Библиографическое описание:

Сорокина И. Р., Калетинская М. И. Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 13-17.

В статье рассматривается влияние процесса адаптации на процесс социализации девиантных подростков, специфика социализации девиантных подростков.

Ключевые слова: процесс социализации, процесс адаптация, девиантные подростки, девиантное поведение, самооценка, тревожность.

 

За последнее десятилетие в нашей стране возникло немало серьезных проблем, которые остаются до сих пор нерешенными. На сегодняшний день вопросы развития способностей, правосознания и активности подростков требуют своего разрешения. От того, насколько эффективно будут выполняться эти задачи, зависит будущее подрастающего поколения.

На пути решения этих задач встает несколько проблем: во-первых, сократилось количество социальных институтов, занимающихся социализацией детей и подростков; основная нагрузка по воспитанию ребенка легла на семью и школу. Во-вторых: в обществе сложилась такая социально — экономическая ситуация, которая еще больше осложнила процесс выполнения задач по социализации и адаптации детей и подростков. С каждым годом возрастает уровень детской и подростковой преступности, которая свидетельствует о неблагополучии общества.

В связи с этим актуальность выбранной нами темы является несомненной для педагогов, психологов, родителей.

Процесс адаптация и социализации обучающихся в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей личности в социуме. Анализ работ ученых, занимавшихся этими проблемами обучающихся (Ю. А. Александровский, С. А. Беличева, Р. Берне, СМ. Громбах, Д. В. Колесников, К. Левин, А. В. Петровский, Э. Стоуне, Г. И. Царегородцев, В. А. Ядов и др.), определяет наиболее значимые направления проявлений дезадаптации: психологические, педагогические, социологические. Cледует говорить не только о проявлении какого-то фактора дезадаптации, а об их комлексном негативном воздействии на обучающегося (Н. Г. Лусканова, Г. Н. Сердюкова). Специфика профессиональной школы определена тем, что именно в ней закладываются основы будущего личности. В процессе обучения подросток реализует себя в различных видах деятельности во взаимодействии с окружающей действительностью. В зависимости от того, как у подростков происходит приспособление к социальной среде, условиям обучения в школе, можно говорить об успешной или неуспешной реализации себя в жизни.

Социально-психологический аспект влияния адаптации на процесс социализации девиантных подростков исследован в работах С. Э. Артемова, Д. А. Андреевой, С. Д. Агарелян, Ю. С. Бабахан, Ф. Б. Березина,А. А. Гордон, О. И. Зотовой, И. К. Кряжевой, М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой и др.

Школа является одним из основных институтов социализации ребенка, который начинает осуществлять свое влияние на протяжении многих школьных лет жизни ребенка. Школа доминирует в воспитании ребенка в процессе его социализации и адаптации. Ее влияние постепенно дополняется семьей, влиянием друзей, сверстников и другими социальными институтами. Тем не менее, нельзя уменьшить значение школы, как основного института социализации. То, что ребенок приобретает в школе, он сохраняет в течение всей своей жизни; в школе он продолжает формироваться как личность. Как определил Немов Р. С. «социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения». [5] Социализацию можно определить и как процесс накопления подростками социального опыта и социальных установок, соответствующих их социальным школьным ролям. Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но наиболее интенсивно он осуществляется в подростковом возрасте. Поэтому главную роль на этих этапах играет не столько семья, сколько школа, как институт социализации. В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы поведения, нормы морали, культурные ценности. Но этот процесс нельзя считать однонаправленным, а именно, нельзя сказать, что ребенок усваивает и прямо подвергается всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям со стороны взрослых. Общение ребенка и учителей — это не только процесс передачи первому суммы знаний, навыков и умений, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния. Ребенок активно и критически перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, вплетая его в свой собственный, то есть пытается адаптироваться.

Процесс социализации предполагает постепенное включение ребенка в систему общественных школьных отношений и самостоятельное установление новых социальных отношений. На процесс социализации подростков в школе оказывают воздействие, как направленные социальные факторы, так и влияния, которые бывает сложно предусмотреть и предотвратить. Из всего вышесказанного можно вывести такие особенности процесса социализации, школьников как его отсутствие стихийности, неорганизованности; он также включает собственную активность личности подростка. [7]

Процесс социализации подростка в школе протекает под организованным влиянием его педагогов (через воспитание) и на фоне активности в его совместной деятельности с учителями и учащимися. Воспитательный процесс в школе выполняет две задачи: во-первых, организует протекание процесса социализации, а во-вторых, он исключает влияние «стихийного элемента» Среды и ближайшего окружения. Социализация ровно как и адаптация школьника протекает через психологические, социальные и культурные отношения между ним и окружающими его людьми. Психологические отношения — эмоциональная поддержка друг друга. Ученик учится сопереживать и устанавливать близкие теплые отношения. Социальные отношения — распределение ролей, статусные отношения в классе, школе. Школьник усваивает различные социальные роли, их содержание. Культурные отношения внутри школьные связи, обусловленные особенностями сложившейся культуры. Подросток усваивает обычаи и традиции семьи, общества, конкретной школы, класса. [4]

Изучение процесса адаптации детей к новым условиям предполагает анализ категории «адаптация». В энциклопедическом словаре термин «адаптация» определяется как «...приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды», что более характеризует медико-биологические аспекты этого процесса (Энциклопедический словарь, 1995).

В. Г. Березин считает, что адаптация — процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. [2]

Взгляд А. Налчаджяна на связь адаптации и социализированности не является традиционным и отличается от утверждений других авторов о том, что «социально-психическая адаптация — один из путей более полной социализации». Он пишет: «личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптированность человека может быть прямым следствием высокой степени и полноты его социализированности». Поясняя это, он пишет: «Если в данном обществе моральные нормы и принципы, а также другие общечеловеческие ценности служат главным средством маскировки эгоистических стремлений, т. е. если доминирующей социальной ориентацией людей является двуличие, то вполне естественно, что социализированность личности, осуществленная путем интернализации общечеловеческих ценностей, может стать постоянной причиной фрустрированности и дезадаптированности». «Поскольку личность одновременно является членом нескольких групп, то в некоторых из них она может быть хорошо адаптирована, в других — хуже. Она может быть членом и таких групп, в которых ее положение близко к полной дезадаптированности. Например, при хорошей адаптации в трудовом коллективе личность может быть дезадаптирована в семье».

В итоге А. Налчаджян выделяет две разновидности (типа) адаптации: а) адаптирующую социализацию и б) дезадаптирующую социализацию» [4].

Таким образом, адаптация является одним из ключевых показателей социализации. Адаптация и дезадаптация являются важными характеристиками, влияющими на социализированность человека. Механизмы адаптации включаются у человека, в основном, в проблемных ситуациях — ситуациях затруднения, фрустрированности, повышенной тревожности и т. д. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности. Нарушение процесса социализации в школе часто связано с тем, что на личность подростка оказывают влияние неблагоприятные факторы школьного воспитания и обстановки, которые затрудняют или делают невозможным удовлетворение ведущих потребностей.

Эти неблагоприятные влияния либо непосредственно (прямо) воздействуют на прохождение процесса социализации, либо приводят к нарушению действия механизмов социализации, что затрудняет усвоение социального опыта, т. е. действуют косвенно на процесс социализации. К прямым негативным условиям школьного влияния относятся, например, демонстрации подростку педагогами, другими учащимися грубых образцов поведения.

К косвенным влияниям относятся условия школьного климата или отрицательные стили воспитания и так далее.

В научной литературе можно встретить упоминание таких неблагоприятных факторов, как низкий уровень профессионализма, педагогическая несостоятельность руководства, эмоционально-конфликтные отношения в школе, классе.

В качестве таких условий, влияющих как на развитие личности подростка, так и на его социализацию, Немов Р. С. выделяет «систему отношений в школе» [7]. Кон И. С. утверждает, что на процесс социализации влияют «все условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования взрослых. Снайдер указывает на такие условия, как «создаваемая взрослыми для детей реальность и методы, которыми взрослые пользуются для управления чувствами детей» [4].

Зарубежные психодинамические теории считают нарушения межличностных отношений взрослых и детей одним из основных условий формирования отрицательного поведения.

Влияние этих и других условий не является абсолютным, то есть их существование в школе не всегда приводит к тому, что социализация ребенка нарушается. Воспитываясь в условиях школы с ее недостатками, ребенок не всегда становится «трудным». Это происходит от того, что каждый человек развивается в совершенно разных условиях, поэтому и результат этого развития может быть совершенно иной. Кроме того, эти условия взаимодействуют с самим организмом человека, как таковым, и это тоже накладывает на процесс развития свой отпечаток.

В связи с этим, необходимо выделить основные негативные школьные условия, которые с большей долей вероятности приводят к нарушению процесса социализации школьника и влияют на его адаптационные процессы. К ним относятся:

1)      недостаток внимания, теплоты со стороны родителей, учителей, эмпатии (эмоциональные отношения) — оказываются неудовлетворенными потребности в любви, безопасности и защите;

2)      частые конфликты в школе (атмосфера школьного, классного коллектива) — не удовлетворены первичные потребности;

3)      негативные установки педагогов (демонстрация педагогами моделей поведения и взглядов на жизнь, несущих негативные начала);

4)      структурные характеристики школы и их изменения (перевод в другой класс, подгруппу и др.)

5)      насилие над ребенком в школе (социальная потребность в самостоятельности формирует отношения «зависимость — независимость»).

С этим фактом школьного уровня воспитания Короленко У. П. связывает «риск развития различных форм поведения» [4]. Кроме того, негативное поведение у подростка может сформироваться тогда, когда в школе существует ряд проблем:

а)     снижение материального, технического обеспечения школы;

б)     социально-психологическая напряженность в обществе, школьном коллективе, вызывающие дискомфортные отношения в классе.

Как показали многочисленные исследования, плохие отношения между педагогами и учениками приводят к формированию девиантного и отрицательного поведения подростков. Что в конечном итоге приводит к дезадаптации.

В целом к школьным условиям, нарушающим социализацию подростков, относятся все те условия в школе, которые приводят к неудовлетворенности наиболее важных и актуальных потребностей школьников.

Можно выделить следующие особенности процесса социализации девиантных подростков:

1.             Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать,

2.             Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.

Таким образом, мы выяснили, что отклоняющееся поведение, сформировавшееся под влиянием негативных окружающих условий различается по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Кроме того, мы выяснили, что в школе и семье могут создаваться такие условия, которые ведут к возникновениям отклоняющегося поведения. К школьным условиям, нарушающим социализацию подростков, относятся все те условия в школе, которые приводят к неудовлетворенности наиболее важных и актуальных потребностей школьников.

В рамках проведения социально-педагогической программы социализации подростков отклоняющегося поведения было организованно анкетирование. В ходе анкетирования было опрошено 50 человек: 23 % — девушки от 15 до 17 лет, 27 % — мальчики от 14 до 18 лет, которые обучаются в общеобразовательной средней сменной школе № 2 поселка Загорск. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Поэтому данный контингент опрашиваемых можно отнести к подросткам отклоняющегося поведения.

Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой.

Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями — 56 %, 32 % — посещению дискотек, ночных клубов. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов: нет четкой цели этого мероприятия; организация подобной формы досуга создает условия для проявления асоциального поведения (драки, употребление алкоголем, наркотиков). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 14 % — предпочитают слушать музыку. Печальным остается тот факт, что ни один из опрошенных не посещает досуговых учреждений.

В последнее время на выбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые несут в себе жестокость, агрессию. Так:

54 % подростков смотрят боевики,

28 % — триллеры,

3 % — фильмы с элементами эротики,

8 % — комедии.

На вопрос «Что ты понимаешь под здоровым образом жизни?» подавляющее большинство респондентов ответили: не пить, не курить, заниматься спортом. Такой вариант ответа, как «жить полноценной духовной жизнью», выбрали лишь 10 % опрошенных. На вопрос «Ведешь ли ТЫ здоровый образ жизни?» ответ «Да» выбрало 24 %. Большая часть ответила «нет» — 67 %.

При этом, на вопрос «да» они ответили следующие варианты:

13 % — не курю,87 %- «курю»

15 % — не употребляю спиртные напитки, и только 6 % из них занимаются спортом, 85 %- «употребляют»

А на вопрос «нет»

а)     не занимаюсь спортом — 19 %, 81 %-занимаются спортом

б)     употребляю спиртные напитки — 49 %,51 %-не употребляют.

в)     курю — 10 %, 90 %- «не курят»

Последние два вопроса позволили нам выяснить два аспекта: первый — их суждения о здоровом образе жизни, а второй — отсутствие у подростков стремления вести здоровый образ жизни.

В следующих вопросах мы попытались выяснить, что является источником возникновения негативных привычек, откуда это идет. И получили следующие ответы.

Употребление спиртных напитков:

50 % — в компании друзей,

36 % — из любопытства,

14 % — просто так от нечего делать.

Что тебя подтолкнуло попробовать первую сигарету:

26 % — из любопытства;

18 % — пример родителей;

14 % — влияние друзей;

10 % — мода;

11 % — желание почувствовать себя взрослей;

Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Так на вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных — 67 % ответила: в неполной и только 33 % имеют отца и мать.

Итоги следующего вопроса говорят нам о том, что в решении проблем подростков семья играет не первое место. Опять же в первую очередь подросток делится со своими проблемами с друзьями — 52 %, 26 % — с родителями, 22 % — не делится ни с кем.

Последний вопрос говорит нам о том, какие жизненные ценности ценят подростки, дал нам следующий результат:

44 % — счастье в семье,

26 % — любовь,

27 % — материальная обеспеченность,

26 % — здоровье,

21 % — образование.

Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины возникновения такого поведения идут от семьи, от окружения, отсутствия организации полноценного досуга. Именно от того, как проходит процесс социализации, зависит дальнейшее формирование личности и адекватная адаптация к обществу. Отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации и адаптации.

Несмотря на то, что поведение подростков имеет асоциальную направленность, их жизненные ценности основываются, прежде всего, на счастье в семье, любви и уважении. Это говорит о том, что еще не поздно изменить таких подростков, поставить их на правильный жизненный путь, поскольку личность должна быть не только социализирована, но и всесторонне адаптирована.

И поэтому наша задача — создать все условия для коррекции их социализации, вводя подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.

 

Литература:

 

1.                  Ананьев, Б.Г., О психологических эффектах социализации// Человек и общество. — Л., 2003.-23 с.

2.                  Гурко, Т. А. Особенности развития личности подростка в различных типах семей. — Социс № 3, 2006.-142 с.

3.                  Елизаров, А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей. — № 6,1995.-94 с.

4.                  Кучинская, Е. В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей.- Вопросы психологии № 4,2001.-48 с.

5.                  Немов, Р. С. Психология. — 2 т, М., 1994.-688

6.                  Реан, А. А. Характерологические особенности подростков — деликвентов. — Вопросы психологии № 4, 1991.-43 с.

7.                  Спиридонов, Л. И. Социализация индивида как функция общества//Человек и общество. — Л., 2001.-45 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle