Библиографическое описание:

Титова С. С., Гревцева Г. Я. Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источниковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 207-210.

Ключевые слова: сольфеджио, детская школа искусств, мультимедийные ресурсы

 

Key words: Solfeggio, Children’s School of arts, Multimedia resources

 

Сольфеджио — дисциплина музыкально-теоретического цикла, ключевая в развитии не только теоретических, но практических музыкальных навыков. Обновление рассматриваемой дисциплины с учетом современных возможностей и, конечно, требований вносит свои коррективы в осуществление привычных основополагающих форм работы.

С 2012 г. к четырем видам образовательных программ: общеобразовательным основным, общеобразовательным дополнительным, профессиональным основным, профессиональным дополнительным — был добавлен пятый, как разновидность общеобразовательных дополнительных — дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

В соответствие с Федеральными государственными требованиями [7] к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 161–166; от 09 августа 2012 г. N 854) по специальностям (Фортепиано, струнные/духовые и ударные/ народные инструменты, хоровое пение, инструменты эстрадного оркестра, музыкальный фольклор (вокальное и инструментальное исполнительство)) — обязательными являются [8] следующие навыки и умения: навыки чтения с листа, первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений, знания музыкальной грамоты, сформированность вокально-интонационных навыков ладового чувства, навыки вокального исполнения муз. текста, в том числе путем индивидуального сольфеджирования, пения с листа, навыки записи муз. текста по слуху, первичные навыки и умения по сочинению муз. текста, сформированный звуковысотный муз. слух и память, чувство лада и метроритма, теоретические знания профессиональной муз. терминологии, умение сольфеджировать одноголосные и двухголосные муз. примеры, умения импровизировать на заданные муз. темы или ритмические построения.

Срок обучения в соответствии с новыми ФГТ составляет 8 лет, возможен дополнительный девятый год (с сокращением на 1 неделю 8 класса, с 40 недельным 9 классом).

Итоговая аттестация по рассматриваемой дисциплине «сольфеджио» проводится в виде экзамена, наряду с дисциплинами «Музыкальная литература», «Специальность».

Технические и материальные условия по ФГТ по обозначенным специальностям для дисциплины «сольфеджио»: фортепиано, наглядные пособия, звукотехническое оборудование (проигрыватель, колонки), доска (без указания ее характеристик, курсив автора, т. е. исходя из возможностей учреждения возможно — интерактивная, совместно с проектором).

Образовательную сферу культуры и искусства Челябинской области представляют 133 детские школы искусств, 2 средних специальных учебных заведения, 2 областных и 1 федеральный вузы.

Сеть ДШИ г. Челябинска, подведомственных Управлению культуры, стабильна и представляет 14 учреждений, в которых реализуются образовательные программы различных видов искусства — музыкального, хореографического, изобразительного, театрального. Из них: бюджетных муниципальных учреждений — 13, автономных учреждений — 1.

Правовая база для деятельности ДШИ в Челябинской области в настоящее время базируется на:

-                   Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013;

-                   Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

-                   Федеральной целевой программе 2012–2018 г «Культура России» в области муз. образования (на примере показателей деятельности дополнительного художественного образования);

-                   Областной целевой программе «Оснащение музыкальными инструментами и сопутствующим оборудованием образовательных учреждений культуры и искусства Челябинской области на 2013–2015 годы» (показатель учреждений дополнительного художественного образования);

-                   Муниципальной программе развития и содержания муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города Челябинска на 2013–2016 годы;

-                   Муниципальной программе развития и содержания муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города Челябинска на 2013–2016 годы (Утверждена распоряжением Администрации города от 26.12.2013 № 8131);

-                   Законе Челябинской области от 28.10.2004 N 296-ЗО «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области»;

-                   Положение о деятельности в сфере культуры на территории города Челябинска. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/802043145 Дата обращения: 22.04.15

Так, насущными приоритетными направлениями развития в ДШИ [9] (в свете темы нашей работы) выступают:

-                   дальнейшее оснащение материально-технической базы школ современными ИКТ для активного применения в образовательном процессе;

-                   расширение интерактивных средств обучения и применение их в образовательном процессе, оснащение интерактивными досками (в соответствии с докладом начальника управления культуры — планируемый показатель не менее 50 % школ искусств);

В данной работы мы обратимся к рассмотрению форм работы дисциплины «Сольфеджио» в связи с соответствующими им мультимедийными ресурсами.

Цель [3, c.9], [5].

Форма работы

Мультимедийные ресурсы

чистая интонация

чтение с листа, сольфеджирование (вокально-интонационные одноголосные и двухголосные муз. примеры)

1. Определение нот в разных регистрах (большой, малой, первой и второй октавах) и различных ключах (скрипичном и басовом). Доступны 2 режима: как соотношение клавиш фортепиано изображением на нотном стане и наоборот.

1.                   Флеш-игра «Угадай ноты» (требование — интерактивная доска или ПК). Ссылка (дата обращения 22.04.15): http://flashtop.com.ua/flashgame_4878_ugaday-noti.html

2.                   Альтернативная флеш-игра «Изучаем названия гот» (Задействованы: скрипичный, альтовый басовый ключи; подсчитываются верные и ложны ответы, выбор осуществляется через соотношение лишь изображения с клавишами фортепиано, без возможности обратного соотношения). Ссылка (дата обращения 22.04.15): http://www.musstudent.ru/biblio/102-program/374-izuchaem-nazvaniya-not-flesh-igra.html

2. Альтернативное чтение с листа печатных учебников- чтение нот с помощью примеров, набранных в нотных редакторах с функцией проигрывания записанного. Преподавателю необходимо предварительно набрать нужные муз. номера при помощи используемых редакторов и передать файлы учащимся.

Цель — не повторение услышанного, а самоконтроль учащегося. Прослушивание лишь после исполнения, или при трудностях с выдерживанием интонации (съезжания: понижение или повышения). Пример — редактор «Overture». Ссылка на демоверсию 22.04.15): http://www.obnovisoft1.ru/geniesoft-overture

понимание закономерностей формы и средств выразительности

основы анализа муз. произведений

Использование презентаций, предварительно подготовленных преподавателем по темам «муз. анализа». Возможно обратиться и к ресурсам сайта ЕКЦОР Ссылка (дата обращения 22.04.15):http://school-collection.edu.ru/catalog/

Тематика: период (в т. ч. тренажер на определение периодов повторного и неповторного строения — ссылка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b3a5357b-232f-4ba8–9163–77d157cfeb34/period_samoocenka.html); рондо (тренажер на составление буквенной схемы рондо — http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/25a62afe-8bb3–46d9-be59–2af928015f4f/rondo_samoocenka.html), «Детский альбом» и «Времена года» П..И. Чайковского,

звуковысотный муз. слух (мелодический и гармонический) и память, чувство лада и метроритма

запись муз.текста или ритма по слуху [4, c.5–24], музыкальный или ритмический диктанты

1. Определение последовательностей звуков на слух от простейшей (три ноты, где первая нота «до») до любой последовательности нот — в качестве тренировки слуха, памяти и подготовки к муз. диктанту.. Флеш-игра «Угадай какие ноты Music Games» Ссылка (дата обращения: 22.04.15): http://flashmusicgames.com/rus/learning-note_practice3.html

2. Альтернативная форма к живому исполнению диктанта преподавателем — аудио-диктанты к издающимся новым сборникам диктантов. Можно создавать свои аудио-диски с диктантами или использовать готовые.

Например: ссылка на архив нотных сборников диктантов (дата обращения 22.04.15)- https://cloud.mail.ru/3AD35B2081EB4C30808EE0AFE37A4FF7

Пример аудио-диктантов: Вахромеева Т. Муз.диктанты с (уровень 1–4 классы) [Ноты]/ Т. Вахромеева. — М.: Музыка, 2009. + СD Mp3.

3. Игры «Мелодические интервалы», «Гамонические интервалы», «Классические аккорды» компании «Вирартек». Ресурс (дат обращения 22.04.15): http://virartech.ru/games/

4. Ресурс для уровня учащихся 1–2 классов — игра на определение ритмоформул на слух компании «Вирартек». Игра доступна как в демоверсии так и на лицензионном диске, заказываемом через этот же сайт.

Ссылка демоверсии (дата обращения 22.04.15): http://virartech.ru/games/08-rhythmic-dictation44

музыкальная грамотность

изучение профессиональной муз. терминологии, обозначений, теории

1.                   1. Решение интерактивного теста с помощью интерактивной доски или (в идеальном варианте — на индивидуальных ПК).

2.                   Тест создается преподавателем с необходимыми параметрами: количеством вопросов, вариантов ответов, баллов. Ссылка на тест сохраняется для личного пользования. Ссылка (дата обращения: 22.04.15) на примерный ресурс (демонстративный тест для учащихся 3 класса, созданный автором статьи, включает 14 вопросов):

http://www.banktestov.ru/test/?id=31398

Создать тест возможно, например, на сайте banktestov или с помощью программки «Hot Potatoes».

2. Ресурс для уровня учащихся 1 классов — игра на определение обозначений муз. символов компании «Вирартек» (тактовая черта, длительности, паузы). Доступ: http://virartech.ru/games/05-musical-symbols

творчество, логика

импровизация на заданные муз. темы или ритмические построения, сочинение муз. текста [6, с. 134–196].

Для сочинения подойдет как нотный редактор, в наборе которого есть функция прослушивания, так и программки автоаккомпанемента — для создания основы к вокальному исполнению произведения (пример тому — простенькая программка «Band-in-a Box»).

Во втором случае придется все же поработать с мелодией отдельно (письменно на бумаге и спеть самостоятельно/ в нотном редакторе/ или с помощью миди клавиатуры сыграть и записать трек/ или при помощи микрофона записать пропеваемый завук).

Соединить мелодию и аккомпанемент возможно в программке «Sonar», обработать звук по качеству — в программке «Sound Forge».

Изменить тембры заданной темы поможет синтезатор с функцией переключения «инструментов», или программки обработки звука, например уже указанная «Sonar» или нотный редактор.

 

Обозначенные ресурсы используются автором статьи в практике на базе МБУ ДОД «ДШИ № 9» г. Челябинска. Отчетная методическая работа автором была осуществлена в виде методического сообщения (03 марта 2015 г. для преподавателей теоретического отделения ДШИ № 9) с элементами практического показа (при участии учащихся 3 классов специальностей «инструментальное исполнительство»).

 

Литература:

 

1.    Давыдова, Е. В. Методика преподавания сольфеджио: пособ. для учащихся муз. вузов [Текст] / Е. В. Давыдова. — М.: Музыка, 1986. — 160 с.

2.    Картавцева, М. Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио [Текст] / М. Т. Картавцева // В помощь педагогу музыканту. — М.: Музыка, 1987. — 72 с.

3.    Островский, А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио: пособ. для педагогов [Текст] / А. Л. Островский. — Л.: Музыка, 1970. — 297 с.

4.    Сиротина, Т. Ритмическая азбука [Текст]: учеб.-метод. пособ. для 1–4 классов ДМШ/ Т. Сиротина. — М.: Музыка, 2007. — 96 с., нот.

5.    Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства (Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 161–166; от 09 августа 2012 г. N 854).

6.    Шатковский, Г. И. Развитие музыкального слуха [Текст]: метод. разраб./ Г. И. Шатковский. — М.: Амрита, 2010. — 208 с., нот.

7.    Нормативное правовое регулирование образовательных учреждений культуры и искусства ФГТ на сайте министерства культура Режим доступа: http://doc.msk.muzkult.ru/fgt/ Дата обращения: 30.04.2015

8.    Выборка навыков и умений из полного текста ФГТ произведена автором с учетом форм и задач дисциплины «Сольфеджио».

9.    Доклад Начальника Управления по «Развитию и содержанию муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города Челябинска» Режим доступа: upr-kult.eps74.ru/Storage/File/.../src/.../доклад %20на %20комиссии.dос Дата обращения: 22.04.2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle