребёнком, наиболее доступные, и интересные для него. Все материалы должны быть яркими, красочными, образными, конкретными, достоверными, вызывающими интерес у ребенка.

Формирование патриотических чувств у дошкольников будет более эффективным, если педагоги начнут устанавливать тесную связь с семьей воспитанника. Необходимость подключения семьи объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить ДОУ.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях Родины, мы поможем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Никакая работа педагога, никакие методы и приёмы, никакая наглядность не дадут положительного результата в воспитании патриотизма, если педагог сам не будет восторгаться своей страной, своим городом, своим народом.

 

Литература:

 

1.      Мазанева М. Д. — Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, Издательство: М.: Сфера, 2009

2.      Князева О. Л.,Стеркина Р. Б. — Мы все разные: Пособие для детей старшего дошкольного возраста: 5–6 лет Издательство: Просвещение,2005г.

3.      Баранникова О. Н. — Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду Развитие и воспитание издательство: Аркти, 2007г.

4.      Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова “Родной край” (пособие для воспитателей детского сада). Москва “Просвещение ” 1985г

5.      Л. В. Пименова “Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста”.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle