Библиографическое описание:

Клименко И. Л., Елкина И. М. К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 178-182.

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, подход, традиционный (когнитивный) подход, компетентностный подход, личностно ориентированный подход, обучение в вузе.

The authors consider various types of educational environments and factors necessary for the organization of such an educational environment that would favour students’ learning process.

Keywords: educational environment, educational space, traditional (cognitive) approach, competence-based approach, student-centered approach, students’ learning process.

 

Изменения, произошедшие в высшем профессиональном образовании в течение последних 15 лет, в частности, переход на двухуровневую систему, значительно повысили требования к процессу обучения, который осуществляется в соответствующей образовательной среде и образовательном пространстве в целом. В современной педагогике различные исследователи по-разному трактуют приоритетность двух понятий — «образовательная среда» и «образовательное пространство». Для уточнения терминов обратимся к философскому и толковому словарям.

«Пространство и время — философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование (в пространстве), с другой — процессы смены их друг другом (во времени), продолжительность их существования [9]».

«Среда — совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества. Социально-бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановкой [8]».

Таким образом, мы понимаем, что пространство связано с формой существования материи, тогда как среда — это некий комплекс условий для осуществления или протекания определенного процесса.

В педагогике понятия образовательного пространства и образовательной среды зачастую смешиваются, при этом некоторые исследователи полагают, что понятие «образовательная среда» включено в более общее понятие образовательного пространства. Существует мнение, что информационное обеспечение, инфраструктура, определенные социальные условия (казалось бы, являющиеся составляющими среды) необходимы для передачи опыта от поколения к поколению, и эти «указанные факторы и формируют образовательное пространство» [2].

В такой ситуации важно точно понимать значения одного и другого термина. А. М. Новиков четко соотносит образовательное пространство с организационной структурой и участниками образовательного процесса, а образовательную среду — с условиями и потенциалом данной организационной структуры. «Образовательное пространство — совокупность всех субъектов и объектов, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах, либо заинтересованных в них, либо влияющих на них» [7]. «Образовательная среда — система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [там же, 7]. В данных определениях развивается философское понятие пространства и среды применительно к процессу образования.

Другие исследователи, например, Л. Н. Бережнова, считают, что «образовательная среда — специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих Человеку познавать Мир и себя в Мире» [1].

Среди зарубежных исследователей к проблеме определения образовательной среды обращался Дж. Дьюи. С его точки зрения, окружающая среда включает в себя ряд внешних условий, которые могут способствовать успешности или затруднять «деятельность, характерную для живого существа» [4].

С. Т. Шацкий полагал, что школа и ее среда способствуют формированию таких качеств в человеке, которые не развиваются во внешкольной среде, так как именно при формировании школьной среды отбираются наиболее благоприятные факторы, влияющие на развитие ребенка [10].

Сторонники культурно-исторической концепции развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) считают, что среда, в которой осуществляется становление личности, может являться объектом преобразования в процессе человеческой деятельности.

Исследователи личностно ориентированного подхода считают, что обучающийся развивается во внешней среде, характеристики которой имеют большое значение как для него самого, так и для процесса его обучения. При таком подходе образовательная среда способствует гармоническому развитию личности, а само обучение строится так, чтобы обучающийся мог максимально полно раскрыть свои способности, усовершенствовать свою личность. При отсутствии внешнего принуждения широкое применение творческих заданий создает необходимую атмосферу как для совместной, так и самостоятельной творческой работы обучающихся.

При применении личностно ориентированного подхода к обучению в высшей школе сами формы учебной деятельности должны быть другими: они должны быть связаны с творческой деятельностью — проектами, исследованиями, обсуждениями и пр. При этом образовательная среда должна быть более насыщенной и разнообразной, чем при традиционном подходе к обучению. Важную роль в этом играет ее организация. Образовательную среду необходимо целенаправленно развивать, и ее проектированием должен заниматься преподаватель. «В свойствах среды и в стиле взаимодействия воплощаются ценности педагогов, их представления о нормах и идеалах образовательной деятельности» [3]. Открытость, доброжелательный стиль взаимодействия между преподавателем и студентом в течение процесса обучения, разнообразие источников информации и широкий ассортимент технических средств обучения, безусловно, оказывают положительное влияние на обучение.

Важным фактором, влияющим на организацию образовательной среды, способствующей развитию личности студента, является многообразие источников информации. Применение различных подходов и систем взглядов при объяснении одного и того же феномена способствует развитию самостоятельности студента, помогают ему определить и индивидуализировать свой путь обучения, выбрать свою траекторию обучения. Исследователи полагают, что качество среды, позволяющее поддерживать и стимулировать творческую сторону учебной деятельности, то есть активность образовательной среды, способствует гармоническому развитию личности.

Студент при личностно ориентированном подходе имеет возможность самостоятельно определять уровень и скорость освоения учебного материала. Следовательно, результат обучения для каждого студента должен также быть своим, и заранее предсказать, каким именно он будет в каждом конкретном случае, невозможно с абсолютной точностью. Однако благоприятная образовательная среда будет способствовать стимулированию личной заинтересованности, ответственности в принятии решений, связанных с учебной деятельностью, другими словами, будет участвовать в процессе становления личности студента.

Особенную значимость при этом приобретают специально сформулированные задания, не предполагающие заранее известного ответа, а стимулирующие самостоятельную и, более того, творческую деятельность студента. Такая деятельность, если она ему действительно интересна, заставляет его обращаться к различным источникам, изучать варьирующиеся мнения и подходы. В процессе поиска студент может исследовать материал, который связан с предметом косвенным образом, но представляет для него интерес. Такая цепочка может далеко увести от изучаемого предмета, но поисковая деятельность более полезна, чем пунктуальное следование заданной процедуре изучения предмета. При самостоятельном исследовании получаемая информация приобретает особую ценность, так как она удовлетворяет интересы студента в данный момент. Может показаться, что такое беспорядочное изучение предмета не приведет к результату, ожидаемому от целенаправленной деятельности, однако оно имеет право на существование, если согласиться с тем фактом, что сама организация учебного процесса не ограничивается традиционными формами и методами. В постиндустриальном обществе особые требования предъявляются к качеству профессионального образования, поскольку меняется отношение к труду, интересы человека смещаются к творческой деятельности, к развитию своего потенциала [5]. Достижение сформированных на высоком уровне профессиональных умений (или компетентности, или грамотности, если пользоваться терминологией различных педагогических подходов) является одним из наиболее значимых результатов обучения. В связи с ними перестраиваются образовательные программы в высшем профессиональном образовании. Следовательно, изменениям должны быть подвержены все составляющие процесса обучения, и образовательная среда в том числе. Некоторые исследователи (В. С. Меськов и А. А. Мамченко), говоря о том, что постиндустриальное общество является информационным, строят постнеклассическую методологию, рассматривающую Универсум как мир информационных объектов, а любую деятельность — как информационную активность субъекта в определённой среде. «Среда — динамический набор возможностей (для трансформации), идентифицируемых субъектом; базовая составляющая, связанная с субъектом аналогом отношения дополнительности, дополнение субъекта до возможного мира. [6]». Рассматриваются нормированные среды (в которых субъект может трансформироваться, но сами среды закрыты для данного субъекта, он не может на них повлиять) и субъектные среды (в которых субъект может трансформироваться сам и наделить субъектностью среду: субъектно-ориентированную и субъект-субъектную) [там же, 6].

Итак, если среда — это условия осуществления учебного процесса, какое влияние может студент оказывать на среду? Из определений видов сред следует, что в случае нормированных сред, а такая среда типична для традиционной педагогики, — никакое, поскольку это влияние не принимается во внимание. Образовательная среда организуется в соответствии с требованиями учебной программы, по заказу общества.

В субъектно-ориентированной среде, которая, по нашему мнению, ассоциируется с личностно ориентированным обучением, студент изменяет среду вместе с преподавателем в соответствии с целями обучения и перспективами его результатов. Субъект-субъектная среда — порождение обучающегося и обучающего в соответствии с нуждами процесса в данный момент. Такая организация среды соотносится со способом организации и целями обучения в постиндустриальном обществе.

Какова при этом роль преподавателя в организации образовательной среды? Традиционный (когнитивный) подход к обучению подразумевает систематическую передачу знаний, умений и навыков, ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению общественного строя. Предполагается, что их усвоение позволит индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого уровня по сравнению с уже освоенными. Поэтому в традиционной педагогике внимание уделяется, в основном, образовательным и воспитательным целям при обучении, однако взаимное влияние образовательной среды и студента практически не рассматривается. Под воспитательными целями подразумеваются те, которые направлены на формирование личности в рамках требований со стороны государства. В каком-то смысле это имеет отношение к среде, однако, скорее, роль преподавателя сводится к поддержанию дисциплины и порядка в процессе обучения, установлению положительного отношения к учебе, контролю над соблюдением правил поведения и т. д.

При личностно ориентированном подходе роль преподавателя изменяется. Вместо единственного источника правильной информации он становится организатором поиска и обработки информации из разных источников, советчиком при выборе методов исследования и т. д., иными словами, фасилитатором учебного процесса. При этом его задача — организация среды, благоприятствующей эффективному и успешному обучению (общий настрой, эмоции в группе, похвала и критика, оценка вместе с обучающимися их неудач и достижений). При этом преподаватель учится «вместе» со студентом. Они вместе познают мир различными способами, подстраиваясь под темп и интересы студента. Преподаватель облегчает процесс обучения советами, но не является источником знания или целеполагания. Скорее всего, процесс обучения будет индивидуальным, поэтому его можно максимально адаптировать под специфические характеристики личности студента. Возможно, одной из задач для преподавателя в этой ситуации станет глубокое исследование личности студента, и на этой основе подбор самого широкого спектра форм и методов обучения и самостоятельной работы.

Обучение студентов может быть эффективно организовано в случае субъектно-ориентированной среды или субъект-субъектной среды. Нормированная образовательная среда, очевидно, не рассматривает необходимость мотивации студента к эффективному обучению. В нормированной среде, соответствующей реалиям традиционной педагогики, необходимость выполнения определенного объема работ вызвана давлением со стороны преподавателя под страхом низкого оценочного балла. Учебный процесс организован так, что для студента нет иной мотивации, нежели получение оценки (или давление на совесть, что эффективно для небольшого количества студентов).

Таким образом, следует рассматривать субъектно-ориентированную и субъект-субъектную образовательную среду, поскольку только в упомянутых двух средах учитываются специфические характеристики личности самого студента. Очевидно, что для успешной учебной деятельности студентов необходимо организовать образовательную среду так, чтобы она была исключительно разнообразной. Студентам необходимо рекомендовать и по возможности предоставлять максимально возможное количество источников для изучения учебного предмета или его раздела. Субъектно-ориентированная среда соответствует личностно ориентированному обучению, специальной организации творческой, «активизирующей» атмосферы доброжелательного внимания к особенностям каждого студента.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого высшего учебного заведения. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими условия для воспитания и формирования личности, для создания защищенности и удовлетворенности основных потребностей всех участников образовательного процесса, для их профессионального развития. При организации личностно ориентированного обучения в субъектно-ориентированной среде сама среда изменяется вместе со студентом, «подстраивается» (с помощью преподавателя) к его уровню, тем самым уменьшается стрессогенный фактор обучения. Разнообразие источников и методов получения информации обеспечивает условия «подгонки» среды под возможности студента. В свою очередь, его высокая мотивация к обучению, нацеленность на результат, обеспечивают эффективность образовательного процесса и гармонизацию личности в такой образовательной среде.

 

Литература:

 

1.                  Бережнова Л. Н. Полиэтническая образовательная среда. — СПб., 2003. С. 201.

2.                  Веряев А. А., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к проблеме. Дата обращения 28.08.2013, www-old.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_5/a03.html.

3.                  Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования: Учебное пособие. — М.: Логос, 2000. — 223 с.

4.                  Дьюи Дж. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.

5.                  Иванова С. В. Социальные условия и формирование образовательного пространства в постиндустриальную эпоху. Федеральный справочник. Образование в России. — Т.10. — М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2014.

6.                  Меськов В. С. Лекции для аспирантов, № 3–4 дата обращения 24.04.2013, open-content.ru/docs/2012/lek-aspir-3–4.pdf.

7.                  Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.

8.                  Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Репринтное издание: М., 1995; М., 2000, с. 462.

9.                  Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. е.Ф.Губский и др. — М.: Инфра‑М, 2003.

10.              Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. — 416с, с.43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle