Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 13.05.2015

Статья просмотрена: 21077 раз

Библиографическое описание:

Кристинина, Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 100-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/ (дата обращения: 25.04.2024).

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности.

Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Учителя начальных классов получают возможность формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов.

В 2011 году в связи с введением ФГОС в 1-х классах при организации внеурочной деятельности, педагоги столкнулись с рядом проблем: недопонимание значимости внеурочной деятельности и её связи с урочной деятельностью, отсутствие опыта организации данной деятельности и др.

Изучив исторический опыт и опыт современных педагогов, пришли к выводу,что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга.

Урочные занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведённого времени и определённого контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий –урок -по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для учёта личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения. Эту связь можно проследить в таблице:

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной деятельности.

Раскрытие ценностно-смысловых компонентов этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Освоение общеучебных умений и навыков, как универсальных способов деятельности и познания.

Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы всего лишь одно из средств.

Освоение возрастного нормативного пространства.

Построение пространства для саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности.

Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

Опора на общечеловеческий опыт познания.

Опора на личный опыт из практической жизнедеятельности ребёнка.

Адаптирующее и корректирующее образование.

Развивающее и реабилитирующее образование.

 

Осмыслив выводы, представленные выше, педагоги нашей школы наметили для себя некоторые пути в организации занятий внеурочной деятельностью:

1.                  На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия. В связи с этим, посещение занятий обязательно для всех. В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.

2.                  Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД. С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности сформировать планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).

3.                  Необходима просветительская работы среди педагогов: внеурочная деятельность-это не аналог программ дополнительного образования. Педагоги должны видеть задачи формирования УУД и связь урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим, были запланированы и проведены заседания ШМО по темам: «ВУД в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО», «Пути формирования личностных достижений учащихся», «Педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся», «Развитие УУД учащихся как средство интенсификации учебного процесса», «Методы и средства эффективного обучения младших школьников» и др., взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельностью.

4.                  Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отвели классным руководителям, т. к. учителя начальных классов гораздо лучше других специалистов ориентируются в содержании занятий внеурочной деятельности, педагоги получили возможность глубоко познать ребёнка как в учебной, так и во внеурочной деятельности, большую часть времени дети проводят под присмотром одного педагога, у классного руководителя появилась дополнительная возможность организации жизнедеятельности коллектива.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена следующим образом:

-                   «Занимательное естествознание»

-                   «Музыкальная шкатулка»

-                   «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

-                   «Геометрия в аппликациях»

-                   «Информатика»

-                   «Весёлый английский»

-                   «Игротека»

-                   «Художественное творчество»

-                   «Школьный калейдоскоп»

Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия.

Программа «Занимательное естествознание» написана с целью устранить трудности, которые испытывают учащиеся при изучении предмета «Окружающий мир», привить любовь к природе и желание общаться с ней, научить наблюдать и исследовать законы природы, расширить теоретические знания учащихся.

Программа «Занимательное естествознание» расширяет, углубляет, систематизирует знания, полученные учениками в школе, устраняет пробелы в знаниях, используя более гибкую систему проведения занятий, большое количество игрового материала, существенно меняя соотношение между теорией и практикой, включая детей в экспериментальную и исследовательскую деятельность.

Младших школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности устройства окружающего мира, поэтому темами изучения в начальной школе являются такие глобальные понятия, как «Изменение», «Влияние», «Порядок». Каждая такая глобальная тема предполагает возвращение на внеурочных занятиях к уже пройденным в классе темам, но уже в другом «ключе», на новом витке спирали.

На занятиях «Занимательным естествознанием» учащиеся изучаю темы, являющиеся продолжением тем, изученных на уроках:

-                   Тайны за горизонтом

-                   Какой остров самый большой в мире?

-                   Жили-были динозавры... и не только они.

-                   Тайны камней

-                   Загадки растений

-                   Эти удивительные животные

-                   Планета насекомых

-                   Загадки под водой и под землей

Программа курса «Занимательное естествознание» предлагает интересный биологический материал, позволяющий проникнуть в тайны природы и рассмотреть знакомые явления природы с разных точек зрения.

Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через которую раскрываются законы развития природы. Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между отдельными природными компонентами, знакомит с представлениями о единстве природы, ее ценности и уникальности.

Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Основной акцент в содержании сделан на развитие у младших школьников наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственые связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

Работа ведётся в группах. Как показала практика, курс «Занимательное естествознание» позволяет формировать универсальные учебные действия: выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, формируется индивидуальная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Программа «Художественное творчество» представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Это особенно актуально, поскольку в учебном плане в 1-м классе предусмотрен только 1 час «Изобразительного искусства» и «Технологии(труда)» в неделю.

На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и этого не достаточно для развития творческих способностей учащихся, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Основные формы работы на занятиях «Художественным творчеством»-групповые и коллективные. Результат работы — создание тематических композиций, украшений для праздников, сувениров (открытка мама, подарок папе), игрового материала и т. п.

В этих видах работы задействованы основные познавательные процессы и приёмы умственной деятельности ребёнка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память, вариативность и гибкость мышления обучающихся, направленные на формирование универсальных учебных действий.

Программа «Геометрия в аппликациях» имеет связь сразу с несколькими учебными предметами, такими, как «Математика», «Литературное чтение», «Технология(труд)», «Изобразительное искусство» и выполняет особенную роль.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Программа обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Конструирование и аппликация теснейшим образом связаны с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют устанавливать, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т. д.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Каждому занятие «Геометрии в аппликациях» посвящено героям из русских народных сказок, к каждому занятию подобран занимательный материал: загадки, стихотворения, скороговорки по теме занятия, что позволяет развивать устную речь учащихся. Это особенно актуально, так как отведённых в урочной деятельности специальных часов для развития речи недостаточно.

В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует? Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок.

В этом прослеживается связь с уроками:

Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов вычислений, построение форм с учетом основ геометрии; работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно — прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.

Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки, сообщение о ходе действий и построении плана деятельности, построение логических связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Цель программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России»: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Эта программа направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Планирование составлено так, что каждая практическая задача соответствует завершению определённой темы по «Литературному чтению», «Музыке», «Изобразительному искусству» и т. д.

Основные задачи, которые позволяет решать данная программа:

-                   Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом

-                   Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т. д.;

-                   Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

-                   Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

-                   Формирование чувства национального достоинства.

Практика показала, что плодотворны и интересны детям следующие виды организации внеурочной деятельности:

-                   Игровая, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсовода, посетителя, смотрителя музея

-                   Познавательная, где школьники рассматривают объекты с помощью инструментов(документ — камера, цифровой микроскоп и т. п.), формулируют устные высказывания, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, рассуждают

-                   Досугово-развлекательная деятельность, досуговое общение (виртуальные и реальные экскурсии)

-                   Проблемно — ценностное общение (этические беседы)

-                   Коллективно-творческие дела

После всего выше изложенного можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

2.                  Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004

3.                  Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.

4.                  Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников

5.                  Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.

6.                  Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, занятие, программа, Развитие, связь, дополнительное образование, народное творчество, начальная школа, окружающий мир, урочная деятельность.

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной

эколого-биологическое дополнительное образование детей — развитие интереса ребенка к изучению экологии родного края, охране...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном... внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном... внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Похожие статьи

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной

эколого-биологическое дополнительное образование детей — развитие интереса ребенка к изучению экологии родного края, охране...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном... внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном... внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.